АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

представление о врачах в христианстве.

Прочитайте:
  1. В 1891 году Киари ( Chiari ) выделил четыре типа аномалии с подробным их представлением. Данной классификацией мы пользуемся по настоящее время.
  2. Классическое представление о гене как единице функции, рекомбинации и мутации. Критерии аллелизма, предложенные Т. Морганом.
  3. Общее представление о сенсорных системах организма (анализаторах), их назначение, структура и виды.
  4. Общее представление о сердечном цикле, роль клапанного аппарата сердца в его деятельности.
  5. Общее представление об органах чувств. Свойства рецепторов.
  6. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИСОВРЕМЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РЕАБИЛИТАЦИИ
  7. ПЕРЕДАЧА НЕРВНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ МЕЖДУ КЛЕТКАМИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СИНАПСАХ
  8. Представление о механизме пессимума в нервно-мышечном препарате (Н.Е.Введенский и современные представления).
  9. Представление о популяции. Популяц структура вида. Попул как единица микроэволюц процесса.

 

Врачи

Измождение тела — укрепление души. Как врачи, тело врачующие, не одно и то же предлагают лекарство, так и Бог, врачуя душевные болезни, не один для всех пригодный знает способ врачевания, — но каждой душе, подавая благопотребное, совершает исцеления. Возблагодарим же Его, будучи врачуемы, хотя бы бывающее с нами и муку имело, ибо конец блажен[20]

Господь возвышает душу и просвещает очи, дает врачевство, жизнь и благословение. (Сир 34, 17)

В первые века своего существования христианство, отвергая все языческое, отрицало и античное медицинское знание, ибо один Бог решает вопрос об исцелении души и тела.

Основными условиями исцеления считались покаяние и вера в божественную справедливость, поэтому первые христиане лечились исключительно исповедью, молитвами и призывами Христа. Еще в начале III в. Тертуллиан указывал на непозволительность христианам лечиться какими-либо иными средствами или прибегать к искусству врачей, которое ассоциировалось с язычеством. Но жизнь брала свое, и такого рода «религиозное» лечение не стало нормой даже в монастырях.[21]

Задача медицины состояла прежде всего во врачевании души, она воздействовала на тело, но никогда не ограничивалась им одним. «Значение медицины, которую мы сегодня называем научной, оказалось меньшим, поскольку без Божественной помощи она демонстрировала беспомощность», - пишет Бернар Лансон в книге «Медицина поздней Античности и раннего Средневековья»[22]. (может убрать?) Однако благодаря этому медицинское искусство распространялось и утверждалось. Отцы Церкви относились к окружающему миру как врачеватели. Они часто высмеивали врачей и тем не менее придали их деятельности беспрецедентное значение и достоинство. Уже в VI— VII вв. христианские авторы обращаются к натуралистическим теориям античной медицины, и начинается их активная интеграция прежде всего в монастырскую культуру Господь Бог, святые, епископы, духовенство рассматривались именно как врачи.[23]

Что говорит Библия о ценности здоровья? «Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с измождённым телом. Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства. Нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной». (Сир.30,14-17)

Слова эти близки и понятны каждому человеку, ибо, по словам апостола Павла, «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь» (Эф.5,29-30).

«Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете». «Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. … дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. Но кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» (Сир 38, 1-15.) Таким образом в христианскую эпоху врач становится подручным Господа, которому молятся, принимая врачебные наставления. Владыка Антоний Сурожский (XX век), также врач говорил: "У Господа нет рук, кроме наших".

 

 

Врачевание стало рассматриваться как богоугодное дело, акт милосердия, и если в античности считалось безнравственным браться за лечение неизлечимых больных, ВСТАВИТЬ ИЗ ПЕРФИЛОВОЙ то христианский врач до конца делал все возможное, ибо о выздоровлении окончательно ведает только Бог. «Блаженна у врачей небрезгливость, а в наставниках бесстрастие; ибо те без отвращения смело приступают к врачеванию всякой смердящей раны, а сии могут воскресить всякую умершую душу»[24].

Таким образом, христианство не унижало медицину, хотя и умаляла ее научную составляющую. Напротив, христианство возвышало медицину. Духовное врачевание вбирало в себя, абсорбировало медицину, занимавшуюся телом. Медицина души брала на себя также и страдающее тело».[25]

христианским вероучением, сформировало традицию онтологического понимания нравственности, т.е. глубинной включенности нравственности в единое и целостное "устроение мира". Именно поэтому в православной нравственной философии моральные ценности и первая из них - любовь к Богу и ближнему - не только желательная норма поведения. Это - принцип бытия, закон "устроения мира", без соблюдения которого распадается "связь времен" и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Смысл же человеческой жизни в христианской этике непосредственно связан со служением ближнему. В связи с этим, врачевание по сути дела - одна из уникальных человеческих профессий, смысл и назначение которой максимально совпадает с "деланием добра", с христианскими ценностями милосердия, человеколюбия и спасения жизни. Не случайно первая модель социального института здравоохранения как деятельного проявления милосердия и человеколюбия была реализована в христианских монастырях.[26]

 

 

За 10 веков своей истории Византия смогла сохранить и систематизировать античное наследие, а также создала оригинальную средневековую культуру, которая оказала большое влияние на развитие культуры и медицины многих народов мира.(до кучи)

 

Еще в древние времена наука врачевания у греков находилась на высоком уровне. Причем, и медицина, и врачебное искусство были тесно связаны с религией, а лечебные учреждения являлись своеобразными храмами «богу врачевания» Асклепию

 

Таким образом, христианство не унижало медицину, хотя и умаляла ее научную составляющую. Напротив, христианство возвышало медицину. Духовное врачевание вбирало в себя, абсорбировало медицину, занимавшуюся телом. Медицина души брала на себя также и страдающее тело». [27] Исходя из этого, социальная деятельность в Византии лежала целиком и полностью на Церкви и монастырях, и лишь много позже в этой работе приняло участие государство и частные лица. Филантропическая деятельность главной своей целью имела, прежде всего, оказание помощи болящим и неимущим и всем тем, кто в силу каких-то обстоятельств не мог себя содержать сам

Византия как преемница традиций греко-римского эллинизма была государством правовым и социальным. Христианство еще более углубило эту социальную ответственность в обществе. В Византии, в эпоху первого христианского государства, мы видим не только продолжение эллинской медицины, но и ее усовершенствование. Здесь применяется высокоразвитая фармакология, излечиваются инфекционные заболевания, совершаются операции самого разного вида. Но самым большим достижением этого времени было применение медицины в широком общественном спектре – в соответствии с христианским идеалом попечения о нуждающихся создаются приюты для сирот и вдов, госпитали для бездомных и нищих, больницы для прокаженных и немощных.

Отметим, что странноприимница имелась в каждом монастыре, а если учесть, что, например, по свидетельству новгородского архиепископа Антония, число монастырей при императоре Мануиле I (1143–1180) достигало 14 000, картина получается внушительная.

 

 


[1] Гранстрем Е.Э. Отрывок медицинского трактата Аэция из Амиды в списке X-XI века //Византийский временник. - 1956. - Т. 9. – С.161.

[2] Бородулин Ф.Р. Бородулин Ф.Р. История медицины. Избранные лекции.- М.: Медгиз, 1961.- с.76

[3] Гранстрем Е.Э. Отрывок медицинского трактата Аэция из Амиды в списке X-XI века // Византийский временник. - 1956. - Т. 9. – С.159-160.

[4] Грицак Елена Николаевна - Книга: "Популярная история медицины" - Страница 38

[5] Там же

[6] Литаврин Г.Г. «Как жили византийцы» издание второе изд. «Алетейя» Санкт-Петербург 2000

 

[7] Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новгород. 1996, с. 48.

[8] ЖИТИЯ СВЯТЫХ. НОЯБРЬ [Электронный ресурс]

URL: http://www.peraspera.ru/sviatcalendar/jitia_sviatih/sviatzi/gitiya_11.htm (дата обращениия 3.05.2013)

[9] Джарман О.А. ВРАЧИ-ХРИСТИАНЕ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ //ХРИСТИ-АНСКОЕ ЧТЕНИЕ Научно-богословский журнал// Издательство СПбПДА, №2 (37), 2011

[10] Иерей Димитрий Цыплаков. Пастырская медицина [Электронный ресурс ] URL: http://svyatoe-delo.ru/node/435 (дата обращения 3.05. 2013)

[11] Жак Ле Гофф, Николя Трюон.История тела в средние века МОСКВА «ТЕКСТ» 2008 с 85

[12] Гранстрем Е.Э. Отрывок медицинского трактата Аэция из Амиды в списке X-XI века // Византийский временник. - 1956. - Т. 9. – С.164.

[13] Грихелес Леонид, протоиерей. 2004: 5-10

[14] Силуянова И. В. «Клятва Гиппократа» как феномен европейской культуры Проблемы филологии и культурологии ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2006 — №1 с.168

[15]Иванов И.А. Благотворительность и медицина в Византии// Общество-среда-развитие 2010. - № 13(16). - С. 187

[16] Miller. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire, p.14

 

[17] Miller. The Birth of the Hospital in the Byzantine Empire, p.31

 

[18] Иванов И.А. Античная медицинская литература к контексте Византизма// Общество-среда-развитие 2011. - № 2. - С. 103

[19] М.П. Мультановский История медицины Издательство: Медицина 272 страниц; М. 1967

[20] Добротолюбие Преп. Максим исповедник

[21] Ю.Е. Арнаутова Чудесные исцеления святыми и "народная религиозность" в средние века Одиссей. Человек в истории. 1995. - М., 1995, с. 151-169

[22] Жак Ле Гофф, Николя Трюон История тела в средние века МОСКВА «ТЕКСТ» 2008 с 42

[23] Там же

[24] Лествица 2-11– Киев. Типография Киево-Печерской Лавры. 1998.

[25] Жак Ле Гофф, Николя Трюон История тела в средние века МОСКВА «ТЕКСТ» 2008

[26] Силуянова И.В. Современная медицина и православие Глава 1. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1998. с.8.

[27] Жак Ле Гофф, Николя Трюон История тела в средние века МОСКВА «ТЕКСТ» 2008


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 1008 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)