АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ АВТОРА, СВЯЗАННЫЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕСОЧНИЦЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ

В детстве я занималась рисованием. Это отвечало моим внутренним потребностям, и я рисовала всегда и везде, где только возможно. Для меня это было игрой. Рисуя, я не преследовала какой-либо цели. В начале 1940-х гг бумага для рисования и краски были недоступной для меня роскошью. Поэтому мои первые рисунки и скульптурные изображения я создавала, используя любые доступные мне материалы или поверхности — такие как снег, пыль, газетные поля, мел, земля и песок. Во время школьных перемен я рисовала мелом на доске.

В летнее время, живя на побережье Атлантического океана, я рисовала на песке и строила из него всевозможные сооружения. Я сравнивала свои работы с тем, что создавали другие. Кроме того, я обращала внимание на формы, созданные из камней и песка самой природой — ветром, водой и другими естественными процессами. В дальнейшем, занимаясь изобразительным искусством и керамикой, я зарисовывала увиденное. Увлекшись этими видами творчества, я, однако, никогда не задавалась вопросом, зачем я это делаю. Много лет спустя, преподавая изобразительное искусство и побуждая других заниматься творчеством, я обратила внимание на исцеляющие возможности изобразительного искусства. Я заметила, что при самостоятельной творческой работе у человека изменяется привычное ощущение времени, начинают проявляться потребности и представления, через создание визуальных образов активизируется внутренний творческий потенциал. В 1980 г. я познакомилась с арт-терапией, и мой интерес к изобразительному искусству вышел на новый уровень. Как арт-терапевт я вижу, что визуальный образ выполняет роль моста, соединяющего внешнюю и внутреннюю реальность.

В 1987 г., преподавая арт-терапию, я обратила внимание на то, что в общий курс обучения включено практическое занятие по теме «песочная терапия». Песок и вода на берегу океа-

Глава 1. Песочная терапия и арт-терапия I 39

на были для меня в детстве тем же, чем является для художника его мастерская и холст. Я посетила это занятие, проходившее в гимнастическом зале. Ведущая группы, специалист по танцедвигательной терапии, предложила всем 60 присутствующим лечь на пол головой к центру, образуя большой круг. Затем она попросила всех расслабиться и глубоко дышать, издавая какие-нибудь звуки до тех пор, пока они не сольются в единую, гармонично звучащую и постепенно затухающую ноту. Вдоль стен зала находились миниатюрные фигурки и песок. После упражнения на релаксацию присутствующим было предложено взять лист бумаги, насыпать на него немного песка и некоторое время поиграть с одной или несколькими выбранными фигурками. Затем мы должны были описать свои ощущения или сочинить историю. Простота и глубина упражнения произвели на меня очень сильное впечатление, и мое раннее увлечение изобразительным искусством постепенно стало моей профессией. Теперь песок и вода — инструменты «ландшафтного искусства» моего детства — дополняют различные изобразительные материалы в моей студии, являясь одним из основных средств психотерапевтической работы. Так первые в моей жизни инструменты изобразительного творчества превратились в обязательный элемент моей арт-терапевтической практики.

Соединение песка, воды, изобразительного искусства и арт-терапии вызывают у меня воспоминания о времени, когда я не разделяла для себя понятия изобразительного творчества и игры. Поэтому я не разделяю и понятия арт-терапии и песочной терапии — они не являются для меня независимыми друг от друга психотерапевтическими методами. Я до сих пор храню воспоминания о песчаном побережье, рядом с которым мне довелось в детстве жить и постоянно наблюдать, что создают из песка люди и сама природа. Длительное время играя на берегу океана с песком и водой, я постепенно пришла к осознанию того, что песок, вода и голубое небо являются некой основополагающей средой для творчества, и в то же время эти составлющие — основа моей профессиональной подготовки в области изобразительного искусства, моей арттерапевтической работы и использования в ней песочной те-


40 | Часть I. ВВЕДЕНИЕ рапии. Поэтому вопросы, которые я рассматриваю в этой кни- (ге, — свидетельство того, насколько важен для меня мой детский опыт игры с песком. Поэтому вполне естественно, что я придаю большое значение созданию в ходе песочной терапии спонтанных форм из песка.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 415 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)