Арт-терапия. ность к «плаванию» по жизни
ность к «плаванию» по жизни. Теперь рассмотрим, чем же является окружающий нас космический энергоинформационный океан?
«Космос есть вечный поток Жизни. Он есть и разлитая в просторе бесконечности стихия самопроявляющейся Жизни, есть беспредельный мировой океан бытия, есть творческая сущность, объемлющая собою все и всему дающая начало.
Этот океан Жизни един и всеобъемлющ; он прост и ясен как первичное начало, но все, что есть, в нем черпает свое бытие сгущением его непрерывных волн; он есть источник всякой сложности, всех видов бытия ограненного, и мир чеканных форм возникает лишь как мгновенный оттиск его приливов и отливов. Здесь царствует закон тождественности единого во многом и многого в едином. Могучее стремление к жизни в своей собственной среде являет устойчивость отдельных ритмов в гармонии нераздельного всеобщего. И каждый ритм силой устремления непрерывно ткет цепь своих аккордов, являющих его особое единство, звучащих, как призвание к свершению особой цели, и чем глубже этот ритм, чем с большей полнотой и ясностью звучат его аккорды, тем более высоко конечное призвание, тем ярче выделено оно в сонме всех иных и тем больше его пронзенность всеединством и множественностью взаимных братских переливов.
Эта стихия жизни, безначальное пластическое бытие, есть вечная женственность Абсолютного, есть Богоматерия. Как ипостасный Лик рождает все иерархии форм, вливает в них мощь обособленного утверждения, связует в множества и единит их все в своем единстве первородном, так извечная женственность рождает своей единой творческой стихией жизни естество всяческого бытия, связывает их между собой в гармониях ритмов внутренних
Глава 1. Цели и задачи метода
потоков и трепетании торжествующей победы жизни и вновь роднит их все в недрах всепроникающей безначальности» [40, с. 503].
В этом удивительном по емкости содержащейся информации и поэтичности формы, в которую она была облечена известным философом В. Шмаковым, определении дано описание структуры мироздания, созидающей и трансформирующей его творческой силы.
Первое знакомство с этим текстом может вызвать удивление у читателя: «Какое отношение имеет этот философский трактат с непонятными терминами: Безначальное Пластическое Бытие, Вечная Женственность Абсолютного, Богоматерия и т. п. к проблемам самооздоровления и гармонизации?»
По моим многолетним наблюдениям, долговременные положительные результаты в самооздоровлении получают те люди, которые сумели выработать систему мировоззрения, в которую метод входит не только как средство избавления от накопившихся проблем и болезней, но и как способ достижения глобальной, позитивной сверхзадачи всей жизни, например просветления в Восточных практиках или обретение веры в Бога в западной традиции.
Это объясняется тем, что для того, чтобы победить болезнь, человек должен задействовать все свои психофизиологические резервы, в том числе и резервы правого полушария головного мозга, обеспечивающего пространственно-образное, интуитивное, абстрактно-художественное мышление, наряду с наиболее развитым у современного человека левым полушарием, отвечающим за конкретно-логическое мышление и речь.
Чтение и попытка проникнуть в скрытый, таинственный смысл, содержащийся в эзотерических, мистических, философских трактатах, в мифах, сказках, легендах и притчах, является необходимым упражнением для ак-
Арт-терапия
тивизации деятельности правого полушария головного мозга. В нашем методе этот прием как один из приемов арт-терапии будет использоваться часто.
В предельном случае эта психотехника применяется в практике дзэн буддизма для достижения адептом состояния мгновенного просветления при размышлении над коаном — парадоксальном вопросом, на который невозможно дать ответ с помощью логических размышлений.
Важным проявлением активности правого полушария в психосоматическом целительстве является эффект плацебо, которому в большей степени подвержены внушаемые, впечатлительные люди, так называемые право-полушарные художественные натуры и женщины.
Так, в книге доктора Эрнеста Лоренса Росси («Психология психосоматического целительства», 1988) приводятся следующие результаты:
— плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя морфия в 56% случаев в шести исследованиях;
— плацебо оказалось эффективным в качестве заменителя аспирина в 54% случаев в девяти исследованиях;
— плацебо оказалось эффективным в качестве замените ля кодеина в 56 % случаев в трех исследованиях. Под «эффективностью» здесь понимается подтверж дение пациентом обезболивающего эффекта.
Итак, чуть больше чем в половине случаев вера пациента в то, что он получил обезболивающее, производит такой же эффект, как если бы он в самом деле его получил.
Значит, возможны ситуации, когда определенным образом организованное взаимодействие левого и правого полушария головного мозга может привести к тому, что организм сам выработает необходимые «внутренние лекарства», успешно заменяющие фармацевтические препараты. Такую способность неоднократно демон-
Глава 1. Цели и задачи метода
стрировали как индийские йоги, так и мастера китайских школ цигун и др.
Будем считать, что мне удалось найти аргументы в защиту необходимости хотя бы иногда напрягать свое правое полушарие попытками проникновения в скрытый смысл древних трактатов, сказок и пр., что, как оказалось, является весьма полезным для здоровья занятием.
В качестве тренинга, активизирующего работу правого полушария головного мозга, вам предлагается прочитать вторую главу. В ней приведена мировоззренческая концепция, обосновывающая фундаментальные положения нашего метода, позволяющие с его помощью решить жизненно важные стратегические задачи.
Вернемся к тексту Шмакова, чтобы на этот раз с помощью логического построения выработать понятийную схему, в которой наш метод раскроется как связующее звено между сознанием человека, его внутренним микрокосмосом, и внешним миром — макрокосмосом.
Итак, «космос есть вечный поток Жизни», т. е. космос определяется через понятие движения (поток) и Жизни — таинственного явления, наделяющего тот объект, в котором оно проявляется, разными уровнями сознания, способностью саморазвития, воспроизводства и т. д. Другими словами, окружающий нас мир — это самодвижущееся Сознание, проявляющееся в разных формах.
Таким образом, сознание каждого из нас есть часть глобального всеобщего Сознания. Каким образом между индивидуальным и всеобщим Сознанием осуществляется связь, или, другими словами, непрерывность Единого Сознания?
Если все вокруг нас и мы сами являемся движущимся сознанием, следовательно, связь всеобщего и индивидуального осуществляется также посредством движущегося (изменяющегося) сознания.
Арт-терапия
Важный момент в изложении принципов нашего метода!
Возникает следующая гипотеза.
Причина возникновения тех или иных заболеваний и прочих негативных состояний индивидуального сознания, под которым мы теперь будем понимать целостность человека, включающую в себя как тело, так и психику, заключается в нарушении связи между индивидуальным сознанием и всеобщим Сознанием. Это происходит из-за дисгармоничной активности индивидуального сознания, проявляющейся на семи уровнях его функциональной активности: физической, энергетической, эмоциональной, ментальной, духовной, интуитивной и эволюционной.
Видимо, мастера йоги, цигун и др. специалисты в области эволюционной трансформации человека, зная это, уделяли большое внимание характеру движений адепта и состоянию его сознания во время практики.
В нашем методе движение и состояние сознания также являются главными инструментами гармонизации и оздоровления.
Какие виды движения и состояния сознания используются в методе?
Это движение энергетических потоков внутри человека по определенным маршрутам — каналам (меридианам), движение тела (суставная и мышечная гимнастики) и движение рисующей руки во время медитативного рисования.
Состояние сознания, которого мы постараемся достичь во время практики — медитативное, т. е. сочетающее сфокусированное на одном объекте внимание, остановленный процесс мышления, ясность и активность самоосознания, полный и тщательный самоконтроль за всеми ощущениями и реакциями как тела, так и психики.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 483 | Нарушение авторских прав
|