АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ОТПЕЧАТКОВ

Создание изображений и отпечатков связано с реализацией человеком своих потребностей в игре и творчестве и начинается уже в первый год жизни. Ребенок начинает замечать, что, совершая определенные движения, он оставляет следы на поверхности предметов. Графический «диалог» детей и взрослых с окружающим миром проявляется в том, что они сознательно пытаются оставлять на снегу или песке свои следы, проводят пальцами по пыльной поверхности мебели или осевшей на стекле влаге. Замечая, что оставляют на поверхности предметов различные следы, дети продолжают создавать их сознательно и утверждают тем самым факт своего существования. Писая на землю, мальчики выводят определенные фигуры. Более глубокие следы создаются с помощью палочки, камня или ножа. На стволах деревьев и скамейках в парках можно найти вырезанные изображения сердец и написанные имена. Граффити

1 1 3

рисуют на каменных или бетонных поверхностях. Создание следов на окружающих предметах является для человека временной или постоянной формой «ландшафтного искусства». Следы на песке, песочные замки и другие сооружения вскоре разрушаются водой и ветром. Созданные во время перемены на грифельной доске изображения и надписи будут стерты перед началом следующего урока. Нам приходится часто сталкиваться с рисунками и надписями на загрязненном стекле автомобиля или на стене, а, отправившись в пустыню, мы можем наткнуться на камни с надписями, оставленными представителями древних цивилизаций. Мы обнаружим рисунки, созданные 25 000 лет назад на стенах пещер; с помощью этих рисунков древний человек, возможно, пытался обозначить свое присутствие на той или иной территории и преемственность жизни. В этих же местах отыщутся и начертанные туристами имена и даты. Мы все оставляем подобные следы на окружающих нас предметах и являемся их зрителями.

Детям интересно создавать такие изображения — это является для них удивительной игрой. Они могут подолгу создавать различные образы на поверхности предметов, постепенно совершенствуя свои изобразительные навыки. Создание визуальных образов становится для детей одним из способов невербальной коммуникации. Винникотт (Winnicott, 1971) указывает на то, что игра для ребенка представляет основное средство познания и взаимодействия с окружающим его миром. Не имея возможности играть, ребенок не может развиваться. Свободная игра способствует формированию и развитию «Я», и ребенок начинает дифференцировать внешнюю и внутреннюю реальность. Таким образом, в процессе формирования идентичности ребенка имеет место свободный выбор им целей игры, что делает ее адекватной потребностям ребенка и задачам его развития.

Нам вряд ли захотелось бы оставлять на поверхности предметов какие-либо следы, если бы мы не стремились создать при этом некий образ. Рисуя или создавая какую-либо иную продукцию, мы руководствуемся тем, что представляет для нас наибольший интерес, и это делает создаваемые образы особо значимыми. Мы можем тратить на их создание немало времени и сил,


1 1 4 I Часть III, АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮНГИАНСКАЯ... { 1 1 5


стремясь подчеркнуть отличие этих образов от других. Аналогичным образом люди, живущие племенами, украшают и готовят себя к различным ритуалам, которые воспринимаются ими как нечто совершенно отличное от обыденных событий. Ритуалы являются особыми совместными действиями целой группы людей, — действиями, которые позволяют им получить некий общий, значимый для всех опыт (Dissanayke, 1992). В арт-терапии образы особого рода создаются в присутствии специалиста или группы психотерапевтов. Демонстрация и обсуждение с психотерапевтом или с группой специалистов этих образов становятся значимым событием, приобретающим особый смысл для всех участников арт-терапевтического процесса.

Создание изображения является взаимодействием между человеком и тем предметом, на поверхности которого оно создается. Художественный продукт, представляющий собой единство основы и нанесенного на нее изображения, превращается в метафору взаимоотношений между нами — как некой «поверхностью» или «основой» — и теми «изображениями», которые «нанесла» на нас сама жизнь. Родители, другие родственники, друзья, учителя, общество и окружающая среда оставляют на нас различные по форме, размеру и цвету изображения. Некоторые из них приятны, ценны или полезны, другие причиняют нам боль. Изобразительное искусство, таким образом, отражает наш жизненный опыт.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 351 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)