АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Характер медицинского образования.

Прочитайте:
  1. I. Контрацептивы механического и спермицидного характера.
  2. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭРАКОНДА
  3. I. По тяжести повреждения и характеру желчеистечения.
  4. II. Классификация клиники детской челюстно-лицевой хирургии Белорусского государственного медицинского университета.
  5. V. Характеристика розвитку фізіології як науки, відкриття. Роль окремих вчених у розвитку світової фізіології. Українська фізіологічна школа.
  6. Авитаминозы и гиповитаминозы, гипервитаминозы их профилактика. Значение медицинского контроля за потребление витаминов в профилактике гипо- и гипервитаминозов.
  7. Акцентуация характера.
  8. Анатомічна характеристика будови ліктьового суглобу та рухів у ньому.
  9. Анатомічна характеристика будови плечового суглобу та рухів в ньому.
  10. Анатомо-фізіологічна характеристика нейрона, аксона, дендрита.

Глава 2 Организация врачебной деятельности.

Относительно положения врачей и медицинского образования в Византии известно относительно немного. Однако, несмотря на триумф христианской религии, образовательные учреждения Византии действовали по античному образцу. Несмотря на религиозность византийского общества, в основу образования были положены не памятники христианской письменности, а произведения античных авторов, дополненные многочисленными толкованиями. Основу обучения составляли сочинения римских и греческих писателей. Среди сохранившихся медицинских рукописей византийского времени первое место занимали списки сочинений двух великих медиков древности – Гиппократа и Галена. Их труды в течение многих веков служили основными пособиями, и извлечения из них входили во вновь составляемые компиляции переводились на латинский, арабский, сирийский языки и сохранились во множестве списков[1]. Но и этой скромной работой врачи Византии оказали большую услугу медицине последующих времен. Для того чтобы компилировать эти труды, их нужно было собрать. Таким образом врачи Византии спасали их от забвения и передавали накопленные знания последующим поколениям.[2]

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеантичной школы — математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadri-vium» (лат. — четырехпутье). Помимо них полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики с IX в. их совокупность стали называть «Trivium». Перечисленные семь «свободных искусств» (лат. — artes liberates, греч. эквивалент — enkiklios paideia) составляли основное содержание высшего общего образования уже в период поздней античности; они сохранялись на протяжении почти целого тысячелетия и в средние века легли в основу факультетов свободных искусств в университетах Западной Европы. В античности врачом могли стать люди только из определенного круга лиц. Об ограниченности медицинского сообщества свидетельствует то, что врач мог сообщать медицинские сведенья «своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому» Но и в этом кругу не каждый мог овладеть искусством лечить людей. Таким образом, для желающего стать врачом предъявлялись строгие требования, и те, кто соответствовал требованиям получал доступ к знаниям, передаваемым из поколения в поколение «наставление устных уроков и всего остального в учении» Стремление помогать людям приводило к новым исследованиям Истинное врачебное искусство-это «легкая и безошибочная способность» делать людей здоровыми, чего мог достичь не каждый. Подготовка врачей в Византии перестала носит индивидуально ремесленный характер, и стала задачей научно-учебного учреждения, причем обучение медицине было тесно связано с обучением другим наукам.

Центром медицинских знаний древнего мира была Александрия, в медицинских школах которой особое внимание уделялось изучению анатомии. В этой области были достигнуты значительные успехи, благодаря тому, что здесь производились вскрытия человеческих трупов. Слава медицинских школ Александрии была велика; считалось, что молодой человек, желающий изучать медицину, должен обязательно отправиться с этой целью в Александрию, где работало большое число врачей-профессионалов[3].

Знаменитые византийские врачи: Орибасий, Кесарий, Иаков, Аэций из Амиды, Павел Эгинский, Гесихий, Асклепиодот, Палладий получили здесь образование, а выпускник Сергий Решайнский, как сообщают, перевел на сирийский язык ряд трактатов Галена и афоризмы Гиппократа. Занятия по медицине проводились в форме дебатов. Странная традиция считать медицину наукой теоретической свела византийское обучение к штудированию древних трактатов и ботаническим опытам. Все другие области были для студентов недоступны как следствие строгой христианской морали. Церковь запрещала анатомирование любого рода, преследовалось пролитие крови и познание тайны человеческого тела. В средневековых медицинских школах, например в знаменитой Салернской школе, анатомию изучали на трупах животных (главным образом — свиней), Вероятно, по этой причине каждый уважающий себя медик проходил стажировку в Александрийском анатомическом театре.

Наряду с университетом, врачевание преподавалось в частных школах Константинополя и Македонии. Позднее важные медицинские центры располагались в таких крупных городах, как Фессалоники и Никея, а также в Солерно.

По окончании курса медицины в любом учебном заведении устраивались экзамены. Знания проверяла специально назначенная комиссия в составе лучших врачей империи. Только в случае успешного прохождения испытаний и выдачи свидетельства молодой врач мог претендовать на получение престижной должности. Однако многие из специалистов выбирали частную практику[4].

 

 

Врачи.

Слово "врач" древнее, оно появилось задолго до принятия христианства. Впоследствии слова "врач", "врачебница" уже стали использоваться в богослужебных текстах и применяться по отношению к Христу в значении "целитель", а по-гречески целитель равно "спаситель". В евангельском идеале врач - это прежде всего сам Иисус Христос. Он возлагает руки на больных, которых не должно касаться, исцеляет их – и грешников, и бесноватых. Из источников известен случай, когда Иисус Христос исцелил кровоточивую женщину, к которой было нельзя притронуться, не осквернившись. Однако Иисус Христос помог, и больной был исцелен. Строки из священного писания говорят: “И ходил Иисус, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях… и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их” (Матф. 4:23, 24). Христос исцелял больных, очищал прокаженных, изгонял бесов, воскрешал мертвых. “Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола” (1Иоанна 3:8), а именно грехи, болезни, страдания и смерть. Отцы Церкви относились к окружающему миру как врачеватели. Они часто пренебрегали врачами и тем не менее придали их деятельности беспрецедентное значение и достоинство.

 

Уже в VI— VII вв. христианские авторы обращаются к натуралистическим теориям античной медицины, и началась их активная интеграция прежде всего в монастырскую культуру Господь Бог, святые, епископы, духовенство рассматривались именно как врачи.[5]

Вместе с тем среди врачей нередко можно было встретить и разного рода шарлатанов и мошенников, недобросовестно относящихся к своим обязанностям. О лекаре-шарлатане идет речь в небольшом юмористическом произведении «Палач, или Врач» Феодора Продрома, где он рассказывает о своем неудачном визите к эскулапу, пытавшемуся удалить у него зуб. Феодор Продром детально описывает процесс лечения: сначала врач разрезал ему десну, затем ухватил больной зуб инструментом, {322} с помощью которого можно было вырвать клык у слона, а не только удалить зуб у человека. В результате всех манипуляции горе-лекарь сумел лишь отломить часть зуба пациента[6].

В Византии наряду с благодарностью и платой за услуги предусматривались и наказания в случае халатности либо нанесения вреда. Все зависело от ущерба здоровью, который был нанесен пациенту, а также от социального положения пострадавшего и от должности, которую занимал врач. Наказания были разные: от небольшого штрафа до полной конфискации имущества. Кроме того могло применяться и публичное осуждение врача. В особых случаях врач мог быть приговорён к смерти.

 

Врач должен был соответствовать своему статусу. Внешний вид врача должен был внушать доверие и выделять врача, прежде всего как рационально мыслящего терапевта на фоне магов и шарлатанов в пестрых, непонятных одеждах и разноцветных головных повязках(148). В сочинениях относительно врача употребляются прилагательные «приличный», «простой», «изысканный».(149-151) Цвет его лица должен был подчеркивать душевное и физическое здоровье, а выражение лица должно было быть «преисполненным размышления, но не суровым»(152) Поведение врача в повседневной жизни должно было соответствовать его статусу свидетельствовать о его профессиональных компетенциях. Личная жизнь врача находилась под пристальным вниманием общества, имела ряд ограничений и накладывала ряд обязательств. Эти люди не могли позволить себе развязные развлечения, так как они имели возможность произвести впечатление на потенциальных клиентов только своей скромностью, умеренностью в потреблении пищи, серьезностью, немногословностью, склонностью к благодарности.(153) Предусмотрительность в поступках, остроумие и снисходительность ценились в среде образованных греков, поэтому от врача требовали наличия этих качеств.(154). Древнегреческому врачу следовало не только внушать доверие, но и являться примером для окружающих.

В средние века профессия врача была очень авторитетной и престижной. Вознаграждение за свой труд врачи получали либо непосредственно от пациентов, либо, если они работали в больницах, — от государства, от общины. Врачи получали вознаграждение как деньгами, так и продуктами питания. Они также могли получать вознаграждение от своих больных, которые носили название «Агапы», то есть так называемое подношение от любви к доктору. Размер зарплаты врачей регулировался соответствующими пунктами в уставах или специальным указом императора. (в начало)

Врачи античности также не были застрахованы от ошибок. Они случались тем чаще, чем запущенней была болезнь и непредсказуемей ее течение: «Как в остальных всех искусствах мастера далеко между собой различаются как руками, так и умом, так точно бывает и в медицинском искусстве. Я сильно хвалил бы врача, который мало ошибается» (173)

«Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае по причине своей неопытности, просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного». (174) в лечение

Особым вопросом, связанным с врачебной этикой, было взимание платы за лечение. Опытные специалисты утверждали, что «хороший врач не ищет выгоды, а скорее приобретения славы»(178) Они советовали заботиться о вознаграждении только после излечения больного: «лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности» (181) про плату


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 591 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)