АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция А24: наблюдение за разрушением стен киббуца

При создании этой композиции Ванда была на восьмой неделе беременности. В предыдущих работах она пыталась определить свое отношение к киббуцу. В качестве стенки, отделяющей верхний правый квадрант и голубое море в углу от перевернутого киббуца, находящегося внизу, она использовала радугу (см. рис. 17.12). Ванде на этой композиции нравится море — она отождествляет себя с ним. Радуга ассоциируется с надеждой и мостом, ведущим к счастью, а также к скрытому у одного из ее оснований «горшку с золотом». Первая композиция была в какой-то мере навеяна тем, что Ванда действительно за несколько дней до сессии видела радугу. Раковины в виде холмов обозначали тогда этапы пути, ведущего к воде. Теперь их заменила радуга, форма которой чем-то напоминает форму груди, изображенной в первой композиции. Радуга объемная, раскрашенная во все цвета. Она достаточно устойчива для того, чтобы являться барьером между областью, ассоциирующейся с коллективными ценностями, и областью, связанной с представлением об индивидуальных ценностях — треугольным голубым морем.

Глава 17. Ниспровержение коллективного | 2 4 9

Рис. 17.12. А24: стены киббуца, стена радуги

Семь восьмых площади подноса занимает изображение перевернутого киббуца. Перевернутыми оказались 24 предмета — рабочие киббуца, тачки и деревья. Они лежали полукругом, развернувшимся от левого верхнего угла к правому нижнему. Ванда с сарказмом отзывалась о мужчинах, управлявших жизнью киббуца, и глупых грубых женщинах, которые стремились контролировать каждый шаг детей, стремясь подчинить их определенным нормам поведения. Она вспоминала о том, как, заставляя детей спать, они кричали: «Всем повернуться лицом к стенке!» Таким образом, символ стены, ассоциирующейся с киббуцем, появляется даже в связи с представлением о детском сне. В то же время Ванда выстраивает стены, чтобы защитить себя от внешнего мира. Большой и мрачный мир киббуца преследовал ее длительное время, и вот теперь он оказался поверженным. Ванда до сих пор боится, что киббуц отнимет у нее ребенка и сомневается в своей способности быть матерью.

За исключением женской фигурки в элегантном вечернем платье, которая расположилась почти в центре композиции, фигурки людей изображали в основном рабочих. Женская фигура также символизировала внутренний мир Ванды. Элегант-

2 5 0 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

ное платье, возможно, напомнило ей одно из тех, что были привезены Вандой в одиннадцатилетнем возрасте из США, но которые она так и не смогла носить, поскольку воспитатели сказали, что платья «декадентские» и будут плохо влиять на других детей в киббуце. Будучи небольшим и, видимо, малозначительным объектом, женщина тем не менее также представляла истинную тайную внутреннюю жизньВанды.

Маленькое море, занимающее примерно одну восьмую площади песочницы, несет корзину с пятью предметами — солнцем, луной, Гинги, змеей и скрипкой. Возможно, они как раз и символизируют «горшок с золотом», находящийся у основания радуги. Гинги и змея могут ассоциироваться с взаимодействием мужского и женского начал. Корзина помогает Ванде освободиться от коллективных норм и напоминает об освобождении Моисея из рабства. В корзине находятся три круглых предмета — солнце, луна и змея. Их формы перекликаются с формой береговой линии, проходящей полукругом по диагонали, а также с формой радуги. Круг является символом женственности, цикличности, интуиции и естественных эмоциональных проявлений. Солнце и луна обозначают достигнутое Вандой единство интуиции и разума. При создании этой композиции она в последний раз использовала вместе солнце и луну. Впредь она больше никогда не будет использовать луну. Солнце же — «источник всех форм жизни» (Bradway and McCoard, 1997, p. 100) — появится вновь во второй половине психотерапевтического процесса, за два месяца до того, как Ванда вторично забеременеет.

Музыку на сей раз символизировала скрипка. Скрипки использовались для исполнения «лебединой песни», являющейся знаком прощания. Возможно, это было внутреннее прощание Ванды с киббуцем. Перед радугой расположены 24 предмета. При создании композиции А12(см. рис. 17.9) Ванда прощалась с Ниром в течение 24 часов. 24 часа символизируют завершение полного цикла развития и начала нового. 24 перевернутых предмета также указывают на завершение некого цикла."

Ванда сказала, что впервые создала для Гинги остров, дав тем самым ей то, в чем сама более всего нуждается. Создав этот остров, она дала волю своему гневу и разрушила киббуц:

Глава 17. Ниспровержение коллективного | 2 51

«Первым делом я уничтожила мужчин, которые правят киббуцем. Но в нем есть и женщины-воспитательницы. Единственная ценная вещь в киббуце — это то, что связано с природой. Какое безумие — тратить время на разрушение кем-то построенных стен, строить их, приносить в жертву киббуцу свое детство! Я хотела бы, чтобы стенами киббуца была радуга. Гинги видит все, что происходит в киббуце, сквозь отверстие в радуге, а люди, находящиеся в киббуце, Гинги не видят».


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 376 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)