АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Строение образа в прикладном искусстве

Прочитайте:
  1. A-Аминокислоты, строение, номенклатура, изомерия
  2. Анатомическое строение локтевого сустава (видео атлас)
  3. Анатомия изучает строение животных в 3 основных аспектах.
  4. Аномальное строение прикуса и неправильное строение зубов
  5. АППАРАТУРА ДЛЯ ИСКУССТВЕННОЙ ВЕНТИЛЯЦИИ ЛЕГКИХ И НАРКОЗА
  6. Базальные ганглии: строение, расположение и функции.
  7. Базальные ядра конечного мозга. Боковые желудочки мозга: топография, отделы, строение.
  8. Белое вещество спинного мозга: строение и функции.
  9. Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана: строение, свойства, функции.
  10. В (breathing) – восстановление дыхания (искусственная вентиляция легких).

Непрестанно испытывая эмоциональное воздействие явлений природы люди поняли, что создаваемые ими предметы также могут возбуждать эмоциональную реакцию, когда облику предмета будет сообщена выразительная сила. Опыт повседневных наблюдений подсказывал, какие именно отношении объемов, форм, красок и т. д. а природе вызывают ту или иную эмоциональную реакцию. Сознательно и целеустремленно строи на подобных отношениях зримый облик вещей, люди научились вкладывать в вещи нужный в каждом случае конкретный образно-поэтический смысл, заставляя их не только служить человеку, не только радовать его своей красотой, но и «настраивать» его душу на тот или иной эмоциональный лад, «заражать» его определенными чувствами и настроениями.

Прикладное искусство особенно наглядно и ярко показывает, как человек, говоря словами К. Маркса, «созерцает самого себя в созданном им мире». Создаваемые людьми полезные и красивые вещи, несмотря из частичное или полное отсутствие изобразительности, оказываются идейно-эмоционально осмысленными., поэтически преображенными, духовно содержательными — в этом и состоит их художественно образная выразительность, это-то и делает прикладное искусство искусством, отраслью художественного творчества. Опираясь на ряд суждений К. Маркса, называвшего промышленность «раскрытой книгой человеческих сущностных сил, «чувственно представшей перед нами человеческой психологией», «опредмеченными существенными силами человека». А. Салтыков убедительно показывал в одной из своих статей, что они дают ключ для верного постижения художественно-образной природы прикладного искусства. «С этой точки зрения. — писал он.— творчество художника- прикладника заключается в том, что оно заставляет особенно громко н выразительно говорить скрытые в предметах материальной культуры существенные силы человека и тем самым созидательно и усиленно или ять на формирование личности. пользующейся этими предметами и живущей среди них». Поэтому «всякое произведение прикладного искусства является образом человеческих чувств, желаний, стремлений, мыслей, скрытых в соответствующих предметах промышленности. Все это относится и к архитектуре, которую часто правильно связывают с прикладным искусством».

Главное отличие творчества художника-прикладника от творчества живописца или скульптора - последние воссоздают целостный облик конкретных предметов видимого мира, видоизменяя его лишь в той мере, в каком нужно художнику для усиления эмоционально-выразительного его значения: что же касается художника-прикладника. то при создании формы полезных вещей он. не воссоздает целостные предметы при* роды, а лишь применяет закономерности строения их формы, обладающие известным эмоциональным зарядом. Поэтому неизобразительное художественное творчество и оказывается столь разнообразным, что оно может иметь дело с любыми вещами, создаваемыми человеком, и всюду главные принципы образного претворения пространственной Формы являются теми же самыми—в здании и в вазе, в кресле и в автомобиле, в ткани и в оружии.

Понятно, что не каждый человек, создающий полезные вещи, способен находить точные и яркие по эмоциональной выразительности решения. Для этого недостаточно одного мастерства, свободного владения материалом и технологией производства, конструктивной изобретательности. инженерного остроумия. Все эти качества сами по себе не могут родить художественный образ и прикладном искусстве так же точно, как ум, образование и изобразительное умение живописца или скульптора не приводят сами по себе к созданию подлинно художественного образа. И в том и в другом случае необходим талант, художественно-творческая одаренность, то есть способность мыслить образами.

В прикладном искусстве талант—это умение найти эмоционально- выразительную форму предмета, умение найти такие его пропорции, такие очертании, такой ритм, такие цветовые отношения, такой материал и такую его фактуру, такой орнаментальный мотив такое его расположение, которые в совокупности выражали бы определенное душевное состояние, определенное настроение и могли бы «заразить» нм зрителя. Понятно, что подобное умение теснейшим образом связано с мастерством, сущность которого мы охарактеризовали в предыдущей главе, но к мастерству оно все же несводимо. Основы его, как и всякого таланта, коренятся в природной одаренности человека, и мастерство способно лишь развить» отшлифовать талант, но не заменить его. Потому-то далеко не все предметы мебели, посуды, строительной техники и т. д. оказываются произведениями искусства, наделенными художественно-образным, поэтическим содержанием, так же точно, как не всякий рассказ и не всякий рисунок являются художественными творениями, образно отражающими жизнь.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 417 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)