АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Образная выразительность орнамента

Прочитайте:
  1. Выразительность как переживание чувства красоты
  2. Мера орнаментального декора вещи
  3. Несамостоятельность орнамента
  4. Ожоговая болезнь, Т-образная повязка

Образная содержательность орнамента заключена не в том, что его мотивы могут «изображать» какие-то предметы, а в первую очередь я том эмоциональном начале, которое выражается и формой мотива, и цветовыми отношениями, и композиционно -ритмическим «движением» узора. Это значит, что полноценным образным содержанием может обладать не только «изобразительный», но и чисто геометрический орнамент, хотя возможности первого, конечно, обогащаются тем. что изобразительные мотивы сами вызывают у зрителя известные эмоциональные воздействия. Одно чувство возбуждает у нас. например, мотив цветов, и совсем другое — мотив воинских доспехов. Поэтому не создателя орнамента к той или иной изобразительной теме всегда бывает обусловлено его стремлением вызвать у зрителей нужные ему а данном случае конкретные ассоциации и настроения.

Естественно, что орнамент включается в общее образное решение вещи, вступает в определенные отношения со всеми элементами ее архитектонической выразительности. Потому-то орнамент не может быть механически наложен на предмет, образное решение которого не требует орнаментального «подкрепления», и не может быть механически устранен из предмета, образное решение которого органически включает и себя тот или иной орнаментальный декор.

Естественно, что орнамент включается в общее образное решение вещи, вступает в определенные отношения со всеми элементами ее архитектонической выразительности. Потому-то орнамент не может быть механически наложен на предмет, образное решение которого не требует орнаментального «подкрепления», и не может быть механически устранен из предмета, образное решение которого органически включает в себя тот или иной орнаментальный декор.

Декор является важным средством повышения выразительности предмета, но только тогда, когда он призывается на помощь не для скрытия грехов формы и материала, когда он «работает» не вопреки форме и материалу, когда он не перебивает и не заслоняет их главенствующей эмоционально-выразительной роли. Классические образцы такого понимания орнамента в изобилии предоставляет нам народное творчество всех народов земного шара.

Если изделия из камня позволяют использовать его природную текстуру в качестве естественного, природного, «орнамента», то в изделиях из прутьев или нитей орнамент может быть создан только путем их особого переплетения, а на керамические изделия он наносится в виде свободной росписи или насечек. Сферический сосуд, круглая, плоская тарелка, узкое кольцо браслета, бесконечная полоса ткани. кружевная кайма, замкнутый прямоугольник ковра —каждая из этих структур определяет специфические возможности орнаментации: и в выборе мотива, и в способах построения, и в трактовке формы. К сожалению, в нашем искусстве эта закономерность часто игнорируется. Совершенно справедливо заметил одни из крупнейших советских художников орнамента листов А. Керимов: «У нас зачастую орнамент, характерный для кружев, встречается на базе колонны архитектурного сооружения».


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 431 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)