АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Прикладное искусство и музыка
Мы сталкиваемся в пространственных искусствах с такими же двумя способами художественного творчества, какие существуют и в искусствах временных: ведь если в литературе образ строится на изображении реального мира, то музыка имеет неизобразительный характер, хотя и выступает часто в синтезе со словесными образами. Не случайно эстетическая мысль издавна сближала литературу с живописью, называя «одну «звучащей живописью», а другую — «немой поэзией*. а с другой стороны, сближала музыку с архитектурой, называя соответственно первую «движущейся архитектурой», а вторую— застывшей музыкой».
Мы имеем, однако, все основания поставить вопрос шире и говорить о близости в ряде отношений музыки и прикладных искусств, взятых и целом. Близость эта базируется на свойственном им ней изобразительном способе создания художественного образа, что и отличает музыку от литературы, а прикладные искусства вместе с архитектурой от живописи и скульптуры.
Без всякой натяжки можно сказать, что каждое подлинно художественное, эмоционально-выразительное произведение прикладного искусства обладает своеобразной «музыкальностью». Глубоко прав был М. Горький, заметивший однажды: «Соотношение линий в архитектуре, игра линий в орнаменте, сочетание красок в материях нашего платья, стройность, изящество, удобство форм посуды и различных предметов домашнего обихода иногда так же великолепны и прекрасны, как прекрасна мелодия в музыке».
И в самом дело, произведение прикладного искусства подобно мелодии, получившем пространственное бытие и ставшей зримой. Оно имеет свою интонацию, свой ритм, свой ладовый — мажорный или минорный — строй, свое эмоциональное звучание. Конечно, все эти музыкальные понятна надо ваять я кавычки, ибо в данном случае они обозначают качества объемно-пространственных и безмолвных предметов, но все же применение каждого ив них к произведениям прикладных искусств глубоко осмысленно и помогает раскрыть их образную, поэтическую, эмоциональную содержательность и выразительность.
Правда, характеризуя произведения прикладного искусства, очень трудно бывает определить словами то конкретное настроение, которое «заковано» в этом произведении и которое оно «излучает», сообщая его зрителям. Но ведь с этой же трудностью мы сталкиваемся и при анализе музыкальных образов!
Дошедшие до нас памятники искусства прошлых эпох, равно как и многочисленные картины и гравюры, запечатлевшие обстановку жизни людей разных стран, времен и общественных положений, показывают с предельной наглядностью, как создавался в каждую •паху стилевой ансамбль разнообразных вещей, объединяя произведения прикладных искусств и архитектуры в один сложный, многосоставной, но цельный «полифонический» образ. Мы хорошо представляем себе скромный, часто бедный, ио необыкновенно выразительный в своей лаконичной простоте и строгости вкуса ансамбль предметов, создававшийся русским крестьянином в своей избе. Встречаясь с понятиями «готика» и «ренессанс», «классицизм» и «барокко», «рококо» и «ампир»* «модерн» и «конструктивизм», мы каждый раз представляем себе целостный, ансамблевый образ предметном среды, в котором протекала жизнь дворянства и буржуазии в разные времена. И не только углубляет наше понимание истории культуры, но и вселяет уверенность, что и в нашу эпоху в стране социализма непременно сформируются во всех областях прикладного искусства и в архитектуре новые стилевые принципы, способные создавать выразительные и художественно цельные ансамбли в самых различных сферах жизни и деятельности советских людей.
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 529 | Нарушение авторских прав
|