АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Умения, сила, инструменты и время

Материалы также классифицируются по тому, насколько простым или, напротив, требующим определенного мастерства яв-


94 \

ляется их использование. Это тесно связано с переживанием удовлетворения или фрустрации при работе с тем или иным материалом, когда допущенная человеком «ошибка» может быть им исправлена либо нет. Весьма характерным для многих детей и взрослых заблуждением является представление о том, что карандаши — более «безопасный» материал (чем, например, краски), поскольку изображение, сделанное карандашом, можно стереть или исправить, сделав рисунок более совершенным. Использование карандашей не требует особых навыков, но они позволяют создавать лишь четкие и слишком тонкие линии. Карандаши ассоциируются с переходом ребенка из детского сада в первый класс школы, где он в определенной мере расстается со своим прежним «Я», связанным с играми более младшего возраста. Используя карандаши и пытаясь исправить изображение вновь и вновь, ребенок может никогда не закончить свой рисунок. Парадоксально, но использование карандаша для большей «безопасности» вызвано ощущением ответственности за создание «хорошего» рисунка, что часто ведет к переживанию неудовлетворенности и разочарования. Более мягкие, но допускающие значительный контроль над процессом рисования материалы, такие, скажем, как пастель, не требуют мастерства и могут использоваться ребенком и взрослым без большого труда, предоставляя им широкий выбор разнообразных цветов. Переживаемая в ходе работы с пастелью фрустрация обычно связана не с самим материалом, но с тем, что полученный образ не соответствует желаемому. Клиент может смять или разорвать свой рисунок, полагая, что допущенная им «ошибка» слишком серьезна для того, чтобы быть исправленной. Пастель светлых оттенков может быть использована при создании набросков, пока автору не удастся добиться той формы, какую он хотел создать, после чего он может более четко обозначить ее яркими цветами. Исправление допущенных «ошибок», что немаловажно, в этом случае достигается достаточно легко.

Уровень мастерства, необходимого для использования гуаши или акварели, зависит от возраста клиента и уровня требований, предъявляемых им к самому себе. Гуашь и акварель бывает слишком жидкой, капает с кисточки или, вопреки замыслу автора, продолжает «самостоятельно двигаться», вызывая у

Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы | 95

него интерес либо, напротив, страх. Готовность клиента принять «ошибки» и отказаться от контроля над процессом изображения приводит к большей спонтанности, креативности и переживанию неожиданных моментов, позволяющих ему создать нечто новое. Тем самым гуашь и акварель способствуют развитию спонтанности. Использование таких материалов, как дерево, камень, гипс и масляные краски, требует наличия специальных инструментов, умений и знания свойств этих материалов, а также больших затрат времени, а иногда и физической силы. Каждый допущенный промах может сопровождаться переживанием фрустрации, поскольку в большинстве случаев ошибки невозможно исправить.

В отличие от дерева, камня и масляных красок, работа с которыми требует большой точности и умений, такие средства, как глина, коллаж или песочница, допускают легкое изменение формы и, в итоге, создание такого образа, который устраивает автора в наибольшей степени. Работа с песочницей позволяет легко создавать новые образы и не требует каких-либо умений. Клиенту достаточно лишь выбирать предметы и располагать их на песке. Сам же песок может быть оставлен без каких-либо изменений либо использован для воплощения образов. В юнгианской песочной терапии клиенту не разрешается изменять песочную композицию и заменять миниатюры после того, как она была создана. Интересным следствием подобной практики является то, что клиент начинает воспринимать ее как возможность проверить границы психотерапевтических отношений и оставляет любые попытки совершенствовать свое мастерство при использовании материалов. Клиент — ребенок или взрослый — может свободно бросать песок, лить в песочницу воду или располагать в ней большое количество предметов. Тем не менее в использовании материалов и выборе предметов всегда есть определенная логика, и даже если песочная композиция имеет хаотичный характер, она рассматривается как завершенный образ, фотографируется и затем разбирается психотерапевтом.

Так, например, 48-летняя женщина, занимавшаяся с арттерапевтом уже три года, приходя в кабинет, обычно стирала «пыль» с дивана и подушек, прежде чем на них сесть. Она гордилась тем, что является образцовой хозяйкой и однажды за-

96

явила арт-терапевту, что хотя, он и хороший художник, но вряд ли содержит свой дом в такой чистоте и порядке, как она. Ее рисунки, выполненные пастелью, и песочные композиции отличались большой аккуратностью и эстетическими качествами. Как-то женщина спросила арт-терапевта, что произойдет, если она побросает все расположенные на полках миниатюры в песочницу. Она знала, что после ее ухода из кабинета арт-терапевт должен будет разобрать ее работу и поставить все миниатюры на прежнее место. После того как арт-терапевт сказал, что она может делать все что захочет, женщина будто совершенно спонтанно схватила несколько коробок с миниатюрами детьми, домами, змеями, ящерицами, летучими мышами, мышами, скелетами и т. д. — и высыпала все в песочницу. Затем, расставив грызунов, насекомых и рептилий по углам, она поместила в одном конце песочницы скелет и бросила в поднос мелкие медные изделия и кусочки стекла изумрудного цвета. Она долго рассматривала результат, обратив внимание на то, что часть предметов оказалась завалена другими: «Здесь много того, чего нельзя увидеть — словно это погребенные землей остатки древних цивилизаций... По ребенку ползут насекомые, как будто он — мусор. Печальная картина: дома лежат опрокинутые, а скелет распластался на песке и не может подняться». Она поняла, что еще очень многие предметы остались не использованными и что ее выбор, по-видимому, не случаен. В процессе работы на нее нахлынули воспоминания, связанные с детством, пришедшимся на военные годы, когда ей довелось испытать лишения. По прошествии некоторого времени она впервые стала рисовать на очень большом бумажном листе и в течение последующих двух лет предпочитала работать красками, используя их все более и более искусно. Пройдя курс арттерапии, она начала серьезно заниматься живописью.

Другой формой прямого взаимодействия клиента с материалами может быть отказ использовать инструменты и переход к работе непосредственно руками. Прямой тактильный контакт с материалами имеет более интимный характер, аналогичный контакту между матерью и ребенком, когда тактильные ощущения играют важную роль как средство коммуникации. Рисуя непосредственно руками, как правило, можно создать только

Глава 6. Арт-терапевтический кабинет и материалы | 97

примитивные изображения, к тому же это приведет к их сильному загрязнению. Использование глины и пластилина позволяет совершать самые разные манипуляции. Тактильное взаимодействие с материалами связано с двумя основными феноменами: созданием оформленных визуальных образов и сохраняющимся ощущением материала на поверхности тела. Гуашь и глина при прямом контакте с ними прилипают к коже — это может вызывать неприятные чувства и ощущение загрязнения. Фостер (Foster, 1997, р. 55) описывает, как психотический пациент закричал, испугавшись, что его «ладони трескаются». Другому показалось, будто «грязь проникает ему под кожу».

Дистанцирование от материала достигается применением

«промежуточных» материалов или предметов, например, оборачиванием пастели бумажной лентой либо помещением карандашей или маркеров в деревянный или пластиковый футляр. Такие инструменты, как кисть или ножницы, дают ощущение контроля над материалом. Их употребление предполагает определенную координацию движений, но не требует какихлибо особых усилий. Работа с плотными материалами может потребовать использования таких инструментов, как молоток, резец или стамеска и предполагает движения, ассоциирующиеся с проявлением агрессии, а также значительную силу, развитую моторику, точность действий и значительные затраты времени.

Работа с разными материалами связана с различными затратами времени, что определяется не только свойствами самих материалов, но и способностями клиента к концентрации, обладанием теми или иными навыками, умением планировать свои действия, физическим и психическим состоянием, наличием физических недостатков т. д. Обычно арт-терапевтические сессии, в которых участвуют клиенты с нормальной способностью концентрации, рассчитаны на 60 минут, хотя могут продолжаться и по 45 или 50 минут. Создание изобразительного продукта, как правило, не требует больших затрат времени, однако изобразительное творчество как «оформленный экспрессивный акт или искусство в полном смысле этого слова»

(Kramer, 1971, р. 54-55) обычно требует достаточного време-

4 Зак. № 252


98 | Часть III. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ...

ни и концентрации внимания, а также ухода от контактов с внешним миром. Дополнительное время требуется для завершающего обсуждения. В индивидуальной или групповой работе, особенно при интенсивной художественной деятельности, время летит незаметно. Глубоко погружаясь в творческий процесс, клиент утрачивает привычное его ощущение. Иногда переход от невербальной экспрессии к обсуждению работы с психотерапевтом, требующий возвращения в привычную среду, кажется клиенту слишком резким. Он испытывает потребность в более продолжительных сессиях, и временные ограничения вызывают у него чувства фрустрации и гнева. Таким образом, временной фактор во многом определяет успех психотерапии и требует тщательного учета потребностей клиента.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 412 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.006 сек.)