АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

НУСОДИНАМИКА.

Несомненно, что поиск смысла и ценностей скорее вызывает внутреннее напряжение, чем приводит к равновесию. Однако именно это напряжение является предпосылкой психического здоровья. Я решился бы даже утверждать, что нет ничего в мире, что столь эффективно помогало бы справиться человеку даже с самыми плохими условиями, как уверенность в том, что смысл жизни существует, есть. Очень много мудрости в словах Ницше: «Тот, кто имеет зачем жить, может вывести любое как». Я вижу в этих словах девиз, который справедлив для любой психотерапии. В нацистском концентрационном лагере можно было заметить (и это было позже подтверждено и американскими психиатрами, и в Японии, и в Корее), что то, кто знал, что есть такая задача, которая ждет своего решения и осуществления, были более способны выжить.

Что касается меня, то когда меня забрали в концентрационный лагерь Освенцима, моя рукопись, уже готовая к публикации, была конфискована. Конечно же, только глубокое стремление написать эту рукопись заново помогло мне выдержать все зверства в лагере. Например, когда я заболел тифом, лежа, я записал на маленьких листочках много важных пометок, важных при переделке рукописи, как будто я уже дожил до освобождения. Я уверен, что эта переработка потерянной рукописи в темных бараках концентрационного лагеря Баварии помогла мне преодолеть опасный коллапс.

Итак, мы видим, что психическое здоровье основано на определенном уровне напряжения, напряжения между тем, что уже достигнуто, и тем, что еще должно быть осуществлено, или на разрыве между тем, что человек уже есть, и тем, чем он еще станет. Это напряжение внутренне присуще человеческому существу, и поэтому необходимо для психического здоровья. Сомневаться в том, можно ли вызвать к жизни потенциальное предназначение каждого человеческого существа, не следует. Только таким путем его потребность в смысле освобождается от состояния латентности. Я считаю опасным заблуждением понятие психической гигиены, предположение, что в первую очередь человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис» его состояния напряжения. На самом деле человеку требуется не «состояние» напряжения, а скорее, борьба за какуюто цель, достойную его. То, что ему необходимо, не есть простое снятие напряжения любыми способами, а вызов потенциального смысла, предназначения, которое обязательно будет осуществлено. Человеку требуется не равновесие, а то, что я называю «нусодинамикой», т.е. духовной динамикой в рамках полярного напряжения, где один полюс представляет собой смысл, цель, которая будет реализована, а второй полюс — человек, который должен осуществить эту цель. Не следует думать. что последнее суждение справедливо для нормальных условий, у невротиков подобный механизм еще более значим. Если архитектор хочет укрепить верхнюю арку, он увеличивает груз, положенный на нее, так как таким образом концы арки теснее сближаются друг с другом. Так, если терапевт хочет восстановить душевное здоровье пациента, он не должен бояться увеличить подобный груз через переориентацию пациента по поводе смысла жизни.

Сказав о целебном воздействии переориентации смысла, я теперь обращаюсь к вредному влиянию того чувства, на которое сейчас жалуются многие пациенты, а именно, на чувство общей и предельной бессмысленности своей жизни. Они утратили сознание ценности смысла, зачем живут. Их преследует ощущение внутренней пустоты, самоопустошенности, они оказываются в такой ситуации, которую я называю «экзистенциальным вакуумом».


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 408 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)