АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
IujUl||bllllll|-
Quot;r---- 1------- ■■■Jb—иь-
■■!!!!i..!!■
личного опыта. В дополнение к этим основополагающим динамическим связям Юнг проводит частную классификацию наших основных психологических функций: мышление, ощущение, восприятие, интуиция. Эти функции сознательно или бессознательно могут противодействовать друг другу. Таким образом, когда в сознании преобладает мышление, ощущение подавляется, и наоборот. Интуиция понимается как вид инстинктивного постижения, как функция, непосредственно зависимая от бессознательного. В зависимости от доминирования одной или другой из этих базовых функций, Юнг создает четыре специальных типа экстраверсии и интроверсии.
Определенные значимые политические типы принадлежат, по Юнгу, к категории мыслителей-экстравертов. Эти личности стремятся привести всю свою жизнедеятельность в соответствие с интеллектуальными выводами, которые в последней инстанции всегда направляются объективными данными, будут ли это объективные факты или общезначимые идеи. С помощью его формулы измеряется добро и зло: все, что ей противоречит, неправильно, и правильно все, что ей соответствует; все, что по отношению к ней нейтрально, случайно. Подобно тому как человек экстравертного типа мышления подчиняется собственной формуле, он пытается подчинить ей, как проявлению универсального вдохновения, всех остальных. Его моральный кодекс не допускает исключений, и он готов все свернуть, чтобы соответствовать схеме. «Кто-то действительно может» или «кто-то должен» - эти девизы широко представлены в его программе Если формула достаточно широкая, отмечает Юнг, то мыслитель-экстраверт может выступать как реформатор, критик общественных заблуждений и пропагандист. Но чем жестче его формула, тем вероятнее он превратится в ворчуна, хитрого демагога и считающего себя праведным критика.
Многие политики подходят под общее описание, данное Юнгом экстравертно-интуитивному типу Интуитивный тип не привлекают общепринятые ценности; он стремится скорее к возможному, чем к действительному. Он с легкостью схватывает новые объекты и способы ведения дел с тем, чтобы хладнокровно отказаться от них, как только их применение становится очевидным. Непреодолимый магнетизм восходящего солнца зажигает
Флисса, эти термины используют для обозначения черт, которые могут присутствовать в различных пропорциях в той же самой личности1.
Политический человек появляется в системе Юнга на различных пересечениях в его основной схеме. Существенное разделение в классификации Юнга - между теми, чья психическая энергия (либидо) направлена вовне (экстраверсия), и теми, чье либидо обращено вовнутрь (интроверсия). Первые вступают в полнокровные эмоциональные отношения с окружающим миром; вторые главным образом сосредоточены на осмыслении своего
Apfelbach Hans Der Aufbau des Characters. Сравни1 Weininger Otto. Geschlecht und Charakter; Fhess W. Ablauf des Lebens.
........ и11 ч г ■■ i" i............... и—mi"
■ ■■■ il|> iii ■!■ i i • hi |
I m ll> ii|l"i||i'i|ji"hl!!!
........... Illl m...... I....... HIHIi'lIP
I I
ll III
им. mi.n «ill nun ii НИН Ml
I" |il ilk iilh ЧЦ1 i|, ■ h ■-■■||jri|H|ii|L...
■iii ■■■■ ill ||ini||i ■ hi ilii ■iimIIm ii|i|i-
■и ■!■■ ill i I i In i i 4|i4-i
I in и ■illiii
ТАБЛИЦА II
Противоположности
мужской
женский
и il> Iii ■■■■- l|ii. ii ii l|i il |m-I||Ih||I|i I
Измерение Пол
Психомобильность
психос адистекли
В
психомазохистский
b
Эмоциональность
гиперэмоциональный
С
гипоэмоциональный
с
Нравственность
нравственный
D
безнравственный
d
Интеллектуальность
превосходящий
Е
(специализированная)
подчиненный
е
Дополнительные
альтруистический
F
элементы
эгоистический
f
■II1
Ill ■
■■h
■■hi |........
i и] hi i >■■! ■''
«■Mil l||j
111 l|!h 'I I и I и >!
U-llll. I 1|M I!!1
II III III l||
' "I1!- И ■ "I1
i.Hlh 14 i
ууЦцШ
HIH!l!l
I
n'lili1-ill1 >|| >||i hi >i 11И||ЦИ||Ч
И1|Ц|Ч *...... I
■ll III
его воображение и руководит его деятельностью. Для восходящего и заходящего солнца нет никакого энтузиазма, никакой особой враждебности, только безразличие. Здесь же снисходительный покровитель, который чувствует ростки будущего и устремляется от одного проекта к другому, устав от рутины и деталей, когда проекты приняты и выполнены.
Типологии Апфельбаха и Юнга основаны на небольшом числе реактивных механизмов, которые, как предполагается, в различной степени влияют на взросление личности. Эти «механистические» типы могут содержать немало полезных указаний, но методологическая проблема по изоляции этих гипотетических механизмов не решена. «Устойчивая» реакция во взрослом возрасте может быть далеко не устойчивой, когда рассматривается в последовательные периоды взросления. Эти «механистические» типы, видимо, содействуют созданию бесконечных классификаций за счет детального изучения историй жизни. По причинам, которые уже были сформулированы, истории субъектов имеют огромную ценность для социальной науки; и необходимо порицать любой чрезмерный интерес к «механизму», который уменьшает значимость обработки индивидуальных записей. Юнг и Апфельбах очень мало говорят о важных этапах развития человека и не уделяют внимания карьере как единому целому, тогда как она состоит из последовательных фаз.
Прежде чем очертить нашу эволюционную концепцию homo politicus, вернемся к работе Фрейда, поскольку его метод дал возможность приблизиться к субъективной последовательности и использовать классификационные термины по отношению к последовательным фазам в системе влечений развивающейся личности.
1 Jung C.G. Psychological Types. Chap. X.
Глава V ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Следует помнить, что поиски Фрейдом признаков травматической ситуации привели его к открытию одновременного функционирования всевозможных бессознательных мотиваций как больных, так и здоровых людей. Поиски вели дальше. Фрейд был вынужден завершить схематическую картину типичного генетического развития личности. Эта карта стала результатом сравнительного изучения весьма тщательно проанализированных случаев и опиралась на эмпирические наблюдения. Фрейд всегда придерживался своих данных; и независимо от того, как далеко его заводило воображение, реальный клинический опыт был стартовой и посадочной площадкой полета его мысли.
Энергия развитой личности может рассматриваться как распространяющаяся в трех направлениях: в положительном выражении социализированных импульсов, в антисоциализировэнных импульсах и в поддержке сопротивления антисоциализирован-ным импульсам. Первоначальные формы выражения энергии, которые доступны младенцу, во многих случаях не совместимы с запросами человеческого общения. Младенец должен отказаться от многих примитивных форм вознаграждения, если хочет, чтобы его любили, и избегать дискомфорта и боли. Он должен развиваться как личность, которая соответствует требованиям общества. Взрослое окружение методом кнута и пряника принуждает его подчиняться командам ради его собственных прав Сознание -это результат интроекции окружения, и оно накладывает ограничения на антиобщественные импульсы. Пока младенец и ребенок растет, он избегает конфликтов с окружением, перенося очаг конфликта внутрь себя, и внутренне выполняет роль няни, матери и отца. Он учится управлять своими выделениями и пресекать собственные разрушительные порывы. Он достигает пика индивидуальности путем социализации своих основных импульсов.
Но это воплощение в личности требований общественного порядка не проходит гладко и не упраздняет простые психологические структуры, которые развивались и, очевидно, отвергались с каждым шагом на пути взросления. Большая часть энергии
■HI l|H
I!!■
личности тратится на блокирование проникновения в сознание и открытое выражение нерегулируемых импульсов. Внимательное исследование в течение суток индивидуального поведения прекрасно выявляет размах, с которым личность контролируется весьма простыми психологическими структурами. Минуты усталости, депривации, безответственной мечтательности - все выдает присутствие тенденций, которые не вписываются в мир взрослых.
Фрейд начал создавать свою концепцию развития личности путем постепенной универсализации явлений, с которыми столкнулся в реальной клинической работе и впервые описал в относительно умеренных и ограниченных терминах. Оригинальность его психологического вклада изначально состояла в подчеркивании роли сексуальности в этиологии определенных неврозов. Он обнаружил, что все виды патологических условий и отклонений в развитии были, очевидно, вызваны некоторой трудностью в сексуальной интеграции. Это акцентирование внимания на роли сексуального регулирования как необходимой предпосылки здоровой взрослой жизни столкнулось с такой большой оппозицией, что Фрейд предпринял усилия по защите и укреплению своей позиции. Теперь сексуальная функция рассматривалась, по существу, как особая функция, подчеркивающая биологическое единообразие человека за счет индивидуальности. Такая тема, как «развитие личности», требует всесторонней теории личности, но она не разрабатывалась Фрейдом до его разрыва с Адлером, который настаивал на роли стремления к индивидуализации и отрицал, что в значительной степени забытых Фрейдом «инстинктов эго» достаточно, чтобы поддержать всеобъемлющую теорию.
История созданных Фрейдохм теорий сексуальных неврозов личности начинается с его ранних, независимых психологических исследований Многие клиницисты до Фрейда были крайне удивлены частотой, с которой сексуальные проблемы, видимо, вызывали^«нервные» болезни. В своей работе по изучению гипноза Фрейд был особенно поражен тем, как часто в патогенных ситуациях встречались специфически сексуальные случаи. Теперь Фрейд продолжал делать обобщения относительно роли
сексуального элемента в неврозе и заявил, что невроз является функцией отклонений в сексуальной жизни.
Для защиты своих выводов Фрейд вооружился двумя новыми средствами. Первое из них - это его опыт разрешать пациентам выговориться и рассматривать большую часть сказанного ими как символизирующее еще что-то. Он обрел способность интерпретировать то, что другие люди воспринимали буквально как замаскированное представление о чем-то ином. И когда Фрейд сталкивался со случаями, которые не были откровенно сексуальными, он считал возможным рассматривать несексуальные элементы как символические образы сексуальности и укреплялся во мнении, что более интенсивные исследовательские процедуры обеспечили его подтверждающими фактами. Само собой разумеется, что тех, кто не осознал изменения точки зрения Фрейда, отпугнула мнимая произвольность его исследования.
Второе средство Фрейда заключалось в опоре на всеохватывающую теорию сексуальности. Не смущаясь от насмешек, которыми осыпали его сексуальную теорию невроза, он перенес войну на вражескую территорию, распространив всю концепцию сексуальности на прошлое, начиная с периода половой зрелости и вглубь, через жизнь взрослеющего ребенка, к его младенчеству.
На первый взгляд, это могло бы показаться дешевым диалектическим приемом с целью запутать критиков, сказав им, что «секс» означает все явления, которые они называли другими именами. Работа Фрейда «Три вклада в сексуальную теорию» избежала участи стать риторической игрой слов в силу виртуозности его воображения и очевидной определенности связей, которые он проследил между различными чертами детского развития и образцами здоровой и извращенной взрослой сексуальности. Тщательный анализ биологически действенного полового общения показывает, что оно является сложным комплексом многих действий. В нем участвует партнер противоположного пола Существенная особенность полового общения - возрастание напряженности до достижения взрывного освобождения, сопровождаемого полной релаксацией Мужчина должен обладать достаточными садистскими наклонностями, чтобы идти на риск причинить вред женщине, вводя пенис в вагину. Участники должны
....,..,.. II III I I || I, 11
и ii hi;■ 11 i|| mi in i1 mi i i
|h hi мм l|l II IMi II l|i ■ M
ji ih|i i|| •Hiiji l|| I ll| Ih i Mh ii|l i|ii || и I
iinih ihhi-mI nn |i»"ii m ml, щи w 11 in
4' Ml -Hi In i i -in ii -1 i mi il,1 i
I |i| i|li> h • |h I h и i ми l|| h|i | |i i| 11 11
III Mill
j l
|i in lii |h
M ill l| Mil MM i
И Hi ■!■ 11 'UMl ■ I, ■
....... 11 III Ш1-11 IIh-JIIHI
и г 11 ■> hi I -1 Hh 4i и1 In 1
III III III III Mil ll
ji| мм мм iiih ill ill и
I M M
м м
' I
жаждать испробовать все виды предварительной игры ради усиления степени напряженности, используя язык, губы, соски и все остальные эрогенные зоны тела
Сравнивая детали этой полной картины откровенно сексуального акта с более ранними действиями младенца и ребенка Фрейд оорисовал совокупность аналогий Дети, развлекаясь в игре, принимают сексуальные позы, соприкасаются гениталиями и получают удовольствие в сексуальном подглядывании, но Фрейд в своем анализе сексуальности детей пошел намного дальше детские специалисты часто отмечали, что у грудного ребенка мужского пола нередко проявляется феномен эрегированного пениса и желание сосать грудь в течение некоторого времени уже после утоления голода Общий вид последовательности релаксации типа «голод-кормление-умиротворение» повторяет картину полового акта Фрейд предположил, что изучение образца кормления показывает, что удовольствие, полученное ребенком, выходит далеко за пределы непосредственных биологических по-треоностеи Этот избыток удовольствия Фрейд рассматривает как примитивное проявление сексуального инстинкта, который следует рассматривать не как появляющийся внезапно с созреванием аппарата желез, а как развивающийся, подобно обычному биологическому процессу, путем интегрирования частичных компонентов в единое целое
Сексуальная дифференциация проявляется постепенно поэтому вначале половые различия ребенком не осознаются' Как биологическое существо человек бисексуален - эту концепцию Фрейд позаимствовал с некоторыми сокращениями у Вильгельма Флисса Различия достигаются в процессе семейного опыта Ре-оенка сексуально влечет к родителю противоположного пола, однако недостаточно сильно, чтобы состязаться за объект любви 1ак, отец, слишком могущественный, чтобы его убить и освободить себе тем самым дорогу, копируется сыном, который пытается впитать в себя его силу Репрессия враждебности к отцу чувство любви к матери создает Эдипов комплекс Ребенок социализируется, играя роль отца по отношению к собственным импульсам «Латентный период» проявляется, согласно Фрейду в возрасте от четырех до шести лет, когда ранняя сексуальная
борьба с отцом прекращается Боязнь отца («кастрационный комплекс») ведет к усилению Эдиповой фазы взросления
Затем Фрейд выявил ряд трудностей, которые возникают всякий раз при неудаче в достижении успешной интеграции частичных компонентов сексуального инстинкта Он связал гомосексуализм, психологическую фригидность и импотенцию, эксгибиционизм, садизм, мазохизм, вуайеризм и ряд других отклонений с определенными неудачами в интеграции Порой человек становится зависимым от идей, которые имеют скрытое сексуальное значение, а иногда он потворствует физическим симптомам, которые обладают подобным бессознательным значением Первое - навязчивый невроз, а второе - истерия
Особое значение, которое Фрейд придавал сексуальности ребенка и социализации путем устрашения, внесло революционные изменения в культуру, которая кутала своих младенцев в пеленки сентиментальности Ребенок в поэзии изображался так
Не холодом под блеклою луной
Нас мир встречает, нет, не мглой, -
В лучах любви, спеленатый добром
Ребенок с Богом входит в отчий дом
Ведь детства невозвратный край
И есть наш безграничный рай
Уильям Вордсворт (Перевод с англ Анатолия Антонова)
Фрейдистами ребенок рассматривался следующим образом «В тот или иной период своей жизни ребенок проявляет, до известной степени, внутреннее половое влечение, нарциссизм, эксгибиционизм, склонность играть в «Джека Подгляделкина», он склонен к инцесту, убийству отца или матери, проявляет гомосексуальность, фетишизм, мазохизм и садизм» (G VHamilton, An Introduction to Objective Psychology, p 301)
Еще в 1898 г Фрейд начал разрабатывать идею, что сексуальность возникает с рождения Но уже в 1900 г, когда появилась работа «Толкование сновидений», он писал в сноске, что «детство еще не знает сексуального желания» Разработав свою теорию сексуальности, Фрейд стал уделять меньше внимания защите
I— ll ■■ _ l__
i
i. II
■■■
Ml
■и
■Ц il
1 'I Iй
Ml
Ml
■1 1
'!#
II 1
H
Illl
i
Л
lip
ii
MM
i
■i
"41111
ll
ММ
и
■llMI
III
llni
■lii
II Mil ill 1
4|> II'
1Ч||НпЯ111И
Ж
lUIL
ИИ
lljJiL.il
ii. "ii
I I-|H
PP
Ill-Mil
hillli ill II
против коллег-психиатров по сравнению с совершенствованием защиты от нападок своих друзей. Фрейд приступил к созданию своего кружка в 1903 г. Из первоначального состава группы двоим - Альфреду Адлеру и Вильгельму Штекелю - было предначертано добиться впоследствии наибольшего внимания. К 1906 г. Ференци из Будапешта и цюрихский контингент - знаменитый Блеилер и его помощники - проявляли доброжелательность и заинтересованность. В 1908 г. состоялась конференция в Зальцбурге, а в^ 1909 г. Г.Стэнли Холл пригласил Фрейда прочитать курс лекций в Кларкском университете. В 1910 г. в Нюрнберге было организовано международное общество, и становлению психоаналитического направления было положено хорошее начало.
Первый раскол произошел, когда Фрейд и Адлер окончательно разошлись в 1911 г. Адлер по поводу и без повода подчеркивал роль «мужского протеста» - стремление человека быть хозяином в любой ситуации, в которую он попадает. Человек индивидуализируется, преодолевая свой маленький рост, энурез, некрасивую внешность и другие дефекты; его основное стремление заключается скорее в отделении себя от других, чем в выполнении родовой функции.
Адлер выделил еще несколько пунктов несогласия с Фрейдом. Фрейд вынужден был подчеркивать антиобщественные побуждения человеческой природы, а Адлер в меньшей степени поддерживал гоббсовские представления. Компонент «социального чувства» в человеческой природе занимал свое место в системе Адлера; и когда «социально полезные» нормы регулирования поведения индивидуума нарушались им, проявлялись «чувства подчиненного положения». Терапия заключалась в том, чтобы Заставить непРиспос°бленного человека осознать' это объяснение, приводя его к отказу от социально бесполезных средств господства и позволяя его «социальным чувствам» проявляться более свободно. Терапия Адлера показала, что он предложил педагогико-этическое противодействие, направленное против отрицания Фрейдом обучающей функции научного аналитика. Фрейд неоднократно говорил, что задача аналитика -расположить пациента к себе и позволить ему выработать определенные средства адаптации к реальности. Адлер хотел дать па-
циенту общую схему образа мышления и позволить ему попрактиковаться в применении «социальных чувств» своей натуры
Адлер выразил также протест против сложности мышления Фрейда. Отличие молено выявить четче, отметив, что Фрейд шел от симптомов к оценкам, от оценок к другим оценкам и от них к условиям. Анализ заключался в выявлении пожизненных последовательностей значения, связанного с определенными объектами Жане так никогда и не осуществил этот процесс, а Адлер ему воспрепятствовал. Адлер начинает с симптомов и напрямую движется, насколько это возможно, к условиям. Его книги изобилуют краткими описаниями случаев, и «символический» материал в них минимален Используя свой ориентирующий принцип, он уделяет внимание благожелательному восстановлению социальных отношений пациента и выбирает такие проблемы, с которыми человек старается справиться с помощью антисоциальных или калечащих личность средств. Простота сделанных с позиции «здравого смысла» наблюдений Адлера привлекает его учение в кругах, членов которых оттолкнула чуждая терминология и сложная интерпретация Фрейда.
Испытывая постоянные нападки Адлера, Фрейд приступил к расширению своей краткой теории эго. Вначале Фрейд был склонен утверждать, что Адлеру нечего добавить, потому что он сам уже высказался об инстинктах эго, так же, как и о сексуальных инстинктах Подобное решение вряд ли было удовлетворительным, и Я не находило подходящего места в теоретической системе Фрейда до тех пор, пока не была рассмотрена и подробно изложена роль нарциссизма (любовь к себе). Это «спасло» сексуальную теорию и сделало анализ процессов эго предметом основного интереса в психоанализе Особое значение придавалось тому факту, что когда либидо индивидуума нацелено на объекты и когда на это видимое достижение накладываются препятствия или ограничения, либидо возвращается к самому индивидууму. Эта выраженная либидоизация личности весьма затрудняет ее последующий контакт с реальностью, и в таком эволюционном искривлении прослеживается множество деформаций и структур личности.
11"Цч
щ
-III»
I!1:! ■'ИИ
ft*
Разрыв между Фрейдом и Юнгом в 1913 г не имел такого непосредственного значения для теории личности по сравнению с предыдущим расколом Подобно Адлеру, Юнг стремился снизить роль сексуальности, но он достиг своей цели не столько за счет постулирования сопутствующих эго-инстинктов, сколько путем привлечения концепции внутренней энергии, которая включала бы сексуальность, эго-стимулы и многие другие сопутствующие проявления Юнг, опять параллельно с Адлером, пришел к идее раскрепощения человеческой природы, формулируя нравственную тенденцию в бессознательном Подобно Адлеру, Юнг откровенно давал советы и учил своих пациентов Два отличительных направления инновации Юнга были связаны с толкованием сновидений и этнологическими применениями Юнг расширил толкование сновидений для обнаружения «расового бессознательного». Используя материалы сказаний и сновидений, Юнг пытался опровергнуть требования сексуальности и продемонстрировать ограниченность применения Эдипова комплекса
Фрейд подвергся нападкам по важнейшему пункту и решил защитить себя в работе «Тотем и Табу». Он получил преимущество перед Юнгом, который опирался на материалы сказаний, с трудом выуживая из книги Фрезера «Золотая ветвь» этнологические сведения для подтверждения универсальности Эдипова комплекса. Это был первый вклад Фрейда в систематическую социальную теорию, и в этой связи он подойдет для рассмотрения, С точки зрения теории личности, возможно, наиболее ценны места, описывающие детскую завышенную оценку мышления -«всемогущество мысли», как это было сказано одним пациентом
Несколькими годами позже Юнг, теперь уже самостоятельно, создал свою классификацию типов личностей, значительно усилив общественный и научный интерес к теме Это, в свою очередь, стимулировало разработку группой единомышленников Фрейда формальной психоаналитической характерологии В решении этой задачи им помогли некоторые прежние контакты с Фрейдом, относящиеся к его заметкам о некоторых характерных типах, встречавшихся ему на практике. Эта литература может быть соотнесена с историями больных, которые следует немедленно обсудить
Другие разрывы между Фрейдом и его учениками (включая Штекеля и Ранка) были до сих пор не столь важны для теории личности, хотя социологические интересы Ранка, когда он освободился от непосредственного влияния учителя, могли теперь выкристаллизоваться
Фрейд, который упрямо держался за фразеологию секса, отрицая любое предложение о создании системы основных категорий, в которых было бы меньше ограниченных коннотаций, совершил в 1926 г. блестящий маневр и предложил рассматривать человеческую деятельность как выражение двух принципов - инстинктов жизни и смерти Жизнь заключается в накоплении и освобождении от напряжения и, обобщая это явление, мы получаем энергию жизни и смерти
Допустим, мы отложим в сторону будущее толкование аналитических теорий личности и в свете этих концепций определим общую формулу, описывающую историю развития политического человека В самом общем виде формула включает три понятия Первый компонент - р — означает частные мотивы человека, в том виде, как они воспитаны и организованы по отношению к семье и на раннем этапе развития личности. У нас будет возможность увидеть, что первичные психологические структуры продолжают функционировать в структуре личности еще долго после того, как хронологически пройдены периоды младенчества и детства Значимость ненависти в политике предполагает возможность обнаружить, что наиболее важный частный мотив - это подавленная и глубокая ненависть к власти, ненависть, которая находит частичное выражение и подавление по отношению к отцу, по крайней мере, в ведущемся по отцовской линии обществе, где мужчина является отцом не только по крови, но и отцом-воспитателем
Второе понятие - d,c помощью которого формула описывает смещение частных мотивов от семейных объектов на общественные Подавленная ненависть к отцу может быть направлена на королей или капиталистов, которые являются социальными объектами, играющими роль перед обществом и в его рамках Гар-
Beyond the Pleasure Principle
III ih IH III rih
I _
Ii h
■I, ■■ ■ |i ■ M i,
hi iji I i Ij i ii |i
ill| nil II hi i|l Пи ih
Ml ih 11| i In r Ii
I....... IH 'Ii" Him ih ш Hiii-HiiiM i m и Iji
Дата добавления: 2015-10-11 | Просмотры: 444 | Нарушение авторских прав
|