АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Несамостоятельность орнамента

Прочитайте:
  1. Мера орнаментального декора вещи
  2. Образная выразительность орнамента

До сих пор марксистская эстетика не делала попыток истолкования художественной природы орнамента, его места и роли в прикладном искусстве. Этот пробел оказывается весьма опасным, так как буржуазная идеалистическая эстетика, начиная с Канта, весьма охотно обращается к орнаменту для обоснования «чистого» искусства, а в наше время — искусства абстрактного. Орнамент, особенно геометрический, объявляется такой разновидностью художественного творчества, в которой искусство совершенно «освобождается» от связи с реальной жизнью, от каких- либо содержательных моментов и становится «чистой формой», бездельной «игрой» формы. Это дает некоторым буржуазным теоретикам равнять все виды искусства на орнамент и трактовать, например, музыку как звуковой орнамент, поэзию как буквенно-звуковой орнамент (теория футуристов), живопись и скульптуру как орнаментальное неизобразительное творчество (теория абстракционизма). Поэтому научное объяснение сущности орнамента должно быть в наше время одной из актуальнейших задач марксистской эстетической теории.

Решение этой задачи зависит, от правильного определения места орнамента и сфере художественного творчества. Для этого нужно, как мы уже имели возможность однажды заметить, обнаружить главную ошибку в рассуждениях эстетиков-идёалистов. Ошибка эта состоит и том. что орнамент вырывается ими из художественного контекста. в котором он находится, и рассматривается как самостоятельный вид искусства. Отсюда и рождается вывод, будто орнамент является некоей «чистой формой», «игрой чистой формы», особенно, если речь идет о геометрическом орнаменте.

Однако суть дела в том и состоит, что реально орнамент существует лишь в произведениях архитектуры и прикладных искусств — в оформлении стены дома и плафона, обоев и ковров, в обивочной и плательной тканях, на чашке и тарелке, в резьбе стола и стула, в предметах садово-паркового и ювелирного искусства, но сам по себе, в качестве самостоятельного художественного произведения орнамент не существует и существовать не может. Иногда те, кто говорит о возможности существования орнамента как самостоятельного художественного произведения, ссылаются на ковры и вышивки. Но при этом они, очевидно, забывают, что ни ковер, ни вышивка не являются станковыми произведениями искусства, что они создаются вовсе не для того, чтобы демонстрировать красоту орнаментального узора. Ковер призван выполнять в интерьере прежде всего вполне определенные практические функции— функции утепления, смягчения, звукопоглощения, а кружево валяется либо элементом одежды, либо, наряду с другими тканями, служит в занавесях, в скатертях, в салфетках столь же конкретным утилитарным целям. Поэтому произведением прикладного искусства является здесь не орнамент сам по себе, а орнаментированный предмет, обладающий определенной, функционально и конструктивно обусловленной формой, окраской, фактурой.

Бессмысленность абстракционизма в том и состоит, что он пытается придать орнаменту самостоятельное существование, подобное существованию станковой картины. Мы уже не говорим сейчас о том, что абстрактное искусство не хочет подчиняться основному закону построения орнамента — закону ритмической повторяемости мотива, отдаваясь обычно на волю хаотического и случайного соотнесения на холсте линий, форм я цветовых пятен. Но даже если бы око и придерживалось законов построения орнаментального узора, оно не могло бы найти разумного художественного оправдания своему стремлению оторвать орнаментальный декор от украшаемых им вещей и заставить его вести жизнь картины.

Таким образом, орнамент — это не самое «чистое» искусство, а. напротив, самое несамостоятельное, самое несвободное изо всех искусств. Точнее говоря, он является вспомогательным художественным средством архитектуры и прикладных искусств, полностью подчиненным задаче выявления художественно-образного содержания их произведений.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 439 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.002 сек.)