Фармакология опиатов
Основной эффект, присущий препаратам указанной группы, — аналгезия. Принято считать, что чем выше сродство препарата к т-опиоидным рецепторам, тем более выражены у него свойства аналгетика. В этой связи наркотические анал-гетики, в комбинации с другими препаратами, используются в большинстве схем вводного наркоза и поддержания анестезии. В больших дозах наркотические аналгетики могут использоваться как основное вещество для поддержания анестезии (например, в кардиоанестезиологии, так называемая центральная аналгезия).
Механизм действия наркотических аналгетиков связан со специфическим взаимодействием с опиоидными рецепторами ЦНС и спинного мозга.
Опиаты
Известные побочные эффекты фентанила побудили поиск новых опиатных аналгетиков. Были синтезированы новые пре
параты (альфентанил, суфентанил, ремифенганил), получившие большое распространение в современных схемах ВА и TTVA. Инфузионный метод введения аналгетиков более эффективен за счет создания постоянной концентрации препарата в крови и экономичен.
Суфентанил — синтетический опиоид, в 5—10 раз мощнее фентанила; терапевтический индекс в 100 раз больше. Период полураспределения — 0,72 мин, период полураспада — 13,7 мин. Почти полностью связывается с белками (92,5%), липофилен. Обладает более быстрым, по сравнению с фенгани-лом, началом действия. В дозах 10—20 мкг/кг создает надежную ангигипертензивную защиту. Снижает MAC ингаляционных анестетиков более значительно, чем фенганил. Не освобождает гистамин.
У суфентанила (так же как и фентанила) печеночный кли-ренс превышает печеночный кровоток; при снижении последнего вследствие системной артериальной гипотонии, сердечной недостаточности и заболеваниях печени элиминация альфента-нила задерживается. Почки косвенно влияют на элиминацию суфентанила и других опиатов, замедляя ее при заболеваниях за счет нарушения распределения ингра- и экстрацеллюлярной жидкости.
Суфентанилу присуще гипноседативное действие; его синергизм по отношению к пропофолу (дипривану) был зарегистрирован S. Schraag et al. (1996) при сравнении суфентанила и альфентанила (в эквипотенциальных дозировках) в отношении индукционной дозы пропофола, который вводили методом титрования до получения эффекта (волны на ЭЭГ с частотой 10 Гц); расход пропофола оказался ниже на фоне действия суфентанила более чем в 2 раза. В исследовании М.Н. Lauwers et al. (1996) при увеличении дозы суфентанила (с 15 до 45 мкг) время потери сознания под влиянием пропофола достоверно снизилось.
Хорошие результаты применения суфентанидалонучены в нейроанаС1СЗИиЛ'бгЙИ. При' КранИОТтайВГгюТтоводу опухолей рае?(ея-т1ропофола^казался ниже при использовании суфентанила (0,4 мкг/кг/ч) по сравнению с применением фентанила и альфентанила (Р. Kessler et al., 1996). Суфентанил показал хорошие результаты у кардиохирургич^1^,б^.дой^^с4Д13йрй фракцией выброса (менее 40%) как после интубации трахеи, так и после стернотомии (J.C. D. Pereira et al., 1996); лучше
фентанипа блокирует ноцицептивные импульсы (O.H.G. Wider-Smith, 1996).
Альфентанил — синтетический опиоид; в 4 раза слабее фентанила, но обладает более быстрым началом действия и короткой продолжительностью. Клиренс альфентанила снижается, а элиминация удлиняется у больных, получавших эритромицин (R R Barkowski et al., 1990).
Альфентанил успешно применяется при кратковременных операциях. Наиболее удачно сочетание альфентанила с про-пофолом (диприваном). В эксперименте показано, что средние дозы не вызывают изменений центральной гемодинамики, в то время как большие (5 мг/кг) приводят к увеличению ЧСС и СВ.
При нейрохирургических операциях применение альфентанила для индукции (10—20 мкг/кг) и поддержания анестезии (инфузионно, начиная со скорости 1,5—2 мкг/кг/мин и снижая до 0,3 мкг/кг/мин) на фоне пропофола показало снижение церебрального метаболизма, отсутствие эпизодов гипертензии (В. van Aken, 1996). N. Baykan et al. (1994) применяют комбинацию альфентанила (0,03 мг/кг/ч) с пропофолом при краниотомии с хорошим эффектом.
Замечательный результат получили R.G. Aquado et al., (1994) при тимэктомии у больных с miasthenia gravis: использовали инфузию альфентанила (1,5 мг/кг/мин) в комбинации с пропофолом («ступенчатая» инфузия от 167 до 50 мкг/кг/мин) без миорелаксантов.
Специальные исследования (A.L. Lindekaer et al.,1994) показали, что сочетание альфентанила с пропофолом (диприваном) в амбулаторной практике не оказывает существенного влияния на психомоторные функции.
Ремифентанил — первый в этом классе опиоид с очень коротким временем полужизни (менее 10 мин) за счет высокой степени эстеразной активности метаболизма, что обусловливает быстрое прекращение действия. Сравнение ремифентанила с альфенганилом в амбулаторной практике (F. Chung, 1996) при инфузионном введении в комбинации с пропофолом показало лучшую гемодинамическую стабильность при использовании ремифентанила в дозе 0,5 мкг/кг/мин. F. Cama et al. (1996) сравнивали аналгегические эффекты ремифентанила и фентанила при больших абдоминальных операциях. В дозе 0,4 мкг/кг/мин ре-мифентанил оказался эффективнее фентанила; побочные реак
ции не выявлены. R.J.R. Duthie et al. (1996) вводили ремифен-танил инфузионно в дозах от 1,0 до 2,0 мкг/кг/мин с пропофолом при операциях аорто-коронарного шунтирования и в послеоперационный период. Этим же опытом обладает F. Geisler (1996), вводивший ремифентанил с пропофолом по аналогичной методике. Минимальный гипертензивный ответ был зафиксирован только во время стернотомии. Авторы считают, что ремифентанил создает глубокую аналгезию, блокирующую но-цицепгивные импульсы, без побочных эффектов.
Опыт клиницистов выделяет очевидные преимущества опи-атов, включаемых в схемы ВА и ТГ/А, особенно на этапе индукции: снижается доза гипнотика, нивелируется реакция сердечно-сосудистой системы на ларингоскопию и интубацию трахеи; последнее очень важно у нейрохирургических больных (профилактика повышения внутричерепного давления) и у пациентов с сопутствующей патологией (гипертоническая болезнь, ИБС).
Некоторые препараты с р.-агонистической активностью имеют в настоящее время менее широкое применение в схемах ВА и TIVA.
Пиритрамид (дипидолор), агонист ц-рецепторов; по анал-гетической активности 15 мг дипидолора эквивалентны 10— 20 мг морфина. При операциях аналгезия удовлетворительного уровня достигается введением 0,075 мг/кг препарата. Для поддержания достаточно введения 3—5 мг/ч. Преимущества по сравнению с морфином: в меньшей степени вызывает депрессию дыхания, тошноту и рвоту, имеет высокий терапевтический индекс, не вьвывает привыкания.
Применялся довольно широко в 80-х годах в составе сбалансированной анестезии (А.А. Бунятян с соавт.,1984) в комбинации с диазепамом (седуксеном). Для индукции вводили седуксен (10—15 мг в/в) и дипидолор (15 мг в/в); поддержание анестезии осуществляли дробным введением дипидолора по 5— 7,5 мг через 30—60 мин и седуксеном (повторно через 60 мин).
Трамадол гидрохлорид (трамал). Считается частичным р-агонистом опиатных рецепторов, но обладает двойным (опио-ицзависимым и опиоиднезависимым) действием. В эксперименте установлено, что налоксон ингибирует аналгезию трамадолом только частично. Аналгезию снижают также антагонисты серо-тониновых рецепторов; не исключено воздействие препарата на о^-адренергические рецепторы, с которыми взаимодействуют
опиоиды. Видимо, в связи с низким сродством к т-рецепторам трамадол считают аналгетиком средней силы действия, которая составляет около Уз—'/5 аналгетического потенциала морфина и эквивалентна потенциалу пентазоцина. Эффект 1 мг/кг трама-дола сравним с таковьм у бупренорфина в дозе 3 мкг/кг, нал-буфина (1 мг/кг), морфина (1 мкг/кг). Проявив высокие качества в лечении острого и хронического болевого синдрома, трамадол вместе с тем не нашел широкого применения как эффективный аналгетик в составе многокомпонентной анестезии при оперативных вмешательствах.
Опиоиды (агонисты-антагонисты)
Большинство известных агонистов-антагонистов (пентазо-цин, налбуфин, буторфанол) как агонисты к-рецепторов вызывают опиоидзависимые эффекты (аналгезия и седация). Взаимодействуя с р-рецепгорами, эти препараты создают антагонистические эффекты (например, в отношении опиатной депрессии дыхания, хотя в больших дозах сами могут ее вызывать).
Пентазоцин (лексир, фортрал). Агонист-антагонист опиат-ных рецепторов. При в/в введении характеризуется коротким периодом распределения. Применяется с 80-х годов (А.А. Бу-нятян с соавт, 1984) как компонент сбалансированной анестезии. В литературе имеются данные об умеренном гипердинамическом эффекте пентазоцина при в/в введении 30 мг (увеличение АД и ЧСС), что связывают с активацией а-адренорецепгоров, которая подавляется дроперидолом. Это опровергается данными других авторов, свидетельствующими, напротив, о вазоплеги-ческом влиянии препарата. В дискуссиях на эту тему не исключалось влияние других факторов, связанных с наркозом, операцией и переохлаждением пациентов. Введение пентазоцина в дозе 1—2 мг/кг больным в сознании, по данным фотоплетизмографии, выявило расширение сосудов кожи пальцев. Введение пентазоцина как антагониста морфина (фентанила) осуществляется за 10—15 мин до окончания операции: в/в медленно (в течение 2—3 мин) вводят пенгазоцин (1 мг/кг); целесообразно вначале ввести половину расчетной дозы, а через 3—4 мин — оставшуюся часть. Эффект пробуждения и восстановления самостоятельного дыхания наступает через 3—4 мин. Уменьшая депрессию дыхания, связанную с применением фентанила, пен-тазоцин при в/в введении сам приводит к ней, хотя длительность депрессии значительно меньше.
Налбуфин (нубаин). Агонист к-рецепторов и антагонист (-1-рецепторов (период полувыведения — 3,5 ч). Широко используется для лечения острой и хронической боли. Имеет высокий терапевтический индекс, не обладает кардиодепрессивным действием, гипертензивной активностью, не освобождает гис-тамин. Налбуфин включают в премедикацию (0,1 мг/кг в/м) и дополняют общую анестезию. Описаны схемы анестезии с введением основной дозы налбуфина (0,15—0,25 мг/кг) и поддерживающих (0,05—0,075 мг/кг). Применение налбуфина предупреждает послеоперационную тошноту и рвоту. Налбуфин как агонист к-рецепторов имеет меньшую анальгетическую активность по сравнению с опиатными аналгетиками. В схемах TIVA и ВА его применяют в комбинации с препаратами-потен-циаторами аналгетической и нейровегетативной активности, в частности с клонидином (клофелином). Последний назначают дополнительно в дозе 25—50 мкг в/в. Налбуфин вьвывает депрессию дыхания, если при в/в введении его доза составляет более 20—30 мг/70 кг. Как антагонист р.-рецепторов, налбуфин применяется для предупреждения инверсии дыхательной депрессии, вызванной оплатами, в частности фентанилом. Эффективной дозой считается 20 мг, однако, по другим данным, достаточно ввести 0,1 мг/кг для нормализации EtCO;
Буторфанол тартрат (морадол, стадол, бефорал), частичный агонист к-рецепторов и антагонист и-рецепторов. Обладает выраженным аналгетическим действием (2 мг в/м или 1 мг в/в), позволяющим купировать острую послеоперационную боль и болевые приступы при печеночной и почечной коликах. За счет отчетливого седативного действия применяется в премедикации. В литературе имеются многочисленные ссылки на попытку применения буторфа-нола (БТ) в схемах ВА и TIVA, однако в целом эффект не убедителен (даже при применении сравнительно больших доз БТ — 4—6 мг в/в), так как препарат применялся либо на фоне кетамина, либо в комбинации с большими дозами диазепама или клонидина. Включение диазепама оправданно только при длительных операциях и требует, как правило, применения ИВЛ в течение нескольких часов послеоперационного периода. Так же как и налбуфин, БТ обладает возможностью инверсии «фентаниловой» депрессии дыхания; с этой целью вводят 1 мг БТ. Эффект, как правило, наступает через 1,5—2 мин и характеризуется увеличением
МОД и ЧД, понижением EtCO^; при недостаточном эффекте можно дополнительно ввести 1 мг БТ.
Следует отметить, что современная литература, уделяющая много внимания опиатам нового поколения (аль-фентанил, суфентанил, ремифентанил), все реже посвящается применению частичных агонистов-антагонистов в схемах сбалансированной (ВА) и тотальной внутривенной анестезии (TIVA). Видимо, гарантированный анапгетический эффект при оперативных вмешательствах можно получить только при использовании [i-агонистов.
Побочные эффекты опиоидов. Все опиоидные агонисты ц-рецегггоров вызывают дозозависимое угнетение дыхания, что обусловлено снижением чувствительности ДЦ ствола мозга к СО^. Опиоиды медленно выводятся из организма; после окончания в/в инфузии риск дыхательной депрессии может сохраняться несколько часов. Метаболит морфина (морфин-6-глюкуронид) особенно агрессивен в отношении дыхательной депрессии, превосходя сам морфин. Метаболиты фентанила, суфентанила и альфентанила подобные эффекты не создают.
Селективные агонисты к-рецепгоров практически не влияют на дыхание.
Мышечная ригидность (мышцы грудной клетки и живота) может возникнуть при введении опиоида в большой дозе. Нередко она становится препятствием для спонтанной и искусственной вентиляции; купируется введением миорелаксантов, ослабляется введением барбигуратов и бензодиазепинов. Мышечную ригидность может усилить закись азота и гипоксия.
В ЖКТ обнаружена высокая концентрация опиатных рецепторов (общее эмбриональное происхождение ЖКТ и ЦНС). Эффекты опиовдов на ЖКТ проявляются угнетением опорожнения желудка и перистальтики.
Хорошо известно действие опиоидов, затрудняющее механизм желчеотделения: повышение давления в общем желчном протоке, снижение продукции и оттока желчи в связи со спазмом сфинктра Одди, повышение тонуса общего желчного протока.
Тошнота и рвота возникают в результате стимуляции опиои-дами хеморецепторной триггерной зоны (ХТЗ). При больших концентрациях опиовды подавляют рвотный центр (рвота — редкое явление в кардиохирургии), в малых дозах (но при повторном введении) — вызывают стимуляцию ХТЗ.
Развитие артериальной гипотензии определяется снижением общего периферического сосудистого сопротивления (ОПСС) за счет освобождения гистамина под влиянием морфина и пе-тидина (промедола). Фенганил и новые опиаты (альфентанил, суфенганип) не вызывают гистаминлиберацию. Кардиодепрес-сивное воздействие опиатов связывают только с петидином (в больших дозах).
Налоксон (антагонист опиатных рецепторов) обладает высоким сродством к рецептору, в силу чего способен перемещать (вытеснять) любой лиганд, занимающий опиатсвязываю-щий участок (конкурентный антагонизм). Поскольку налоксон не обладает внутренней активностью, он не вызывает аналге-зию. Используется для лечения опиатной депрессии дыхания;
при его применении устраняется ангиноцицептивное действие опиоидов: появляются гипертензия, тахикардия; возможны аритмии и даже отек легких (при нормо- и гипокапнии эти проявления менее значительны). Действие налоксона короче, чем опиоидов, поэтому возможен рецидив дыхательной депрессии. Требуется соблюдение важного принципа — сохранение аналгезии. С этой целью налоксон вводят по схеме (Е. Freye,1987):
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 700 | Нарушение авторских прав
|