АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ГЛАВА 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юнгианская песочная терапия представлена в этой книге с точки зрения изобразительного искусства и арт-терапии. Использование ее в подобном контексте связано с учетом тактильных ощущений и созданием визуальных образов, которые рассматриваются в качестве ее основы. Свойства песка позволяют создавать из него универсальные структуры, что становится возможным благодаря прямому тактильному контакту клиента с материалом. Это может происходить на пляже, превращаясь в увлекательное занятие для отдыхающих здесь людей, либо в процессе психотерапии, отражая потребности клиента на разных стадиях лечения. В литературе по песочной терапии уделяется мало внимания создаваемым из песка формам. Гораздо большее значение придается обсуждению разнообразных значений готовых миниатюрных предметов. Современная литература по песочной терапии в основном делает акцент на исследовании процесса создания клиентом песочных композиций с точки зрения представлений о стадиях психического развития, символического значения миниатюр и их расположения на подносе, а также с точки зрения юнгианских понятий.

Несмотря на то что в своей работе автор этой книги постоянно сталкивалась с созданием клиентами разнообразных песочных форм, она не нашла работ, посвященных их изучению. Песочницу можно рассматривать в качестве миниатюрной модели естественной природной среды, содержащей песчаные пляжи, океан, небо. Эта природная среда является тем местом,

Глава 20. Заключение |зоз

где человек получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность, спонтанность и цикличность тесно связаны друг с другом. Основой для приводимой в этой книге классификации песочных форм являются наблюдения автора за процессом создания композиций из песка на пляже и в процессе песочной терапии. Эти формы разделены автором на несколько категорий, имеющих определенное символическое содержание и обусловленных различными стадиями психотерапевтического процесса, а также отношениями клиента и психотерапевта. Понимание специалистами особенностей работы с таким пластическим материалом, как песок, может способствовать более частому применению песочной терапии и осознанию значения песчаной основы и различных комбинаций предметов.

Арт-терапия связана с использованием разных художественных материалов, с учетом их свойств и цветовых особенностей как значимых факторов психотерапевтического процесса. Каждый художественный материал имеет определенные возможности и ограничения и может быть интуитивно использован клиентом для выражения тех или иных переживаний и потребностей. То же самое можно сказать о песке, воде и тех материалах, из которых сделаны используемые в песочной терапии предметы. При создании песочных композиций их разнообразные сочетания отражают соотношения между природной и культурной составляющими песочной терапии, предоставляя дополнительные возможности для ее понимания. Клиент часто не вникает в психологическое содержание создаваемых им образов и не задается вопросом, почему он их создает. Художественное творчество позволяет выйти за границы рационального мышления, забыть об ограниченности собственных возможностей и недостатков, что крайне существенно для продолжения работы. Очень важно доверять образам и находить для них те формы воплощения, которые в наибольшей степени соответствуют их качествам. Это способствует творчеству и позволяет в большей степени задействовать телесный аспект художественной работы.

Художественную интуицию трудно отделить от знания материалов, цвета, линий, форм, пропорций, расположения раз-

3 0 4 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

личных элементов художественного образа в пространстве и их направленности. Создатель художественных образов — будь то художник-профессионал или пациент -*- должен действовать спонтанно и стараться уловить те формы и конфигурации, которые в наибольшей мере отвечают его потребностям. При этом минимальные вербальные обозначения, такие как «кобальт синий», «кадмий красный», «квадрат», «круг», «ломаная линия», «песок», «вода», «камень», «дерево», «пластмасса», становятся особым кодом, позволяющим описать разные грани творческого опыта, составляющего психическую идентичность клиента. Короткие фразы вроде «диагональная ломаная линия цвета киновари» или «большой круг цвета синего кобальта» скажут художнику многое, но в то же время почти ничего не говорят далекому от художественного творчества человеку. Художника вполне удовлетворит подобное словесное определение; психологу же покажется, что оно является лишь формальной констатацией факта.

Для юнгианской песочной терапии характерно сочетание двух основных процессов — создания образов из бесформенного материала (песка) и выбора-расположения различных фигур, уже имеющих определенную форму. Эти два процесса отражают баланс между проявлением естественных творческих потребностей человека и принятием им того, что уже существует в мире. Сочетание природных материалов с материалами, которые являются продуктами промышленного производства или культуры, — несомненное достоинство арт-терапии и песочной терапии. Это позволяет клиенту ощутить более тесную связь с природой и тем самым открыть в себе потенциал самоисцеления.

Важно понять разницу между созданием песочных композиций, с одной стороны, и рисованием или живописью — с другой, проявляющуюся в арт-терапевтической работе. Основополагающие принципы песочной терапии, такие как использование минимальных инструкций, неинтрузивность психотерапевта, отсроченные интерпретации и осознание трехстороннего переноса между клиентом, психотерапевтом и художественным образом, значимы и для арт-терапии. Различия между песочной терапией и арт-терапией заключаются

Глава 20. Заключение | 3 0 5

в том, что в песочной терапии используется поднос стандартного размера, выкрашенный изнутри в голубой цвет, песок, вода и миниатюры. Таким образом, эти различия касаются не процесса создания визуальных образов, а лишь материалов. Песок и вода являются естественными природными материалами, сохраняющими в песочной терапии свои качества. Возможности этих материалов относительно ограничены их физическими свойствами, а также теми движениями, которые предполагает работа с ними. Все это обусловливает создание вполне определенного набора песочных форм.

Процесс песочной терапии начинается тогда, когда в результате творческого импульса бессознательное клиента приходит в активное состояние, и на ограниченной территории песочницы он создает некий образ. В греческой мифологии существует представление о Хароне, перевозящем души с «берега живых» на «берег мертвых» (Bulfinch, 1981). Песочная терапия предполагает возможность движения в обратном направлении, благодаря чему тени бессознательного могут быть перевезены на «берег жизни» — берег света. В то же время в ходе песочной терапии обязательно имеет место процесс погружения в бессознательное, отражающий свойственные человеческой психике естественные приливы и отливы.

Создание все новых песочных композиций отражает цикличность психической жизни и свойственный ей ритмы. Эти циклы могут охватывать месяцы или годы. В процессе художественной работы они отражаются в изобразительной продукции. Каждая работа фиксирует то или иное состояние психики, тот или иной аспект внутреннего мира клиента. Анализ серии работ, выполненных за определенный период времени, позволяет выявить повторяющиеся темы и образы и определенный ритм их изменений. Одновременно песочная терапия обладает уникальными возможностями, позволяя отражать динамику психических изменений. Неустойчивость песочных форм естественным образом обусловливает создание на каждой последующей сессии все новых и новых композиций.

Все люди обладают определенным представлением о том, что происходит с песком и водой в естественном природном окружении. Эти материалы, по-видимому, являются первич-

3 0 6 I Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

ными в эволюционном процессе земной жизни. Они и сейчас являются важнейшими элементами экологических систем. Знание этих материалов хранится в нашем коллективном бессознательном, проявляясь в ходе создания универсальных песочных форм, отражающих стадии психического развития. Объединяющие все живое естественные ритмы, приливы и отливы, времена года, лунные, солнечные и звездные циклы отражают единство мира и являются основой для формирования индивидуальности и ее включения в систему более высокого порядка.

Все мы интуитивно откликаемся на эти ритмы, хотя далеко не всегда это осознаем. Так, например, все живое в северном полушарии определенным образом реагирует на продолжительность светового дня, который здесь является наиболее длинным 21 июня — в день летнего солнцестояния. Наиболее же короткий день приходится на 21 декабря. Мы все ждем, что после зимнего солнцестояния день будет становиться все более продолжительным. Различные праздники и ритуалы, связанные с днем летнего и зимнего солнцестояния, которые отражают зависимость человека от солнечного цикла, в настоящее время уже не являются основой для объединения людей. Их заменили религиозные и светские праздники. Тем не менее, световые ритмы продолжают отражаться на жизнедеятельности всего живого. Песочная терапия является одним из средств постижения закономерностей, которые объединяют нас друг с другом, поскольку мы создаем сходные универсальные формы, отражающие естественные циклические процессы жизни и ее развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Adamson, Е. (1984) Art as Healing. Boston and London: Coventure. •

2. Agell, G., Levick, M., Rhyne, J., Robbins, A., Ulman, E., Wang, C.W.and Wilson, L. (1981) «Transference and countertransference in art therapy.» American Journal of Art Therapy 21, 1,3-24.

3. Albers, J. (1963) Interaction of Color. New Haven and London: Yale University Press.

4. American Art Therapy Association Newsletter (1998) 31, 4

5. Ammann, R. (1991) Healingand Transformation in Sandplay: Creative Processes become Visible. LaSalle: Open Court

6. Ammann, R. (1994) «The sandtray as a garden of the soul.» Journal of Sandplay Therapy 4, 1,46-65.

7. Anzieu, D. (1989) The Skin Ego. New Haven and London: Yale University Press.

8. Bennett, H. Z. (1993) Zuni Fetishes. San Francisco: Harper.

9. Betensky, M. (1982) «Media potential: Its use and misuse in arttherapy». Art Therapy: Still Growing. The Proceedings of the Thirteenth Annual Conference of the American Art Therapy Association. Philadelphia, Pennsylvania, 20-24 October, 112-113.

10.Biven, В. М. (1982) «The role of the skin in normal and abnormaldevelopment, with a note on the poet Silvia Plath.» International Review of Psyho-Analysis 9, 205-228.

11.Bolen.J. S. (1984) Goddesses in Everywoman. New York: Harper and Row.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 367 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.01 сек.)