АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Геометрический и изобразительный орнаменты

Такое обозначение двух способов создания орнаментального узора стало в теории давно уже общепринятым. «Геометрическим» называют орнамент, построенный из абстрактных, ничего в природе не изображаю, геометрических форм, а «изобразительным» именуется узор, мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира—' растения, животных, человека, вещи.Правда, некоторые нави искусствоведы рассказывают предположение, что и геометрический орнамент является изобразительным, поскольку он. будто бы. возник из изображения геометрических «орнаментов», встречающихся в природе.— на крыльях бабочек, в оперении птиц, в фактуре змеиной кожи, в ракушках и т. п. Однако эта гипотеза, соблазнительная тем. что она дает, как будто, материалистическое объяснение происхождения геометрического орнамента, противоречит фактам истории искусства. Факты эти говорят о других путях возникновения геометрического орнамента. Один из них — путь сознательного использования технологических особенностей некоторых производственных процессов, например, упоминавшегося выше переплетения нитей и прутьев или же движения руки мастера по поверхности вращающегося на гончарном круге глиняного сосуда. Именно таким путем возникли и многообразные формы геометрического орнамента в венецианских изделиях из филигранного стекла: остроумная технологическая выдумка позволила получать л прозрачных стенках стеклянных сосудов переплетающиеся цветные нити узора. Другая же родословная геометрического орнамента — это длительное постепенное упрощение и схематизация мотивом, которые первоначально имели изобразительный характер.

Отличие геометрическою орнамента от изобразительного очевидно, что оно нередко заслоняет от глаз теоретиков принципиальную общность их художественной структуры и позволяет рассматривать последний как отрасль изобразительных искусств. Между тем, несмотря на то, что этот тип орнамента называется «изобразительным», он в корне отличен по своей художественной природе от живописи и графики, так как в нем природные формы радикально перерабатываются. а не буквально воспроизводятся. Растение, тело животного, фигура человека трактуются в орнаменте совсем не так, как в произведениях изобразительного искусства; орнамент всегда требует большего или меньшего упрощения, типизации, стилизации природных форм. Это объясняется тем, что орнамент рождается тогда, когда одни и тот же мотив повторяется два или несколько раз. Но можно ли дублировать изображения. воссоздающие предмет во всей его жизненном реальности, во всем его индивидуальном своеобразии? Вот почему орнаменту и приходится отбрасывать неповторимые черты индивидуального облика предметов природы, удерживая только общие для целого вида или рода предметов, наиболее характерные и существенные их черты. Лишь таким путем орнамент может завоевать себе художественно осмысленное право на бесконечное повторение избранного мотива.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 405 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)