АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция В7: крутой холм в синем море

Ванда принимала гормоны, что вызывало у нее резкие колебания настроения. Работая с подростками, она то и дело задумывалась о своей способности выступить в роли родителя. Воспитание в киббуце не позволило ей усвоить положительные образцы семейной жизни. На данной композиции (см. рис. 18.2) весь песок собран в высокую гору. Расположенная вокруг нее вода неспокойна, на что указывают отпечатки рук у основаниягоры. Юнг описывает начало формирования «Я» следующим образом: «Сознание вырастает из бессознательного подобно тому,

Рис. 18.2. В7: холм овец в синем море

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр | 2 6 1

как земля поднимается из моря, формируя новый остров» (Jung, 1954, р. 7). Поляризация высоты и глубины отражает взаимоотношения сознания и бессознательного. Создание горы нетипично для Ванды. Обычно она предпочитала ровную поверхность песка. Возвышенность является метафорой радости или приподнятого настроения. Возможно, эта композиция отражает радость и одновременно страх Ванды, связанные с ростом ее независимости. Она сказала: «Здесь присутствуют всевозможные опасные силы. Здесь есть и добро, и зло, но все предметы отделеньт. друг от друга и самодостаточны. От горы исходит какая-то угроза, хотя она притягивает к себе. На ее вершину забраться практически невозможно; все, кто пытаются на нее взойти, останавливаются на середине пути». Этот образ отражает недоверие Ванды к тем, кто намеревался ее поддержать. На склонах горы можно выделить четыре зоны. От задней ее части исходит какая-то угроза. Слева расположена женская фигурка с головой коровы, вызывающая у Ванды неприятные ассоциации. Возле нее находится семь младенцев белого и розового цвета. Восьмой младенец украден африканским богом — тот увозит его на лодке, расположенной в левой нижней части. Женщина с головой коровы символизирует материнское поддерживающее начало, однако она плохо ухаживает за младенцами. Ванда объяснила, что эта женщина напоминает ей воспитательницу из киббуца. В композиции А16 (рис. 17.10) коровы и лошади, расположенные в разных частях голубого пространства, символизировали разделение семей в киббуце, заставляющее его членов чувствовать свое одиночество и бессилие. Ванда хочет стать матерью, но у нее не было возможности усвоить положительные женские роли.

Справа находится раковина, скрытая за группой растущих рядом с самой водой, за горой, деревьев. Эта часть композиции указывает на переживание Вандой некой внутренней угрозы, связанной со смертью ребенка. На передних склонах горы размещены различные предметы, ассоциирующиеся как с надеждой и помощью, так и со скорбью и угрозой. Справа стоят шесть бело-красных домиков. Берег под ними укреплен стеклышками, защищающими домики от шторма.


2 6 2 |

Слева, чуть выше середины склона, возвышается дерево, перед ним — фигуры старика и старухи. Они смотрят на маленькую шлюпку, находящуюся у самого берега под ними, в которой африканский бог увозит похищенного им одного из розовых младенцев. Ванда пояснила, что старик и старуха пассивны и отстранены от всего происходящего, но они мудры и могут оказать поддержку. Неспособность самой Ванды проявить достаточную активность нередко выражалась в ее жалобах на усталость и отсутствие интереса к жизни, что можно рассматривать в качестве защитной реакции. Образы старика со старухой символизируют мужского начало, свободное от свойственных юности конфликтов. Возможно, они являются продолжением образов змеи и Гинги, также связанных с единством мужчины и женщины. Кроме того, образы старика и старухи могли ассоциироваться с психотерапевтом-наблюдателем и фасилитатором работы с песочницей, иногда выступавшим также в мужской роли интерпретатора. Ванда знала, что у психотерапевта есть внуки.

Закончив создание этой композиции, Ванда внезапно взяла лодку с металлическим богом и поставила их рядом с группой младенцев. Здесь божок «похитил» одного из них и Ванда снова перенесла лодку на нижнюю левую часть берега. Это действие вызвало активную реакцию у старика и старухи. В них словно проснулся интерес к жизни. Кража младенца символизировала отделение индивида от коллектива и, следовательно, значимый момент его психической дифференциации. Она также отражала развитие «Я» самой Ванды.

На этой композиции человеческие фигуры располагались с левой стороны, чаще всего ассоциирующейся с прошлым. Человеческие персонажи обозначали теневые аспекты психики Ванды — тупую властность и наивную уступчивость. Однако действия бога способствовали дифференциации сознания. На правой стороне, часто ассоциирующейся с настоящим и будущим, находились дома и деревья. Дома напоминали только что возведенный поселок на малообжитой территории. Казалось, им угрожает опасность, исходящая от песка и штормящего моря. Это указывало на нерешенность Вандой проблемы создания своего домашнего очага. Расположенные рядом деревья

Глава 18. Ванда: привнесение воды в центр | 2 6 3

давали домам тень и укрепляли грунт. Однако за ними скрывалась острая раковина. Радость и приподнятое настроение, ассоциирующиеся с вершиной горы, оказывались недостаточными, но они были явно зримыми. Хотя вершина оставалась необитаемой, а у подножья горы находилось много такого, что символизировало горе, радость впервые предстала открыто и зримо. Дерево и старик со старухой располагались при этом выше середины склона горы.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 360 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)