АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Исследование креативности в психогенетике
Изучение роли генотипа и среды в показателях, относящихся, по мнению описавших их авторов, к креативности, ведется с конца 60-х гг.
В первых работах, выполненных С. Ванденбергом (1968), Ф. Барроном (1969) и Г. Оливом (1972), влияния генотипа на большинство показателей креативности обнаружено не было.
При подсчете среднего внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по 11 показателям креативности авторы другого исследования пришли к выводу, что генотип обусловливает не более четверти дисперсии этих показателей: среднее внутрипарное сходство оказалось равно 0,57 для МЗ и 0,44 — для ДЗ близнецов; показатель наследуемости равен соответственно 0,26.
Аналогичные результаты были получены и при обобщении данных десяти исследований дивергентного мышления: внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов, вычисленные по результатам десяти работ, равнялись соответственно 0,61 и 0,50, что позволяет заключить, что генотип определяет 22% дисперсии показателей дивергентного мышления (Nichols, 1978).
Невысокая генетическая обусловленность индивидуальных различий, относящихся к креативности и дивергентному мышлению, указывает на то, что формирование творческих способностей человека в значительной степени связано со средовыми особенностями развития. При этом многие исследователи склонны считать, что и те невысокие показатели наследуемости, которые обнаруживаются при генетическом анализе креативности, относятся не столько к специфике творческих особенностей человека, сколько к общему интеллекту, до некоторой степени измеряемому тестами креативности. Так, в одной из работ при обследовании близнецовой выборки по пяти показателям креативности только один из них (словесные ассоциации) продемонстрировал связь с генотипом.
Получается, чем выше показатель креативности коррелирует с интеллектом, тем в большей степени его вариаивность оказывается связана с генотипом.
Неопределенность содержания показателей креативности делала ее не слишком привлекательным объектом психогенетического анализа, однако на этом интерес психогенетики к ней не иссяк. В 90-х гг. креативность опять начинает рассматриваться в контексте генетической проблематики. На этот раз предметом генетического анализа становится ее связь с другими психологическими характеристиками — интеллектом и особенностями личностной сферы. Такой подход к исследованию творческих способностей в большей степени отвечает их комплексному содержанию и оказывается значительно более продуктивным, чем исследование роли генотипа и среды в вариативности собственно креативности.
Исследования, в которых креативность сопоставляется с особенностями личностной сферы, немногочисленны. Первое предположение было высказано Г. Айзенком и касается связи показателей креативности с психотизмом. Г. Айзенк обратил внимание на то, что распределение в популяции показателей креативности, отражающих реальные достижения, оказывается по форме напоминающим распределение личностных особенностей, связанных с нонконформизмом — одной из составляющих психотизма. Проанализировав исследования взаимосвязей креативности и личностных особенностей, он обнаружил синдром коррелятов креативности, часть из которых указывала непосредственно на психотизм — отрицание социальных норм, асоциальные установки, радикализм, импульсивность. У испытуемых, имеющих как высокие тестовые показатели креативности, так и реальные творческие достижения, были высокие показатели по целому ряду шкал MMPI — шизофрении, депрессии, психопатии, паранойи. Исследования показали, что креативные люди наряду с социально одобряемыми качествами (любознательностью, оригинальностью, склонностью к приключениям, жизнерадостностью, либеральностью и т. д.) обладают целым набором социально неприемлемых качеств. Они чаще, чем люди с более низкой креативностью, бывают импульсивны, бестактны, неаккуратны, нетерпеливы, склонны к соревнованию с окружающими и к нарушению общепринятых правил (например, Welsh, 1975, цит. по: Eysenck, 1993). Таким образом, получается, что поведенческие корреляты креативности оказываются очень похожими на поведенческие проявления психотизма.
В то же время есть некоторые доказательства того, что показатели креативности и психотизма имеют связи с аналогичными психофизиологическими показателями — низким уровнем процесса возбуждения, латентным торможением и т. д. (Baruch, Eysenck, 1995).
Во многих исследованиях было выявлено влияние генотипических факторов на вариативность свойств личностной сферы, рассматриваемых в связи с показателями креативности.
В английском близнецовом исследовании наследуемость психотизма оказалась равной примерно 0,4 в подростковом и 0,5 — во взрослом возрасте. При этом от подросткового ко взрослому возрасту наблюдалась отчетливая преемственность части генетических влияний (Eaves et al., 1989).
Несколько меньшие по величине показатели наследуемости были обнаружены для похожей характеристики в генетическом исследовании свойств, входящих в Большую пятерку (Loehlin, 1992). Одно из свойств — сознательность, контроль импульсивности, — которое оказывается весьма близким по содержанию к психотизму, оказалось связанным с генотипом (показатели наследуемости варьировали в пределах от 0,28 до 0,38).
В последнее десятилетие в связи с гипотезой Г. Айзенка о связи творческих способностей с психотизмом появились данные близнецовых исследований, проведенных специально для ее проверки. Они позволяют сделать вывод о том, что наследственная обусловленность креативности может в какой-то мере объясняться тем, что в показателях креативности отражается уровень психотизма, вариативность которого примерно на 30-40% обусловлена генотипом (Waller et al., 1993). Таким образом, генетические исследования демонстрируют не только связи креативности и психотизма, но и общие механизмы их формирования.
Второе предположение о взаимосвязях творческих способностей и личностных особенностей появилось в контексте исследования особых достижений в определённых видах деятельности, которые требуют значительного времени для достижения исключительных результатов (Ericsson, Charness, 1999). Индивидуальные различия в таких особенностях личностной сферы, как потребность достижения, динамические характеристики настойчивости, локус контроля, примерно на 40% обусловлены генотипом. Это еще раз указывает на то, что комплекс характеристик, лежащих в основе творческих способностей, не безразличен к воздействию генетических факторов.
Теперь рассмотрим результаты, полученные при исследовании креативности в Московском близнецовом исследовании.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 702 | Нарушение авторских прав
|