АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ГЛАВА 4 АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Арт-терапевтическое направление стало складываться в годы

Второй мировой войны в Великобритании и США. Этому способствовала работа художников в различных учебных учреждениях. Вуд (Wood, 1997) считает, что особенно активно арт-терапия внедрялась в деятельность больниц и реабилитационных центров в период с конца 1930-х до конца 1950-х гг.: «И психотерапия, и арт-терапия использовались в русле реабилитационного подхода (применявшегося тогда, главным образом, в отношении военнослужащих, пострадавших в годы войны). По словам Вуда, арт-терапия связывает представление об исцеляющих возможностях изобразительного искусства с его способностью быть средством передачи внутренних конфликтов, в особенности «страхов, преследовавших многих людей на рубеже веков. Две мировые войны убедили людей в том, что невинный фасад человеческого существования скрывает весьма серьезные проблемы». Адриан Хилл был художником, проходившим лечение от туберкулеза в английских санаториях в годы Второй мировой войны. Уэллер (Waller, 1984) пишет о нем:

Может быть, так совпало, но некоторые пациенты начали рисовать, отражая в своих работах страшные сцены войны, или использовали свои работы в качестве иллюстраций, когда рассказывали о потрясениях, пережитых ими на войне, о страхе болезни и смерти. Так Адриан Хилл неосознанно для себя стал выступать в роли «арт-терапевта» (Waller, 1984, р. 6).

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность | 73

В данных обстоятельствах Хилл начал свою арт-терапевтическую деятельность, работая с пациентами, с которыми он знакомился в больницах и санаториях. Позднее он написал несколько книг, предлагая в них использовать изобразительное искусство в качестве средства лечения. Англичане Эдвард Адамсон (Adamson, 1984) и Рита Саймон (Simon, 1992) также были художниками, когда организовали студии для психиатрических пациентов. В те далекие годы арт-терапия использовалась лишь как вспомогательное средство в лечебном процессе. Пациенты могли приходить в студии для занятий изобразительным творчеством, но основное лечение проводили психиатры или психотерапевты.

В США такие художники, как Маргарет Наумберг

(Naumberg, 1966) и Элинор Ульман (Ulman, 1965) тоже начали работать с психиатрическими пациентами. А Эдит Крамер (Kramer, 1977) приступила к работе с детьми, находившимися в лечебно-коррекционных учреждениях. Теория арт-терапии развивалась в 1950-1960-е гг. во многом под влиянием медицинских взглядов больниц, на базе которых использовалась эта форма лечения. Наблюдения за тем, какое влияние оказывают занятия изобразительным творчеством на состояние человека, помогая его излечению и развитию, способствовали тому, что арт-терапия стала постепенно рассматриваться в качестве ведущего психотерапевтического метода, а не только как дополнение к другим методам лечения. Это особенно справедливо в отношении лиц с ограниченными вербальными способностями, испытывающими большие затруднения в общении с психотерапевтом. Занятия этих пациентов художественным творчеством в присутствии психотерапевта-«свидетеля» обеспечивали достижение определенных лечебных эффектов притом, что их прямой вербальный контакт с окружающими был вряд ли возможен.

Первые арт-терапевты получили художественную подготовку в те годы, когда взгляды на изобразительное творчество и формы визуальной экспрессии претерпевали глубокие изменения. Отношение общества к изобразительному искусству неоднократно изменялось на протяжение второй половины XIX — первой половины XX в. Изменения в западном искус-


74 Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ...

стве выражались в отходе от классических традиций и возникновении таких направлений, как импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм и абстрактный экспрессионизм.

Художественная свобода, характерная для середины XX в. во многом была тесно связана с представлениями, сформулированными представителями Bauhaus — школы изобразительного искусства и дизайна, основанной Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 г. и закрытой нацистами в 1933 г. (Chilvers, 1996). Среди выдающихся теоретиков нового искусства были Иоханнес Иттен, Пауль Клее и Василий Кандинский. В своем манифесте, названном «Духовное в искусстве», опубликованном в 1911 г., Кандинский назвал внутренние потребности художника основным фактором изобразительного творчества (Kandinsky, 1977). Для Кандинского изобразительное искусство воплощало собой духовное начало и потребности художника; настоящим художником являлся тот, кому удалось достичь высокой достоверности в передаче творческими средствами своих чувств, а отнюдь не точной имитации внешней реальности. Кандинский проводил параллели между цветом, формой, движением, звуком, ощущениями и чувствами. По его мнению, художник может создавать достоверный образ своего состояния, передавая его с помощью абстрактных форм, цвета, размера отдельных изобразительных элементов и их расположения в пространстве. Представления Кандинского позволили лучше понять поведение художника, хотя они не имели какого-либо отношения к процессам создания произведений академического искусства. Его идеи могут также рассматриваться в качестве основы арт-терапевтической практики, связанной с созданием эмоционально достоверной изобразительной продукции.

Необходимо отметить, что по мере возрастающего разделения труда и развития технологии в западном обществе изобразительное творчество стало все в большей степени рассматриваться в качестве профессионального вида деятельности. В настоящее время на Западе им занимаются, в основном, художественно одаренные люди, способные создавать коммерчески привлекательную продукцию, а также художники-при-

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность | 75

кладники, с успехом реализующие свои изделия или получающие гранты. Изначально изобразительное искусство выступа-., ло в качестве центрального элемента групповых ритуалов j и церковной жизни, но с тех пор в нем произошли глубокие из- i менения. В то же время, если обратиться к другим культурам, существующим сегодня на нашей планете, мы найдем примеры использования изобразительного искусства в ритуальных практиках, что позволяет выразить религиозные переживания и объединить людей. Подготовка ритуальных предметов требует больших затрат времени, и даже сейчас они изготавливаются вручную. В западной культуре создание произведений живописи или скульптуры также требует значительного времени, терпения и мастерства, трудно оценимых в денежном эквиваленте. Современный искусствовед Эллен Диссанейек написала две книги — «Для чего существует искусство?» (Dissanayake, 1988) и «Homo aestheticus: откуда и почему появляется искусство?» (Dissanayake, 1992). В них она утверждает, что способность к художественному творчеству является одной из фундаментальных характеристик человека, таким же нормальным и естественным проявлением, как способность к членораздельной речи, социальному взаимодействию с другими, сексуальным и агрессивным проявлениям и т. д. Диссанейек рассматривает художественное творчество как форму поведения человека, развивавшуюся вместе с его исторической эволюцией и позволившую ему выжить. Искусство, существовавшее на всем протяжении человеческой истории, играет важную роль в любом обществе и тесно связано с ритуалами, необходимыми для выживания группы. Таким образом, создание художественной продукции отвечает психологическим и эмоциональным потребностям человека и оказывает на его психическое состояние определенные эффекты. Диссанейек указывает на потребность человека «придавать особый статус» тем предметам, которые, для него наиболее ценны, а также тем видам деятельности, которые наполнены для него глубоким личностным смыслом. Создание художественной продукции связано с обозначением границы между обыденным и экстраординарным. Придание предмету «особого статуса» повышает его значимость и способствует более длительному сохранению в памяти человека. Учи-

76 Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ...

тывая, что художественное творчество служит задаче выживания человека, необходимо признать, что современное разделение труда и художественное творчество, ставшее уделом лишь сравнительно небольшой группы одаренных профессионалов, не могут не иметь серьезных последствий для большинства людей.

Те люди, которые не считают себя художниками и лишены особых художественных талантов, не имеют возможности заниматься творчеством, которое позволило бы им передать свои проблемы и переживания. Потребность все же найти некое средство эмоциональной экспрессии заставляет человека посещать концерты популярных певцов или изучать историю искусства, вместо того чтобы самостоятельно заниматься творчеством.

В то же время на художников-профессионалов ложится тяжелое бремя создания высокохудожественных произведений, пользоваться которыми могли бы другие люди; кроме того, создание таких произведений становится основным источником существования художника. Все это иссушает художника, лишает его искусство эмоциональной аутентичности и мешает проявлению естественных творческих потребностей.

Появление и активное развитие арт-терапии на Западе отражает потребность людей в использовании средств невербального самовыражения. Выбор стильных причесок, косметики и модной одежды одна из наиболее распространенных форм визуальной экспрессии, с помощью которой люди выражают свои потребности и переживания, не осознавая при этом причин своего выбора. Арт-терапия позволяет осознать мотивы, лежащие в основе визуальной экспрессии, и предоставляет человеку возможность создавать художественные объекты, придавая им «особый статус».

Теория арт-терапии быстро развивалась в 1970-1980-е гг., тогда же появились многочисленные публикации и стали создаваться различные программы арт-терапевтической подготовки Qunge а п о < Asawa, 1994; Waller, 1991). Позиции арт-терапии усилились за счет использования представлений глубинной психологии, символизма и юнгианского подхода, без которых трудно понять психологическое содержание художе-

I/1

Глава 4. Арт-терапевтическая специальность | 77

ственных образов (McNiff, 1986; 1989). Американский арт-терапевт МакНифф предположил, что образы являются самодостаточными «сущностями» и, создавая их, человек вступает с ними в диалог и использует в творчестве и в повседневной жизни (McNiff, 1989).

Британский арт-терапевт Джой Шаверьен подчеркивает особые качества визуальных образов и обращает внимание на проявления переноса и контрпереноса, а также на взаимодействие автора со своей работой. Она рассматривает проявления магического мышления, связанные с созданием и использованием художественной продукции, в частности той, которая выступает в качестве талисмана. Шаверьен пишет: «На мои взгляды серьезно повлияли Юнг (Jun& 1972), Хиллмэн (Hillman, 1979) и Нойманн (Neumann, 1970), признававшие магическое мышление в качестве одной из форм психической деятельности человека. Оно имеет иррациональные основы и заключает в себе определенные возможности самоисцеления» (Schaverien, 1987, р. 77).

Шаверьен также указала на существенные различия, существующие между двумя видами визуальных образов. Одни из них она называет «диаграмматическими изображениями», которые обозначают некие представления, но нуждаются в сложном объяснении их содержания. Создавая такие образы, человек пытается сознательно передать свои чувства. В то же время он не стремится вызвать аналогичные чувства у наблюдателя. • Такие образы не обладают сколько-нибудь значительной силой воздействия на других людей и не используются в качестве талисманов или «козла отпущения». В отличие от таких образов, «образы во плоти» заключают в себе энергию человеческих переживаний и способны вызвать их у наблюдателя. Они не нуждаются в словесных объяснениях и, по сути, не могут быть рационально истолкованы. Это — «вещь в себе» и для ее описания трудно подобрать какие-либо слова (Schaverien, 1992).

Представления о диаграмматических образах и «образах во плоти» можно использовать применительно к песочной терапии. В некоторых случаях клиент помещает предметы на песок без каких-либо предварительных манипуляций с ним. При этом клиент может объяснить содержание созданного образа


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 427 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.007 сек.)