АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Вторичная выгода от болезни

Прочитайте:
  1. II. Анамнез болезни (anamnesis morbi).
  2. II. Венерические болезни.
  3. III. ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ – ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ
  4. V. Природно-очаговые болезни.
  5. А) инфекционные болезни животных
  6. А) инфекционные болезни животных
  7. АЛЛЕРГИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ
  8. Анамнез болезни.
  9. Артериосклероз. Атеросклероз. Артериальная гипертензия: гипертоническая болезнь и вторичные артериальные гипертензии. Ишемические болезни сердца (ИБС)
  10. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни

Традиционно психоанализ различает «первичную» и «вторичную» выгоду от болезни. С точки зрения психологии драйвов нежелательные импульсы драйвов находят определенную степень удовлетворения посредством формирования симптомов, ведущих к снижению напряжения. Индивид в дальнейшем испытывает некоторое облегчение через тот факт, что «осуждаемые» импульсы драйвов напрямую не отреагируются во внешнем мире. Laplanche и Pontalis (1988) видят настоящую «мотивацию к неврозу» в первичной выгоде от болезни.

В противоположность этому, вторичная выгода от болезни видится, как продукт всего удовлетворения, которое получает индивид, более или менее «осознанно», через его болезнь. Это может включать поддерживающие и облегчающие реакции со стороны окружения индивида. С когнитивно-поведенческой точки зрения дезадаптивное поведение (в случае невротического развития) подкрепляется позитивными психологическими последствиями.

Посредством болезни и в связи с этим освобождением от требований рабочего места, длительные конфликтные интрапсихические мотивы, такие как, например, «отказ» подчиняться требованиям, переживаемым как неправомерно ответственные, могли быть удовлетворены: «импульсы мести» или «желание компенсации» могут быть отреагированы. В дополнение, регрессивное состояние и желания могут быть прожиты и удовлетворены через болезнь и ее развитие в хроническое состояние.

Принятие роли больного человека включает в себя, как правило, серию компенсаций. Они могут содержать, например, невозможность работать, получение пенсии вследствие снижения способности зарабатывать деньги, эмоциональное внимание в личном окружении и в секторе здравоохранения, которые все побуждают человека поддерживать болезни и роль больного человека. Человек освобождается от части социальной ответственности и обязательств в личной и рабочей сферах, которые в течение болезни принимают на себя институты здравоохранения (Horn et al., 1984).

В случае хронической болезни повседневный режим играет важную роль. Он структурируется не только индивидуальными способностями и ресурсами, но также условиями социального контекста, который включает личную и семейную жизнь, профессиональную жизнь, и, наконец, систему здравоохранения и/или системы социальных выгод (например, пособия по социальному страхованию).

Однако, «анализируя прибыль и затраты», процесс переработки болезни также может принять дезадаптивное направление, если, например, болезнь становится хронической и ее развитие связано с освобождением от стрессогенных рабочих условий. Подобным образом все это может стать дезадаптивным в случае недостатка у человека перспектив в финансовой и/или социальной области. Угроза осуждения в качестве безработного вследствие предоставления пособия из-за снижения способности зарабатывать, может быть смягчена приобретенными социальными правами и переосмыслением процессов социального обозначения.

Количество дней пропущенных по болезни из-за психических и психосоматических заболеваний с 1995 значительно выросло, в то время как длительность отсутствия на рабочем месте по причине других болезней уменьшилась. Этот феномен в последнее время единодушно приписывается возросшему давлению на рынке труда.

В дополнение к этому, среди прочих причин предоставления пособий в связи со снижением способности зарабатывать деньги, психические и психосоматические расстройства в течение долгого времени находятся впереди. Они лидируют среди причин предоставления пособий женщинам и занимают второе место у мужчин после заболеваний соединительной ткани и скелетно-мышечной системы (ВОЗ, 2001).

Определенно, в ситуации радикальных перемен на рынке труда и, как следствие ощущения небезопасности в отношении работы, такое развитие во многих случаях также вызвано аспектами вторичной выгоды от болезни.

Примечателен тот факт, что выгодами от болезни могут быть не только личные преимущества вызванные болезнью, но также, если посмотреть с разных точек зрения, эти преимущества могут иметь позитивное значение и для ближайшего семейного окружения: финансовое облегчение, пособия по социальному страхованию, повышение социального принятия из-за прекращения стигматизации.

С системной точки зрения, условия происхождения вторичной выгоды от болезни зависит от комплекса взаимодействия между различными социальными группами, институтами и собственно индивидами. В этом контексте, различные системы ценностей, социально-политические и финансовые интересы могут быть задействованы чтобы перенести ситуацию. Хорошим примером может быть переход болезни в хроническую форму, когда лечащий врач довольно часто может подтверждать несоответствие пациента работе или советует ему подать документы на пособие, потому что он хочет устранить бремя стрессогенных рабочих условий или безработицы от пациента. Такое поведение может быть продиктовано состраданием и желанием предоставить практическую поддержку пациенту, а также желание сделать ему приятное. Врачи, работающие в Немецком Федеральном Министерстве Труда (German Federal Labour Office), затруднявшиеся трудоустроить ищущих работу, которые до определенной степени были нетрудоспособны, часто поддерживали или поощряли желание пациентов получить пособие, ориентируясь в первую очередь на ограниченные возможности трудоустройства своей собственной организации.

В области медицинской реабилитации хорошо известно, что пациент, который уже подавал документы на пособие, проявляет мало мотивации к переменам и, как следствие, очень редко извлекает пользу из реабилитационных мер.

Концепция вторичной выгоды от болезни, как правило, склонна иметь стигмальное и унизительное значение для пациентов, если выгода поддерживает болезнь и это подтверждено их лечащим врачом или экспертом. В конечном итоге должно быть принято в расчет, что последствия болезни в каждом случае имеют разное значение для личности и для ее окружения. Один и тот же фактор, например достижение пенсионного статуса, субъективно может выглядеть и как выгода, через установление социальной и финансовой защищенности и как утрата, из-за «выпадения» из социального контекста и потери профессиональной идентичности.

В конечном счете, субъективное значение, которое имеют последствия болезни в текущей ситуации или в разных фазах течения болезни, должны внимательно изучаться в каждом конкретном случае. Также определенно любая оценка будет находиться под влиянием критериев нашей собственной оценки.

 


Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 611 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)