АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Две функции произведений прикладного искусства

Прочитайте:
  1. Hb . Его разновидности и функции
  2. LEA белки. Классификация, выполняемые функции.
  3. XII. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПРЕПАРАТА ЭРАКОНД ПРИ НАРУШЕНИИ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ У МУЖЧИН
  4. Автоматия сердца, природа ритмического возбуждения сердца, структура и функции проводящей системы. Градиент автоматии. Нарушения ритма работы сердца (блокады, эксрасистолия).
  5. Анатомия и основные функции нервной системы.
  6. Ацетилхолин и его функции
  7. Базальные ганглии: строение, расположение и функции.
  8. Белое вещество спинного мозга: строение и функции.
  9. Биологическая мембрана. Свойства и функции. Мембранные белки. Гликокаликс.
  10. Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана: строение, свойства, функции.

Каган

ЧТО ТАКОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Две функции произведений прикладного искусства

Говоря о прикладном искусстве, обычно имеют в виду художественно оформленную мебель, посуду, одежду, разнообразную утварь и т. п. Все эти предметы обладают рядом общих черт с произведениями скульптуры, живописи, графики: их сближает пространственный — объемный или плоскостной — характер образа, общность используемых материалов. обращенность произведения к зрительному восприятию. Потому всю эту группу искусств, а также архитектуру, принято объединять понятием «пространственные искусства». Однако во многих отношениях прикладное искусство существенно отличается от других пространственных искусств, и их сравнение помогает с наибольшей наглядностью выявить его специфические черты.

Когда делают такое сравните, указывают, прежде всего на то, что в отличие от картины, имеющей только идейно-художественный смысл, произведения прикладных искусств, подобно произведениям архитектуры имеют одновременно два значения: жизненно-практическое — утилитарное и художественное — эстетическое. Именно потому, что в ятях произведениях художественная ценность предмета присоединяется, как бы «прикладывается» к его утилитарной ценности, они и стали называться произведениями «прикладного искусства».

Утилитарная функция предметов прикладного искусства может быть двоякой — реальной и иллюзорной. Так. первоначальное и исконное назначение тарелки или вазы абсолютно реальное — они должны использоваться я быту для совершенно конкретных хозяйственных надобностей. От того, что мы подвешиваем блюдо или поднос на стену, подобно картине, они не перестают быть вещами, которые, в отличие от картины, можно использовать и практически. Например, в богатых домах Италии в эпоху Возрождения майоликовые блюда и тарелки, предназначавшиеся для украшения стен, буфетов, богато расписывались, а столовая посуда была очень простой и скромной.

Сложнее обстоит дело с утилитарностью произведений ювелирного искусства. Правда, некоторые из них обладают вполне отчетливой утилитарной функцией, например, брошь служит для скалывания деталей одежды, запонки - для скрепления манжет рубашки и т. д. Но ожерелья, браслеты, серьги, подвески, кольца не имеют и как будто никогда не имели никакого жизненно-практического назначения, ограничиваясь ролью простого украшения. Как будто не имели, на самом же деле все они некогда обладали известной утилитарной функцией, но только не реальной, а иллюзорной: ведь в древности людям казалось, будто подобные предметы имеют определенный практический смысл, ради которого они их и изготавливали! Этнография, археология, искусствознание и эстетика доказали на огромном и разнообразном материале, что первоначально все средства украшения тела и одежды человека имели не узкодекоративное, но крайне важное в социальном и культовом отношениях практическое значение: они служили амулетами и талисманами, они имели священный магический смысл, они служили знаком могущества, богатства, храбрости, высоких заслуг или высокого общественного и религиозного положения человека.

Значение утилитарной функции в предметах прикладного искусства раскроется, быть может, особенно ярко, если мы сравним, как «ведут» они себя в музейной экспозиции и как «ведут» себя в ней произведения живописи и скульптуры. Если для последних музейное бытие является абсолютно естественным и захономерным. то для предметов прикладного искусства оно нечто противоестественное, нарочито. Разумеется, они выставляются и должны выставляться в музеях как памятники истории искусства. Потому они и чувствуют *себя и муке совсем не так, как картина или скульптура. Изъятые из конкретной сферы практического функционирования и превращенные в объект чистого созерцания, предметы прикладного искусства, выставленные в музее, напоминают зверей, вырванных из естественных условий их существования и заключенных в клетки зоологического сада: смотреть на них здесь, конечно, можно, но их реальное бытие по этой экспозиции можно себе только представить...

Вот почему возможность и музейного и комнатного экспонировании произведении прикладного искусства не опровергает того положения, что по своей природе эта область пространственных искусств является двойственной, утилитарной и художественной одновременно, что сближает ее с архитектурой и отличает от искусств изобразительных — живописи, скульптуры, графики.


Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 497 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)