В основе своей деятельности больницы имели древнюю греко-римскую практику и медицинские традиции. Такие врачи, как Оривасий, Аэций, Павел Эгинский, святой Кесарийский епископ Василий, Стефаний Афинский и другие не ограничивались в своей деятельности лишь традиционными древними методиками терапии, а внедряли свои, новые идеи и подходы, повлиявшие впоследствии на развитие всей медицины. (в лечение)
Предание и история свидетельствуют, и как уже говорилось выше - врачевание никогда не было чужеродным для православной культуры. История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов.[7] "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сир.38;12).
Более того, профессия врача освящена Священным Преданием - один из учеников Христа, апостол Лука, был врачом. Лука был одним из самых образованных учеников Иисуса Христа. Он входил в число первых 12 апостолов, но ему привелось быть некоторое время спутником Павла, ближайшего сподвижника Христа. Под его влиянием Лука страстно воспринял Христово учение и избрал своим назначением описание жизни и подвигов Иисуса Христа. Евангелие от Луки и доныне считается наиболее достоверным историческим исследованием.
В молодые годы Лука жил в Антиохи Сирийской и занимался врачеванием. Когда в Антиохию приехал Павел и стал выступать с проповедями учения Христа, Лука всей душой потянулся к новому проповеднику. Он сделался личным врачом Павла, страдавшего многими недугами, и со временем стал его преданным последователем. Павел называл его «излюбленным врачом».
Врачами были святые Косьма и Дамиан. Они оказывали помощь не только людям, но и скоту, и ни от кого ничего не брали за сие: ибо они делали все сие не ради прибытка, не для обогащения золотом и серебром, но ради Бога, желая через любовь к ближним выразить свою любовь к Нему. И не своей славы искали они этим врачевством среди людей, но славы Божией, и исцеляли недуги для прославления имени Господа, даровавшего им такую силу врачевания. Они избавляли от болезней не столько травами, сколько именем Господним, без платы и награды, даром, во исполнении Христовой заповеди: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8)2. Посему они и получили от верующих наименование безмездных врачей и бессребреников.
Жить им довелось во время гонений на христиан, воздвигнутых императорами-язычниками. Святые братья Косма и Дамиан были оклеветаны завистниками и вызваны в Рим к императору Карину. Император потребовал отречься от Христа и признать языческих богов, на что святые ответили решительным отказом. Когда император стал грозить им пытками, святые, желая вразумить его, воззвали к Богу. Внезапно шея императора искривилась, и он не смог повернуть головы. Тогда его и многих из его приближенных объял страх Божий. Император покаялся пред братьями и исповедал перед всеми свою веру во Христа, и тотчас получил исцеление. Святые Косма и Дамиан были немедленно отпущены на свободу. Однако пострадали они от зависти другого врача. После кончины святость врачей-безсребреников Космы и Дамиана была подтверждена многими чудесными знамениями милости Божией[8].
Святые мученики бессребреники Кир и Иоанн (конец III – начало IV вв.) Святой бессребреник Кир был знаменитым врачом в городе Александрии, лечил всех больных бесплатно, исцеляя в том числе и душевные недуги. При этом святой врач не боялся проповедовать Евангелие. Во время гонения императора Диоклетиана Кир удалился в Аравийскую пустыню, где принял монашество и продолжал лечить приходивших к нему людей. Однажды врача-монаха разыскал воин Иоанн, пожелавший стать его последователем. Через некоторое время учитель и ученик вместе отправились в Египет, чтоб поддержать христианку по имени Афанасия, вместе с тремя дочерьми заключенную в темницу. Кир и Иоанн были схвачены, их предали мукам на глазах Афанасии. Но ни она, ни ее дети, ни сами мученики не отреклись от Христа и были казнены.
Мученик Орест (конец III – начало IV вв.) был известным в Каппадокии врачом. Христианин с детства, он открыто проповедовал христианство во время гонений. На допросе у царского сановника Орест проявил необыкновенное мужество: на повеление назвать свое имя он ответил, что имя его – Христианин, и оно кажется ему более высоким, чем имя, данное родителями при рождении. Твердо отказавшись отречься от своей веры, святой врач выдержал множество пыток: 40 воинов, сменяя друг друга, истязали его. Затем мученика привязали к дикому коню и влачили по земле, пока святой Орест не умер.
Мученик Диомид (III в.) был врачом по профессии, он исцелял не только телесные, но и душевные болезни. Много путешествуя, Диомид не боялся проповедовать Христа, обращая и крестя язычников. Однажды врач пришел в Никею, и император-язычник Диоклетиан послал воинов арестовать его. Но умер святой мирной смертью на обратном пути из Никеи. Согласно житию, найдя его тело, воины отсекли голову святого в доказательство исполненного поручения императора, но тотчас ослепли. Диоклетиан приказал отнести голову обратно к телу: исполнившим приказ воинам вернулось зрение. Имя мученика Диомида вспоминается при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования).
Святой великомученик Пантелеимон (III в.) Родился в Вифинии (Малая Азия) в семье знатного язычника и тайной христианки (святой Еввулы). Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый).
Медицинскому ремеслу учился у знаменитого врача Евфросина и впоследствии стал придворным врачом при императоре Максимиане. Жизнь красивого и успешного юноши перевернула встреча с пресвитером Ермолаем, который впоследствии и крестил его. Мученик Пантелеимон также посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась очень широко.[9] Его успех как врача стал предметом зависти коллег по ремеслу – они донесли императору, гонителю христиан, что Пантелеимон исповедует Христа и посещает своих единоверцев в заключении за это он подвергся суровым пыткам и принял мученическую смерть.
У медицины есть и свой небесный покровитель – это Архангел Рафаил. Его служение отражено в самом имени: Рафаил по арамейски означает «Исцеление Божие или Врачевание Божие». В Библии об этом Архангеле рассказывается в книге Товита. По учению Церкви Архангел Рафаил не только врачует больных, но и утешает скорбящих, а также присутствует при погребении мертвых. На иконах принято изображать Архангела Рафаила, как врача недугов человеческих, держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой - остриженное птичье перо для помазывания ран[10]
Другими словами, кроме Иисуса Христа, людям Средневековья разрешалось прибегать и к помощи других врачей. Постепенно рядом со священниками, врачевавшими души, появлялись медики, врачевавшие тело. Они становились одновременно и учеными, и профессионалами-практиками. Появлялись медицинские школы и университеты, где обучали науке, считавшейся, разумеется, даром Божиим, но вместе с тем и ремеслом. Таким образом, появлялась профессия врача.[11]
Из выдающихся деятелей медицины Византии можно отметить следующих врачей:
1.Аэций Амидский(502-575), будучи императорским врачом при дворе Юстиниана Великого, на основании трудов Галена составил «Врачебное руководство» со своими комментариями. Это шестнадцатитомная энциклопедия по медицине традиционно называется «Четверокнижье» (Tetrabiblion) поскольку содержит четыре раздела:
1ая книга: лекарственные растения в алфавитном порядке; 2ая книга: минеральные и животные лекарственные средства, прочие медикаменты; 3ая книга: общая терапия и гигиена, гимнастика, климатология, слабительные; 4ая книга: диэтетика детского возраста, детские болезни, общая диэтетика; 5ая книга: общая патология и диагностика 6ая книга: болезни головы, волос, болезни носа и ушей; 7ая книга: глазные болезни; 8ая книга: косметика, болезни зубов и полости рта, чужеродные тела в дыхательных путях и органах пищеварения, болезни дыхательных путей, легких 9ая книга: болезни органов пищеварения, глисты; 10ая книга: болезни печени и селезенки, водянка; 11ая книга: болезни мочевых органов; 12ая книга: ишиас, ревматизм, болезни суставов; 13ая книга: укусы животных, противоядия, болезни кожи; 14ая книга: болезни прямой кишки, половых органов, лечение подвергнутых бичеванию, лечение ран и язв, кровотечения, общая хирургия, болезни кожи, ногтей, вывихи, расширение вен; 15ая книга: опухоли, аневризмы, парша, лекарственные средства; 16ая книга родовспоможение, гинекология, некоторые рецепты приготовления пищи, средства для бальзамирования трупов[12].
Таким образом, нетрудно заметить, что классификация имеет достаточно условный и специфический характер и имеет яркое расхождение с современными медицинскими знаниями, что связано несомненно еще со скудностью знаний того времени.
Она состоит из сжатых изложений по вопросам фармацевтики, диетологии, общей терапии, гигиены, болезней головы, офтальмологии, косметики и зубоврачебных знаний, вопросы акушерства и гинекологии, способы лечения ран и ожогов.
2.Михаил Пселл (1018 1078) составил поэтический словарь болезней «Лучший врачебный труд написанный ямбами»(1373 стихотворения) и книгу «О бане». Кроме того его трактат содержит много информации по психологии.
3. Видным врачом Византии был Павел с о. Эгина (Павел Эгинский греч. Paulos, лат. Раulus Aegineta, 625—690). Его деятельность неразрывно связана с Александрией, где он учился и работал, когда Александрия входила в состав Византийской империи, а также после ее завоевания арабами (которые высоко ценили его как хирурга, акушера и преподавателя). Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения — обстоятельный итог развития хирургии к VII в. (малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия)". Из двух его произведений до нашего времени дошло только одно: медицинский сборник «Compendii medici libri septem»(«Краткое изложение Медицины») в 7 книгах (Сборник трудов по акушерству и гинекологии не сохранился). В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты, например Парижского университета, предписывали преподавать хирургию по этой книге. Описанные в ней радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в., а сам Павел из Эгины почитался самым смелым хирургом своего времени. В условиях крайне негативного отношения к оперативному лечению он составил практические руководства по самым разнообразным видам хирургии: пластической, полостной, малой, военной. Кроме того, Павел выполнял ампутации, лечил вывихи и переломы; врачевал раны и женские болезни также с помощью ножа. Работы Павла первыми оценили греки, отметившие оригинальность идей, чистоту языка и доступность описания сложных процедур. Самого автора и его литературное мастерство высоко ценили арабы, даже во времена войны с Византией. На Западе сочинения Павла Эгинского признали только в эпоху Ренессанса. Его радикальные методики, описанные в разделе «Хирургия», преподавались в качестве классических во многих европейских университетах.
Особое внимание нужно уделить клятве Гиппократа. Несмотря на то, что Гиппократ принадлежит к античным врачам и деятелям, клятва интересна и с точки зрения христианства, так при ее анализе и изучении можно заметить, что она имеет и глубоко христианское содержание.
Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно была принята христианском мире, однако с поправками и изменениями. Начало поменялось со слов "Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство» на слова «Да будет благословен Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословен во веки веков; я не лгу».В целом «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств которые можно сравнить с христианской моралью и этикой:
обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
· принцип непричинения вреда;
· обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
· принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
· принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
· обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
· обязательство личного совершенствования;
· врачебная тайна (принцип конфиденциальности).
«Врачебная тайна» обладает глубочайшим христианским смыслом. Также как и «тайну исповеди», «врачебную тайну» можно рассматривать как факт сокровенного общения человека с Богом. Каждое человеческое недомогание и болезнь, помимо физиологических проявлений, имеет глубочайшее предназначение и метафизиологическое значение для человека. Среди христиан сохраняется такое понимание болезни, как «посещения Божьего». Врач — свидетель этого «посещения», и врач должен сохранять «печать молчания», для того чтобы оградить больного от неправедного суда человеческого и, чтобы сохранить себя самого от греха осуждения.[13]
Гиппократово обязательство стало выражением нравственной сущности врачевания и сохранило свое значение для последующих поколений христианских врачей на основании удивительной совместимости основных положений присяги и христианских моральных заповедей.[14]Гиппократ писал. «Мудрость - универсальная медицина и единственное лекарство от невежества, общей болезни человечества».