АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

КРИТИКА ПАНДЕТЕРМИНИЗМА.

Прочитайте:
  1. III. Критика предложенных в литературе определений понятия изобретения
  2. Детерминизм и гуманизм: критика пандетерминизма
  3. КРИТИКА ПАНДЕТЕРМИНИЗМА
  4. Критика теории промискуитета.
  5. Критика чистого «общения»: насколько гуманистична

Психоанализ часто обвиняли в так называемом пансексуализме. Я, как и многие, сомневаюсь, что этот упрек когдалибо был правильным. Однако, существует то, что кажется мне более ошибочным и опасным утверждением, это то, что я называю «пандетерминизмом». Под этим я подразумеваю такой взгляд на человека, который отрицает его способность противостоять любым возможным условиям. Человек не обусловлен и детерминирован полностью; он сам определяет, стать ли над ними. Другими словами, человек, в конечном счете, самодетерминирован. Человек не просто существует, но всегда решает, каким будет его существование, чем он станет в следующий момент.

К тому же, каждый человек обладает свободой изменения уж во всяком случае. Поэтому мы можем предсказать его будущее только после большого числа статистических исследований по всей группе; индивидуальная личность, однако, остается полностью непредсказуемой. Основанием любого предсказывания являются биологические, психологические и социальные условия. Все же основной чертой человеческого существования является способность человека стать над такими условиями, переступить за их пределы. Таким образом, человек, в конечном счете, преодолевает самого себя, человек — самотрансцендентирующее существо.

Позвольте мне привести случай доктора G-na. Это был единственный человек из встречавшихся мне в жизни, которого я мог бы назвать Мефистофелем, сатанинской фигурой.

В то время его обычно называли «массовый убийца из Стейнхофа», по имени большой психиатрической клиники в Вене. Когда нацисты стали осуществлять свою программу умерщвления, он держал в своих руках все нити этого дела и был столь фанатичен в выполнении предписанной ему работы, что ни один психический больной не смог избежать газовой камеры.

После войны, когда я вернулся в Вену, я спросил, что стало с доктором Gnom. «Русские посадили его в одну из изоляционных камер Стейнхофа, как мне сказали, но на второй день дверь была открыта и никто его больше не видел». Позже мне сообщили, что он, как и другие, с помощью своих товарищей отправился в Южную Америку. Совсем недавно, однако, мне пришлось консультировать бывшего австрийского дипломата, который был много лет заточен в тюрьму, сначала в Сибири, а потом в знаменитой люблинской больнице в Москве. Когда я проводил неврологическое обследование, он вдруг спросил, случалось ли мне встречать доктора Gna. После моего утвердительного ответа он продолжил: «Я познакомился с ним в Люблянке. Он там умер, когда ему было около сорока, от рака после уранового облучения. Но перед смертью он казался самым хорошим товарищем, какого только можно представить! Он всем давал советы. Он жил на наивысшем мыслимом уровне моральных требований. Это был лучший друг, с которым я встретился за все время тюремной жизни!» Это история Gna, «массового убийцы из Стецнхофа». Так можно ли решиться предсказывать поведение человека! Вы можете предсказать перемещение машины или автомата, вы можете попытаться предсказать даже механизмы, или «динамику» человеческой психики: но человек — нечто большее, чем психика.

По-видимому, пандетерминизм есть заразная инфекция, вселенная в образованного человека, и это справедливо даже в отношении многих приверженцев религиозной веры, которые, кажется, не осознают того, что они подрывают основания своих собственных убеждений. Т.к. свобода человека решать за или против Бога, так же, как и за или против человека, должна быть понята, иначе религия является обманом, а образование иллюзией. Свобода предполагается для обоих, в противном случае они просто имеют ложные представления.

Пандетерминистическим освобождением от религии утверждается, что религиозная жизнь обусловлена в той степени, в какой она зависит от ранних впечатлений детства, и что понятие Бога зависит от прошлых впечатлений. В противовес этой точке зрения хорошо известно, что сын алкоголика не обязательно сам превращается в алкоголика, и таким же образом человек может сопротивляться вредному влиянию давно умерших представлений и установить прочную связь с Богом. Даже плохие старые представления не должны препятствовать основанию хороших связей с Богом, более того, глубокая религиозная жизнь дает ресурсы для того, чтобы преодолеть ненависть к отцу. Наоборот, бедная религиозная жизнь не во всех случаях должна быть названа развивающим фактором.

Как только мы объяснили религию как простой результат психодинамики в смысле бессознательных мотивационных сил, мы пропускаем и не видим подлинного феномена. Через такое заблуждение психология религии часто становится психологией как религией, т.к.

такая психология иногда претендует на то, чтобы все объяснить.


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 472 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.017 сек.)