АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ПЕСОЧНИЦА: МЕТОД, МАТЕРИАЛ И ДВИЖЕНИЯ

Песочная терапия как метод и набор материалов хорошо сочетается с арт-терапией. Она используется для создания визуальных образов и детьми, и взрослыми. Ее можно применять каждую неделю или перемежать с рисунком, живописью, глиняной скульптурой или играми. Рубин (Rubin, 1984) подробно описывает оборудование арт-терапевтического кабинета, его различные зоны, но не упоминает про песочницу. Кейз (Case, 1987), Грэй (Gray, 1983) и Холлидэй (Halliday, 1987) рассматривают песочницу и миниатюры как составную часть арт-терапевтического кабинета, как средство, объединяющее игру и искусство. Кейз пытается определить роль песка и песочницы среди различных материалов художественной работы, описывая тактильные свойства песка и процесс первоначальной игры, протекающей до того момента, когда клиент не начнет создавать песочную композицию. Игра с песком и водой вызывает неповторимые тактильные ощущения, которые невозможно получить, используя иные арт-терапевтические материалы.

Глава 8. Песочница в арт-терапевтической работе 11 07

Песочница является инструментом непосредственного создания визуальных образов, в контексте юнгианского подхода ее можно рассматривать как частную форму метода активного воображения. Ходоров отмечает, что

метод активного воображения наиболее часто используется клиентом самостоятельно, без аналитика. Однако некоторые его формы, такие как песочная терапия и движение, обычно предполагают присутствие аналитика, выступающего в роли свидетеля (Chodorow, 1997, p. 17).

Клиент может самостоятельно заниматься художественным творчеством на дому и затем показывать свои работы психотерапевту с целью их обсуждения. В арт-терапевтическом процессе создание художественной продукции, так же как и работа с песочницей, обычно занимает часть общего времени сессии и протекает в присутствии психотерапевта. Присутствие психотерапевта позволяет выявить переживаемые клиентом неуверенность и внутренние сомнения, сохраняющиеся иногда вплоть до момента создания конечного продукта. Очень важным в процессе создания клиентом завершенного художественного образа является поддержка психотерапевтом его творческих экспериментов. Арт-терапевт, имея опыт длительной самостоятельной творческой работы, хорошо понимает все те сложные переживания, которые сопровождают процесс создания художественных образов. Клиент ощущает поддержку со стороны психотерапевта в процессе своих творческих поисков, и это отражается на характере создаваемых им образов.

Арт-терапевт склонен воспринимать материалы как неоформленные, неорганизованные вещества. Прежде чем предложить клиенту выбрать миниатюры, он наблюдает за его работой с песком, водой и голубым цветом подноса. При выборе клиентом миниатюр арт-терапевт учитывает не только характер фигур и их расположение в композиции, но также цвет и материалы, из которых они изготовлены. Работая с песком, клиент может создавать различные формы и отпечатки или рисовать на нем. Создание форм из песка напоминает работу с глиной. Однако песочница отличается от бумаги или доски


1 0 8 | Часть III, АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ... s sbFMCm7kYJVP7jJMtR34g/q9L0UoYZeigsr7NpXSFRUZdDPbEgfvbDuDPsiulLrDIZSbRs6j6Fka rDksVNjSpqLisr8aBW8DDuvHeNvvLufN7XhI3r92MSl1Px3XSxCeRv8Xhh/8gA55YDrZK2snGgXh Ef97g/eUJC8gTgoWIPNM/kfPvwEAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAA AJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBqsND5ggIA AF0GAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCxyLQs 2wAAAAIBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAANwEAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAA 5AUAAAAA "> 1 1 0 9


тем, что представляет собой замкнутое, имеющее стенки пространство, в котором находятся песок и вода. Другим отличием является подвижность песка и его способность возвращаться в недифференцированное состояние. Непостоянство формы песка может вызывать у клиента негативные реакции, так же как и некоторые другие его свойства, которые будут описаны позднее. Когда же клиент чувствует себя при работе с песком достаточно комфортно, он интуитивно совершает с ним определенные манипуляции, ведущие к созданию определенной формы. При повторном применении песочницы клиент начинает более активно использовать скульптурные свойства влажного песка. Готовность к переживанию состояния неопределенности, вызванного творчеством, позволяет ему отстраниться от жесткого контроля над изобразительным процессом. При этом его движения принимают более спонтанный характер и порой напоминают своеобразный «танец», в котором партнерами являются песок и руки. Создаваемые из песка формы отражают их движения. Представлявший собой совокупность разрозненных частиц, песок превращается в целостную структуру. Двигаясь по направлению к телу, а затем от него, в стороны, а после этого к центру, руки создают некую форму, символизирующую восхождение ввысь. Клиенты любого возраста играют с песком и открывают при этом для себя одни и те же базисные движения, позволяющие создавать различные формы, отражающие их внутренние потребности. Юнг писал:

Часто бывает необходимо прояснить неясные переживания, придавая им видимую форму. Это можно сделать, используя рисунок, живопись или лепку. Нередко руки сами знают, как решить ту головоломку, которую напрасно пытался решить интеллект (Jung, 1916/1958, CW8, par. 180).


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 429 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)