АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
К истории внебрачных половых сношений.
У примитивных людей, равно как и у современных нам человекообразных обезьян, моногамный брак не является следствием каких‑либо искусственных узаконений, а представляет собою продукт врожденного унаследованного инстинкта и грубой силы, и стало‑быть, чистый продукт естественной эволюции. Уничтожив самца (мужа), победитель присваивал себе его самку (жену). Мы видели уже, что последовательными переходами от умыкания к покупке жен, в зависимости от нарождавшейся культуры, стали создаваться правовые нормы моногамного или лолигамного брака, являющегося, без сомнения, одним из первоначальных человеческих договорных общественных организаций. В таких общих, схематических чертах мы представляем себе положение вещей доисторической эпохи.
Понятия о половых сношениях вне брака неизбежно должны были, в качестве дополнения к брачному институту или же в виде его противоположности, сопутствовать понятию о самом браке, как только он вылился в социально‑правовые формы мужского да владения или же более или менее равноправного договора между мужчиной и женщиной. Всегда на почве ограничения естественного закона, путем создания искусственных установлений, является противодействие со стороны естества. Суровые законы о браке как у примитивных, так и цивилизованных народов нередко каравшие пыткой и смертью измену супруга, никогда и нигде не в состоянии были удерживать половые страсти от естественного их развития в обход этого закона или же рядом с ним. Благодаря этому, создавались отступления в законе, исключения, смягчения. Но чтобы не поколебать самого брачного установления, чтобы поддержать его на должной высоте, половые сношения вне брака старались так или иначе опорочить, причем наиболее значительная доля пренебрежения предназначалась для женщины, являвшейся наиболее слабой и пассивной стороною.
Нельзя предаваться широким обобщениям, так как разнообразие нравов различных народов может создать почву для заблуждения, но и слишком большие подробности здесь не могут иметь места. Мы должны лишь резюмировать, что у низших народов одна только грубая сила составляла базу для брака, между тем как средние и высшие культурные сферы обеспечивали почву для правовых взаимоотношений, не всегда, правда, основанных на здравом смысле и нравственности.
Внебрачные половые сношения распадаются на две главные группы: на проституцию и конкубинат. Есть довольно много переходных пунктов, служащих связывающим звеном между этими двумя основными проявлениями, но в связи с обусловливающими их причинами они резко отличаются друг от друга. Проституция представляет собою род промысла, когда человек за вознаграждение продает свое тело. В конкубинате же имеют место в большей или меньшей степени свободные половые сношения вне брака, причем в качестве основы могут здесь служить и половой инстинкт, и предварительное соглашение или любовь, и, наконец, насилие.
Здесь, разумеется, может происходить весьма разнообразное сплетение и с денежными соображениями. Проституция и конкубинат свойственны были всем народам и всем культурным эпохам в качестве неизбежных спутников и оборотной стороны законного брака. Но они еще иногда окружались, благодаря регламентации, известным религиозным культом и этическим ореолом.
Каждая женщина Вавилона обязана была раз в жизни отдать себя в храме Венеры чужеземцу за вознаграждение. Публичные дома были учреждены еще мудрым Соломоном, причем заключавшиеся здесь рабыни должны были содействовать охранению святости брака от посягательств на него со стороны юношества. В Риме также существовали общественные (государственные), а также и частные публичные дома или лупанарии, причем функционировали и частные проститутки (meretrices). Проституция наиболее пышно расцвела в средние века, с связи с крестовыми походами. По рассказам, один констанцский собор привлек около 1500 проституток, которые обыкновенно передвигались вместе с войсками. Индийская девушка отдается жрецу, как представителю божества, причем она пользуется большим почетом в качестве служительницы в храме. Проститутками являются и китайские цветочницы, и танцовщицы с Явы, и японские девушки в чайных домиках. Наибольшим почетом и расположением в различных культурных государствах пользовались те из проституток, которые отличались исключительным умом и воспитанностью. Они отдавались лишь за очень крупное вознаграждение или же предпочитали не становиться в ряды проституток, а разорять каждый раз другого из обожавших их мужчин.
Типичным для представления о диких является следующее показание Риббо («Два года среди каннибалов острова Саломо», 1503 г.), рисующее нравы обитателей острова Саломо. Молодая, достигшая зрелости, девушка объявляется (публично) в один день «манготтой». Она может тогда иметь половые сношения с каждым, кто только этого пожелает, независимо от того, будет ли это белый или чернокожий. Чем больше таких сношений, тем больше и «честь». При этом она, во всяком случае, находит себе возлюбленного, который на ней и женится. Но уже с этого момента ее неверность карается смертью. (Следствие: эпидемии гонорреи).
Конкубинат отличается большей или меньшей свободой. Наложницы представляли собой большей частью рабынь или полурабынь, находившихся на содержании у богатых людей, которые искали в их обществе удовольствия, независимо от своих законных жен. Могучая сила капитала и в настоящее время создает такие же почти отношения. Отдельно стоит конкубинат, так сказать, высшего порядка, предоставляющий обеим сторонам полную свободу действий и не обусловливаемый какими‑либо материальными соображениями. В древности эти формы также проявлялись в большей или меньшей степени своеобразно. Греческие гетеры также представляли собой наложниц, нередко вышедших из рядов проституции и продававших себя за деньги, но вместе с тем игравших роли подруг великих людей. Они жили в умопомрачительной роскоши, приобретали славу, особенно во времена Перикла, причем им даже воздвигались памятники. Фрина послужила моделью для статуи Венеры и предложила за свой счет воздвигнуть разрушенные стены города Фив. Таис была возлюбленной Александра и родила ему наследника престола, и т. д. Скудное образование греческих жен еще ярче выделяло умственные достоинства высокопоставленных гетер.
Демосфен в следующих выражениях резюмировал свой взгляд на положение этого вопроса в Греции и, в частности, в Афинах: «Мы обзаводимся женою, чтобы иметь законных детей и хозяйку в доме, на которую можно положиться: наложницы служат нам для услужения, а гетеры — для упоения любовью».
Потомство наложниц женатого человека во многих странах, как, например, в Японии, считается законным и приобретает те же права, что и дети от законной жены. Конкубинат, таким образом, приобретает форму второстепенного брака.
И в наше время не перевелись своего рода гетеры, с которыми мы сталкиваемся в различных общественных классах под видом куртизанок, содержанок, любовниц и фавориток королей и высших богатых классов. Они же бывают возлюбленными отважных мужчин или вампирами, умеющими использовать бесхарактерность богатых людей.
Нет недостатка и в фаворитах, которыми окружают себя высокопоставленные или богатые женщины, причем они представляют из себя как бы гетер мужского рода. Достаточное количество примеров в этом смысле давали женщины в качестве представительниц царствующих фамилий.
Патология также обусловливала во все культурные эпохи внебрачные половые сношения, носившие тот или иной упорядоченный или беспорядочный характер. Здесь наиболее видную роль играла гомосексуальная любовь, которую мы рассмотрим в главе VIII и которая занимала весьма видное место у иудеев, персов, этрусков и др., особенно же у греков. Философы Греции относились к этой форме любви весьма благосклонно, пока она не представляла собою обыкновенного вида проституции, а давала представление об идеальной гомосексуальной любви. По мнению Солона, Аристида, Фидия и Сократа, не свободных, во всяком случае, от подозрения в том, что они имели непосредственное отношение к гомосексуальной любви урнингов (см. главу VIII), любовь между мужчинами должна стоять выше полового общения с женщиной, т. е. выше естественного проявления любви.
Итоги.
Примитивный брак, повидимому, отличался кратковременностью. Когда человек стал кормиться животной пищей и занялся охотой, брак стал продолжительнее. В качестве первоначальной общественной формы являлись не клан и не племя, а семья, причем люди унаследовали брак от высших обезьяноподобных предков. Человечеству не свойственен был промискуитет, несмотря на то, что всегда имели место достаточно свободные половые сношения до брака, при частой перемене жен.
Превосходство сил мужчины создало патриархат, имевший весьма гибельные последствия. В силу этого же превосходства и в связи с ростом культуры, происходила дальнейшая эволюция брака, создавшая брак по покупке и полигамию. Последняя все больше и больше вырождается в своем варварском проявлении. Высшей культурой обусловливается продолжительная и прочная любовь на этических основах, ведущая к более или менее свободной моногамии.
Права женщины много выиграли от развития культуры и развития брака. Она вышла из того состояния, когда была собственностью мужа, причем стали возникать брачные договоры, обусловливающие полное уравнение в правах обоих сторон. Вестермарк заключает, что и «история человеческого брака представляет собою историю союза, в котором происходила последовательная победа женщины над страстью, предрассудками и эгоизмом, свойственными мужчине».
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 558 | Нарушение авторских прав
|