АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

К истории вопроса исследований креативности

Прочитайте:
  1. I. Положение вопроса в различных законодательствах
  2. I. Постановка вопроса
  3. I. Постановка вопроса
  4. I. Постановка вопроса
  5. II. Понятие развития имеет ограниченное применение для науки истории и часто служит причиной помех и препятствий
  6. II. тип. Для каждого вопроса, пронумерованного цифрой, подберите один или несколько ответов (один и тот же ответ может быть использован несколько раз).
  7. Все санитарно-микробиологические исследования воды регламентируют соответствующие нормативные документы. Основания для санитарно-микробиологических исследований воды следующие.
  8. Г) дренирование плевральной полости, при необходимости – активная аспирация воздуха и решение вопроса об оперативном вмешательстве.
  9. ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА
  10. Данные инструментальных исследований

Материал доклада

Содержание:

К истории вопроса исследований креативности. 1

Исследование креативности в психогенетике. 2

Московское близнецовое исследование креативности. 3

Показатели наследуемости и их возрастное изменение. 3

Структура взаимосвязей показателей интеллекта и креативности. 4

К истории вопроса исследований креативности

Исследование творческих способностей человека и роли наслед­ственности в их детерминации началось с конца XIX в. с составления генеалогий выдающихся людей. Фиксируя из поколения в поколение необычные достижения в семьях выдаю­щихся людей, генеалогические исследования свидетельствовали о не­случайности распределения способностей в популяции. Более высокая вероятность проявления способностей у тех, чьи отцы и деды оставили заметный след в истории, казалась неоспоримым доказательством то­го, что творческие способности в значительной степени определяются генотипом человека.

Однако широкого распространения генеалогические исследования способностей не получили. С одной стороны, в противовес данным о «семейных» талантах накапливались данные о «талантах-одиночках» — людях, добившихся высоких результатов в той сфере деятельности, ко­торая не была традиционной для семьи, или тех, у кого ни предки, ни потомки не были ничем примечательны. С другой стороны, интерпре­тация генеалогических исследований как доказательства наследствен­ной обусловленности таланта вызывала справедливые возражения: де­ти получают от родителей не только гены, но и определенные условия развития, способствующие реализации способностей. Ребенок, родив­шийся в семье музыканта, имеет более благоприятные условия для раз­вития музыкальных способностей, чем другие дети, и, таким образом, вероятность высокого уровня достижений оказывается результатом не собственно генетических предпосылок, а как минимум генотип-средо­вой ковариации.

Отказавшись от генеалогического метода, генетика поведения вернулась к исследованию творческих способностей только к началу 60-х гг. XX в., когда основным направлением исследования творчес­ких способностей в психологии было изучение креативности в тради­циях классической психометрики.

Начало этому подходу положили исследования «способности к вооб­ражению», проведенные в середине 20-х гг. под руководством Ч. Спирмена. Дж. Гилфорд, при создании модели структуры интеллекта, выделил в факторно-аналитиче­ских исследованиях ряд особенностей, которые он назвал подпроцесса­ми дивергентного мышления. В их число вошло восемь характеристик, объединяющихся при факторном анализе в три группы и свидетельству­ющих о беглости мышления, разнообразии и новизне (или уникальнос­ти) ответов испытуемых.

При обсуждении выделенных Гилфордом показателей креативности (дивергентного мышления) неоднократно высказывалось предположе­ние о том, что их корреляции друг с другом зависят только от степени их связи с фактором g (т. е с общим интеллектом), и, таким образом, ничего, кроме этого общего фактора, они не измеряют.

Исследования, начатые Гилфордом, наиболее последовательно продолжил Пол Торранс. Торранс включает в число проявлений креативности не только специфические для нее фе­номены (например, формулировку гипотез), но и те особенности, ко­торые непосредственно связаны с общим интеллектом.

Значительные пересечения интеллекта и креативности обнаружи­лись и при экспериментальном исследовании характеристик креаности, выделенных Торрансом — беглости, гибкости, оригинальности и разработанности.

Важно и то, что при сопоставлении интеллекта и креативности между ними неоднократно наблюдалось нелинейное соотношение. Известно, в частности, что повышение уровня интеллекта связано сповышением креативности лишь до определенного предела. При превыщении некоторого критического уровня интеллекта его связи с креативностью исчезают или же становятся отцательными, т. е. при дальнейшем повышении интеллекта креативность начинает снижаться.

ативности и демонстрация того, что изучение креативности дополняет наши знания о когнитивной сфере человека, не снимают вопроса о со­отношении дивергентных и конвергентных особенностей. Очевидно что креативность и интеллект, даже если они описывают отчетливо разные синдромы психологических свойств, тем не менее взаимодей­ствуют в процессе развития, оказывая друг на друга как непосредствен­ное, так и опосредованное влияние.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 615 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)