АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

С ПЕСКОМ И ВОДОЙ

ВВЕДЕНИЕ 168

Глава 13. Поверхность песка. Создание горок и отпечатков, лепка и рисование на песке 169

Глава 14. Проникновение в толщу песка. Отверстия, тоннели, закапывание

и раскапывание предметов 187

Глава 15. Использование воды. Капание мокрым песком и выливание воды  
в песочницу  

211

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 217

ЧАСТЬ VI ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ  
Глава 17. Ниспровержение коллективного 6 JgNnCrAsZjc5ZtaP/EnDNlZKQjhkaKCOscu0DmVNDsPCd8TiHXzvMIrsK217HCXctfo+SZ60w4bl Q40drWsqj9uTM/A+4rh6SF+HzfGwPv/sHj++NykZczufVi+gIk3x7xgu+IIOhTDt/YltUK0BKRKv 8+KJ2F+XLnL9n7z4BQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAImBiCCAAgAASwYAAA4A AAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPR9FJbWAAAAAQEA AA8AAAAAAAAAAAAAAAAA2gQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADdBQAAAAA= "> 221
Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защитаГлава 20. Заключение ЛИТЕРАТУРА 2 2HomA2cKsCxmNzlm1o/8ScM2VkpCOGRooI6xy7QOZU0Ow8J3xOIdfO8wiuwrbXscJdy1+j5JnrTD huVDjR2tayqP25Mz8D7iuHpIX4fN8bA+/+weP743KRlzO59WL6AiTfHvGC74gg6FMO39iW1QrQEp Eq/z4onYX5cucv2fvPgFAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACUAQAA CwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA5MoOQIICAABLBgAA DgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA9H0UltYAAAAB AQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADcBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAN8FAAAA AA== "> 256 E tth6JgNnCrAsZjc5ZtaP/EnDNlZKQjhkaKCOscu0DmVNDsPCd8TiHXzvMIrsK217HCXctfo+SZ60 w4blQ40drWsqj9uTM/A+4rh6SF+HzfGwPv/sHj++NykZczufVi+gIk3x7xgu+IIOhTDt/YltUK0B KRKv8+KJ2F+XLnL9n7z4BQAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEA AAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAEuTpK+DAgAASwYA AA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAPR9FJbWAAAA AQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA3QQAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAADgBQAA AAA= "> 302

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Книга Ленор Штейнхардт «Теория и практика юнгианской песочной терапии» является первой изданной на русском языке работой, которая посвящена этому чрезвычайно интересному методу психотерапевтической работы. Разрозненные публикации, появлявшиеся в печати до настоящего времени, представляли собой лишь отдельные статьи в периодических изданиях или сборниках, либо достаточно поверхностные краткие описания песочной терапии, принадлежащие перу отечественных авторов. Предлагаемая читателям книга написана специалистом с богатым опытом клинической работы, в которой широко применялся метод юнгианской песочной терапии, поэтому ее выход в свет можно считать достаточно знаменательным событием. Жаль, однако, что работы таких ярких представителей юнгианской песочной терапии, как Кальфф, Амманн, Вейнриб, Райс-Минухина и других до сих пор на русский язык не переведены, хотя именно они могли бы стать фундаментом для освоения данного метода отечественными специалистами.

Книга Ленор Штейнхардт в первую очередь посвящена некоторым частным аспектам использования метода юнгианской песочной терапии, а именно всестороннему описанию и анализу разнообразных песочных форм. Несомненной заслугой автора следует признать обращение к достаточно слабо изученным феноменам, связанным с использованием песка и воды в качестве уникальных материалов художественной экспрессии. При написании книги Штейнхардт стремилась синтезировать как представления глубинной психологии (прежде всего, юнгианского анализа), так и личный опыт использования методов арт-терапии. Комбинированное применение песочной терапии и арт-терапии, по ее мнению, дает значительные преимущества в использовании как одного, так и другого подхода. Это вполне логично, если учесть, что и песочная терапия, и арт-терапия

Предисловие к русскому изданию I 9

связаны с созданием визуальных образов и базируются на целом ряде общих принципов, к которым, в частности, можно отнести недирективность подходов и признание значимости трехстороннего взаимодействия клиента, психотерапевта и художественного образа.

Вплоть до последнего времени песочная терапия использовалась в арт-терапевтическом процессе сравнительно редко. Еще более редкими были попытки осмысления практики песочной терапии с точки зрения представлений арт-терапевтического подхода. Автор книги связывает это с тем, что исторически оба метода развивались параллельно. Песочная терапия в основном формировалась в русле юнгианского подхода и применялась психоаналитиками, не имеющими какой-либо художественной или арт-терапевтической подготовки. Во многих случаях она употреблялась как дополнительный инструмент вербальной психотерапии, как частная форма метода активного воображения. Основное внимание при этом обращалось на психологическое содержание миниатюр; песочным же формам и материальным свойствам фигур придавалось гораздо меньшее значение.

Подчеркивая своеобразие своего взгляда на использование юнгианской песочной терапии, Ленор Штейнхардт объясняет его наличием художественной подготовки, позволяющей «обратить внимание на связь между особенностями форм и поверхности песка и характером используемых клиентом миниатюрных предметов, а также на соотношение между спонтанно создаваемой формой из песка и готовыми объектами».

Обладая некоторым опытом применения арт-терапевтического подхода, Ленор Штейнхардт обращается к нему при рассмотрении практики песочной терапии. Вместе с тем, очевидно, что автор придерживается направления, представленного достаточно небольшой группой специалистов. К ней относятся, в частности, Шон МакНифф и Джой Шаверьен, которых отличает повышенный интерес к процессу создания визуальных образов с минимальными интерпретациями или вовсе без таковых, а также использование далеко не бесспорных и с трудом поддающихся верификации гипотез, с помощью которых они пытаются объяснить механизмы лечебно-коррекционнога


10 | Предисловие к русскому изданию

воздействия художественного творчества. Джой Шаверьен, например, для этого привлекает понятие «магических процессов» в арт-терапии, опираясь при этом на столетней давности исследования Дж. Фрэзера и разбавляя эти понятия тезисами, заимствованными из философии Эрнста Кассирера. МакНифф же, в свою очередь, подводит под свои представления об образе как «самодостаточной сущности» метафизические основания.

И то и другое, однако, вряд ли имеет какое-либо отношение к процессу развития арт-терапии как научно-обоснованного метода. Хотя Ленор Штейнхард и заявляет, что «развитие арттерапии позволило значительно расширить представления о ее задачах и факторах лечебного воздействия», личный опыт автора свидетельствует о стремлении следовать достаточно ограниченному набору жестких теоретических положений юнгианского анализа, привлекая для интерпретации создаваемых клиентами образов суждения довольно сомнительного качества, вроде взятых из словаря символов Купера. Предлагаемая же ею для использования в песочной терапии и арт-терапии цветовая карта не выдерживает критики и вряд ли может рассматриваться в качестве сколько-нибудь валидного источника информации. Взять хотя бы авторские рассуждения по поводу того, что «предпочтение желтого цвета указывает на...склонность к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению намеченных планов в реальную жизнь» или, например, что оранжевый цвет «указывает на высокую активность и получение энергии вместе с пищей».

Описывая клинические случаи, Ленор Штейнхардт дает, в основном, собственные интерпретации различных песочных форм и используемых клиентами миниатюр, изредка дополняя их интерпретациями самих клиентов.

Представляя историю Ванды, она ограничивается лишь краткой характеристикой ситуации и фактами ее биографии, не комментируя отношения Ванды с психотерапевтом, ее поведение, спонтанные высказывания, варианты невербальной экспрессии и иные значимые нюансы реального арт-терапевтического процесса.

В то же время следует воздать автору книги должное за кропотливое и достаточно глубокое описание разнообразных пе-

Предисловие к русскому изданию 11

сочных форм, а также за весьма удачную рабочую классификацию используемых в арт-терапии изобразительных материалов, с подробной характеристикой способов работы с ними и их экспрессивных свойств. Книга убедительно доказывает, что включение песочницы в арт-терапевтический процесс таит в себе значительные, до сего дня мало раскрытые возможности, а также то, что использование теоретических и практических достижений активно развивающегося последние несколько десятилетий арт-терапевтического подхода способно коренным ^образом изменить и сам метод песочной терапии.

А. И. Копытин, кандидат медицинских наук,

председатель Арт -терапевтической ассоциации


ff


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 503 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)