АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Создание изображений и форм при игре с песком и в арт-терапии

Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает человека к спонтанной изобразительной деятельности. Каждый ребенок учится наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также капать мокрым песком, пытаясь построить замки. Ребенок зарывает в песок отдельные предметы или части своего тела, а затем их из песка извлекает. Игры с песком являются общепринятой формой развлечения детей и взрослых, отдыхающих на пляжах. Создание более сложных сооружений из песка способствует развитию художественных способностей и приносит человеку глубокое удовлетворение, вызванное реализацией им своих творческих потребностей и получением положительной оценки со стороны окружающих. Однако песок всегда возвращается к своему естественному бесформенному состоянию, поэтому жизнь произведений, выполненных из песка, коротка. Либо их разрушают сами создатели, когда уходят домой, либо они остаются еще какое-то время нетронутыми, пока их неизбежно не уничтожат люди или природные процес- \ сы. В этой форме игры с песком творчество и разрушение не- 1 разрывно связаны. ~" '

Сравнивая игры с песком в естественном природном окружении с песочной терапией, протекающей в защищенном пространстве арт-терапевтического кабинета, можно увидеть несколько важных различий. Одно из них заключается в различных мотивах и целях деятельности. Игры с песком на пляже допускают равное право всех людей включиться в них как в один из видов занимательного эксперимента с этим природным материалом и связаны с созданием конкретных форм. Арт-терапевтический кабинет представляет собой защищенное пространство, предназначенное для индивидуальной работы с песочницей и изобразительными материалами, являющимися продуктами промышленного производства. Песчаный пляж не имеет определенных границ и предполагает свободный доступ песку, воде, ракушкам и камням; однако набор материалов ими и ограничивается. Пространство арт-терапевтического кабинета гораздо меньше пляжа, и имеет конкретные размеры; в нем имеется большой выбор материалов, и, кроме того, кабинету выполняет роль теменоса, удерживая переживания и проявле- I ния фантазий клиента. Это дает тому неограниченные возмож>> ности символической экспрессии, позволяющие создавать всевозможные формы как изобразительного творчества, так сделанные из песка или при помощи любых предметов, которые он может выбрать. Поэтому в условиях арт-терапевтического кабинета его песочная композиция будет отличаться от созданных другими людьми. Потребности в творчестве, таким образом, реализуются путем создания символических образов, отражающих неповторимый внутренний мир клиента.

1 1 6H 1thaJgVXcrAq7u9yzLQd+YOGva9EKGGXoYLa+y6T0pU1GXRz2xEH72R7gz7IvpK6xzGUm1Y+RdGz NNhwWKixo01N5Xl/MQq2I47rRfw67M6nzfX7kLx/7WJSavYwrV9AeJr8fxh+8QM6FIHpaC+snWgV hEf83w1eskwTEEcFKcgil7foxQ8AAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMA AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YA AACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAaMtkiIMC AABdBgAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEARRVL S9sAAAACAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADdBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAA AOUFAAAAAA== "> |

На пляже человек подобен миниатюрной фигурке. В арттерапевтическом кабинете или в ходе песочной терапии он больше создаваемых им образов. Клиент воспринимает их с " позиции управляющего этими образами после того, как они найдут свое конкретное воплощение. На пляже игра с песком является одной из форм физической активности, предполагающей использование разных частей тела. Ограниченные размеры арт-терапевтического кабинета, стол для рисования и песочница не дают клиенту возможности использовать иные части тела, кроме рук. Находясь на пляже, человек может играть с песком в одиночестве. Возможно, кто-то лишь время от времени будет обращать внимание на то, что он делает. В арт-терапевтическом процессе психотерапевт постоянно присутствует рядом с клиентом в качестве свидетеля, поддерживая его при создании визуальных образов, сопереживая и наблюдая за всем творческим процессом а не рассматривая исключительно его конечный продукт. Присутствие заинтересованного наблюдателя в лице арт-терапевта подчеркивает важность создаваемых клиентом образов. Значение имеет не только конечный продукт изобразительного творчества клиента, но и опыт его взаимодействия с психотерапевтом, становящийся достоянием внутреннего мира клиента.

Песочница и многочисленные миниатюрные объекты — арена символического представления. Работа с песочницей становится важным этапом психического роста клиента и может начинаться с создания им неких форм, напоминающих те, которые создаются из песка на пляже. В то же время мелкий поднос голубого цвета, символизирующего воду, со сравнительно небольшим количеством песка, не может обеспечить реальной ширины, глубины и высоты, необходимых для создания масштабных работ. Ограничено и количество воды, которое можно использовать при создании песочных композиций. Все эти ограничения заставляют клиента создавать лишь иллюзлю реальности, подобно тому, как это делается в живописи или на рельефе. Осознав и приняв эти ограничения, клиент сможет дать волю своему воображению, и тогда создаваемый в песочнице мир выйдет далеко за рамки ее физических размеров — в ней возникнут ширина, глубина и высота с их бесконечными

1 1 1 7

возможностями. Песочные миры — это страницы продолжающегося мифа, на котором сфокусировано внимание клиента и психотерапевта, и они знают, что этот миф простирается далеко за физические границы песочницы.

Очень часто в процессе психотерапии клиенты используют не только бумагу, краски, глину и песок, но и в определенном смысле самого психотерапевта. Клиент стремится к тому, чтобы психотерапевт испытал те же чувства, что и он. Создавая образы, клиент проделывает нечто подобное и с ними, заставляя эти образы «чувствовать» то, что чувствует сам. Создание клиентом изображений и трехмерных форм в соответствии с его внутренними потребностями отражает разные события его жизни. Для того чтобы их ясно увидеть, понять и решить связанные с ними проблемы, он нуждается в некоем «зеркале». Таким «зеркалом» становятся и психотерапевт, и художественный образ — оба они способствуют как психическому росту клиента, так и лучшему пониманию им собственных переживаний. Благодаря художественному творчеству и созданию песочных композиций клиент видит, что является и основой для создания изображения, и самим изображением. Он убеждается в своей спос обност и стать песком, пылью, глиной или бумагой, на поверхности которых могут быть созданы знакомые или, напротив, совершенно незнакомые и непонятные ему изображения, помогающие понять себя и окружающий мир и двигаться дальше, к достижению психической целостности и здоровья.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 373 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)