АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
НУСОГЕННЫЕ НЕВРОЗЫ.
Нусогенные неврозы возникают не из конфликта между влечением и инстинктом, а скорее из-за конфликта между различными ценностями, другими словами, из нравственных конфликтов или, говоря более обще, из духовных проблем. Среди этих проблем экзистенциональная фрустрация играет большую роль.
Очевидно, что в нусогенных случаях соответствующая и адекватная терапия не есть психотерапия, а скорееЛоготерапия, т.е. терапия, которая призвана внести духовное измерение в человеческое существование. Действительно, Логос в Греции означил не только смысл (meaning), но и Дух (spirit). С духовными проблемами, такими как стремление человека к значимому существованию, так же как и с фрустрацией этого стремления, Логотерапия имеет дело в духовных (spiritual) понятиях. Эти понятия выбираются вполне сознательно и честно, когда мы имели бы дело с «инстинктивными» понятиями.
Если врач не в состоянии отличить духовное измерение от «инстинктивного», могут возникнуть опасные ошибки. Позвольте мне привести следующий пример.
Высокопоставленный американский дипломат приехал в мою Венскую клинику с тем, чтобы продолжить психоаналитическое лечение, начатое пять лет назад в НьюЙорке. Потом я спрашивал его, почему он решил подвергнуться анализу, по каким причинам этот анализ был начат впервые. Оказалось, что пациент был недоволен своей карьерой и считал невозможным для себя согласиться с американской внешней политикой. Его аналитик, однако, снова и снова повторял ему, что он должен попытаться внутренне примириться с со свои отцом, поскольку правительство США, так же как и его начальство «ни что иное, как воображаемый отец», соответственно его неудовлетворенность работой обусловлена ненавистью, которую он бессознательно затаил к своему отцу. В ходе анализа, продолжавшегося 5 лет, он все больше и больше обещал придерживаться интерпретации аналитика, до того, что в конце концов оказался неспособен увидеть дерево реальности за лесом символов. После нескольких бесед стало ясно, что его потребность в смысле была фрустрирована исключением с прежнего места работы и необходимостью подыскать себе новую. Хотя не было никаких причин для того, чтобы оставить свою профессию и начать овладевать новой, он все-таки поступил именно так, получив соответствующее «вознаграждение». Я сомневаюсь, что в этом случае мне вообще пришлось иметь дело со случаем невроза, и поэтому я думаю, что он не нуждался ни в какой психотерапии, даже Логотерапии, т.к. на самом деле не был больным.
Не всякий конфликт обязательно невротичен, огромное количество конфликтов нормальны и вполне естественны. В этом же смысле страдание (suffering) не всегда является патологическим явлением. Не будучи симптомом невроза, страдание может быть даже достижением человека, особенно если оно выросло в рамках экзистенциальной фрустрации. Я полностью отрицаю, что поиск смысла своего существования или даже сомнения в нем, всегда вырастает изили приводит к болезни. Экзистенциальная фрустрация сама по себе ни патологична, ни патогенна. Озабоченность человека, даже отчаяния по поводу ценности (worthlessness) собственной жизни является духовным несчастьем (spiritual distress), но не в коем случае не психическим заболеванием (mental disease). Вероятно, что интерпретация первого (духовного страдания) в связи с прошлым приходит к сохранению экзистенциального отчаянья пациента под грудой утешительных средств. Задачей же является проведение пациента через экзистенциальный кризис развития и роста.
Логотерапия считает своей задачей помощь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в какой Логотерапия позволяет ему найти скрытый смысл (Логос) своего существования, она является аналитическим процессом. В этом отношении Логотерапия сходна с психоанализом. Однако, при Логотерапевтических попытках сделать чтонибудь осознанным, она не ограничивается задачей сделать явными для сознания бессознательные явления, но прослеживает также духовные отношения, такие как необходимость осуществить потенциальный смысл (meaning) своего существования, или же саму потребность в смысле. Всякий анализ, тем не менее, даже когда он воздерживается от включения нусогенических или духовных измерений в терапевтический процесс, все равно пытается заставить пациента осознать то, что он в самом деле представляет собой в глубинах своего существа. Логотерапия расходится с психоанализом в том, что она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов, т.е. не просто в примирении требований Ид, Эго и Супер-Эго, и не просто в приспособлении к обществу и среде.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 520 | Нарушение авторских прав
|