АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция В11: дорога и голубое яйцо

Ванда посетила киббуц и встретилась с матерью. Ей показалось, что та не проявила должного сочувствия в связи со смертью ее ребенка и последовавшего за этим бесплодия. Она критически отозвалась о супружеских парах из киббуца, отдающих своих детей в детский дом. Несмотря на прием гормонов, у Ванды возобновились менструации.

На этой композиции (см. рис. 18.3) песок оставлен нетронутым. По нему полукругом проходит дорога, разделенная на правую и левую части путем использования цветового контраста и особого расположения предметов. Она образует свое-

Рис. 18.3. В11: полукруглый путь и голубое яйцо


2 6 4 |

образный навес над одиноким голубым яйцом, расположенным в нижнем правом квадранте. Справа расположились рыжеволосая Гинги и такой же рыжеволосый клоун, сидящие в тачке. Клоун символизирует активное мужское начало, столь необходимое Ванде. Кроме того, он ассоциируется с ее отцом, для которого юмор был средством восстановления психического равновесия. Ванда сказала, что клоун то плачет, то смеется, и это напоминает ей о собственных резких перепадах настроения. Гинги и ее отец/ клоун двигались к месту, ассоциирующемуся с утратой. Отец Ванды потерял своих родителей, жену и сына. Она потеряла сына и брата. Ванда пояснила: «Если клоун — мой отец, тогда эта история про него, а яйцо символизирует мать. Она родила ему детей, но он ее давно потерял. После этого у отца умерла его мать, затем погиб Нир и скончался мой дед. Эта история также имеет отношение и ко мне. Как и мои родители, я одновременно являюсь и ребенком, и взрослым, клоуном и Гинги».

Клоун, выступающий в роли трикстера, провоцирует и высмеивает других, опосредовано выражая, таким образом, свою агрессию. Роль трикстера связана с обостренным восприятием реальности и поиском новых возможностей. Ванда может черпать энергию у этого образа, укрепляя тем самым свой творческий потенциал и продвигаясь к решению стоящих перед ней проблем.

Перед Гинги и клоуном во второй тачке находятся три розовых младенца, шесть овощей — красного, желтого и зеленого цветов, а также два стейка. Они образуют группу предметов, окрашенных преимущественно в теплые тона. Наполненная детьми тележка, которую толкает воспитатель, является характерной приметой киббуца. Данная композиция отражает воспоминания Ванды о своем детстве, когда над нею довлели коллективные ценности. В то же время тележка с продуктами может быть использована в случае необходимости.

Ручеек из голубых стеклышек слева пересекается пятью объектами — двумя белыми младенцами, сине-красной маленькой лодочкой, а также фигурками старика и старухи. Старуха — Великая Мать — охраняет путь, подобно привратнику подземного мира — «Земли мертвых». Старик, расположившийся ниже слева, который олицетворяет образ Великого Отца, сим-

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр | 2 6 5

волизирует, — возможно, для белого младенца, замыкающего путь в нижней части композиции, — того, кто контролирует выход из подземного мира. Другой младенец и лодка располагаются по обе стороны от центра. В некоторых мифах и легендах лодки являются средством, позволяющим переправиться с «берега живых» на «берег мертвых». Образ лодки был использован при создании композиции В7 (см. рис. 18.2) в качестве средства передвижения металлического божка, увозящего розового младенца из киббуца («берега мертвых») на «берег живых». В данной композиции лодка выступает как средство достижения состояния покоя и самодостаточности.

Две части дороги формируют общую панораму новой, более яркой жизни, в которой есть место и для чувства горя, связанного с прежними утратами. Гинги должна переместиться на левую половину дороги, где теплые и холодные цвета смешиваются, а привычные формы утрачивают четкие очертания. Путь необходимо пройти, прежде чем станет возможной новая жизнь, которую олицетворяет голубое яйцо.

Оно терпеливо лежит в нижнем правом углу, иногда символизирующем материнство и семью (Ammann, 1991). В двух предыдущих композициях яйцо не играло какой-то определенной роли. Теперь же оно ассоциируется с ожиданием новой жизни — ребенка, а также с изменяющимся представлением Ванды о себе самой. Насыщенный голубой цвет яйца перекликается с цветом стеклышек и контрастирует с белым цветом пустой призрачной скорлупы в первой композиции. Выложенные в виде ручья стеклышки могут ассоциироваться с переходом от смерти к жизни. Расположение же старика и старухи, младенцев и лодки по обе стороны от стеклышек напоминает расположение предметов в композиции 12 (см. рис. 17.9) и обозначает завершение процесса прощания с Ниром. Композиция не вызывает ощущение страха или конфронтации. В сознании Ванды мужское и женское начало теперь идут вместе навстречу жизни. Хотя клоун выступает в качестве несколько утрированного обозначения мужского начала, а Гинги — всего лишь ребенок, композиция в целом отражает глубокие изменения в психике Ванды, связанные с процессом индивидуации.


2 6 6 |


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 340 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)