АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Глава 6. Идея справедливости в здравоохранении и медицине
Благословение
Книга "Современная медицина и Православие" первая попытка восстановления христианских нравственных начал врачевания, располагающего сегодня богатейшим арсеналом средств, которые могут быть использованы как во благо, так и во зло человеку. Определяющим основанием выбора и применения этих средств остается возможность и необходимость для каждого человека - будь он врач или пациент исполнять заповеди Христовы в каждом положении и по мере своих духовных сил, умножая тем самым вклад в общее дело исцеления общественной нравственности.
Оглавление
Благословение
Предисловие
Введение
Раздел I. Медицина, этика, право и религия: формы взаимодействия
Глава 1. Медицина в системе знаний о человеке
1.1. Медицина между нравственностью и моралью
1.2. Медицина между правом и моралью
Глава 2. Моральные принципы биомедицинской этики (исторические модели)
2.1. Принцип "не навреди" (модель Гиппократа)
2.2. Принцип "делай добро" (модель Парацельса)
2.3. Принцип "соблюдения долга" (деонтологическая модель)
2.4. Принцип "уважения прав и достоинства человека" (биоэтика)
Глава 3. Биоэтика в либеральном и консервативном контекстах
3.1. Общецивилизационные основания биоэтического знания
3.2. Типы этических учений и формы биоэтики
3.3. "Христианская биоэтика" в католицизме и протестантизме
3.4. Нравственное богословие Православия и биоэтика
Раздел II. Ценности человеческой жизни и права человека
Глава 4. "Жизнь" как ценность
4.1. Этические проблемы аборта, контрацепции и стерилизации
4.2. Этические проблемы "технологий зачатия" (искусственного оплодотворения)
4.3. Этические проблемы генных технологий. Клонирование
4.4. Этические проблемы сексологии и сексопатологии
Глава 5. "Физика" и "метафизика" смерти
5.1. Критерии смерти и морально-мировоззренческое понимание личности
5.2. Эвтаназия - моральные, правовые и социальные проблемы
5.3. Последнее право последней болезни или смерть как стадия жизни
5.4. "Информированное согласие": от процедуры к доктрине
5.5. Этические проблемы трансплантологии
Глава 6. Идея справедливости в здравоохранении и медицине
6.1. Идея справедливости и формы организации здравоохранения
6.2. Справедливость как неравенство и частное здравоохранение
6.3. Справедливость как равенство в праве на милосердие и общественные системы здравоохранения
6.4. Врачевание как деятельное проявление справедливости
Заключение. "Врач! Исцели самого себя"
Моему сыну Кириллу и его друзьям - студентам Российского государственного медицинского университета, посвящается
Предисловие
В 1992 году российская общественность ознакомилась с книгой "Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали". Это издание было осуществлено при содействии Европейского Секретариата Совета Европы по научным изданиям. В предисловии к книге, подписанным Генеральным секретарем Совета Европы Катрин Лалюмьер 11 октября 1990 года, разъясняется, что "со дня своего создания в 1949 году Совет Европы осуществляет поставленную перед ним задачу по созданию все более тесного союза европейских государств, основанного на уважении общечеловеческих ценностей, демократии и прав человека". Вряд ли кто сможет оспорить благородство поставленной задачи, и поэтому отсутствие православной позиции по социально-этическим проблемам современной медицины в данном издании, мы объясняем прежде всего организационными причинами: в 1992 году России и ряд других стран Центральной и Восточной Европы не входили в Совет Европы. Тем не менее, озабоченность европейского сообщества проблемами, связанными с перспективами развития новых медицинских технологий, разделяет и российское общество. Книга "Современная медицина и Православие", предлагаемая вниманию читателей, является первой попыткой заполнить информационный "пробел", допущенный в издании Совета Европы, и рассмотреть этические проблемы современной медицинской науки и практики с позиции православной нравственной антропологии. Не только автор книги, но многие соотечественники понимали своевременность подобного издания, которое смогло состояться только благодаря их поддержке и участию. Прежде всего, хотелось бы высказать благодарность священнослужителям Русской Православной Церкви, с благословения которых книга станет доступной для православной российской общественности - архиепископу Истринскому Арсению, викарию Московской епархии, игумену Лонгину, настоятелю Московского подворья Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Неизменно теплым вниманием к нашей работе мы обязаны игумену Мелхиседеку, настоятелю Московского подворья Оптиной Пустыни. Мы благодарим настоятеля Университетской церкви св. муч. Татианы священника Максима Козлова и руководителя медикопросветительского центра "Жизнь" священника Максима Обухова, о. Хрисанфа, священника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, за полезные советы, столь пригодившееся в работе. Значительной поддержкой при подготовке настоящего издания мы обязаны священнику Владимиру Вигилянскому. Мы хотели бы выразить признательность Российскому гуманитарному научному фонду, поддержавшему исследовательский проект "Биоэтика и православная культура", а также профессору Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, доктору медицинских наук А.В.Недоступу, академику РАМН, профессору Российского государственного университета В.А.Таболину, профессору, зам. директора Института Человека РАН Б.Г.Юдину, гл. редактору газеты "Татьянин День" В.Томачинскому за участие в обсуждении работы.
Ирина Силуянова, Москва, ноябрь 1997 года
Введение
У любого, даже у непосвященного, человека не могут не вызвать недоумение новые "этические стандарты", сопровождающие практику современной медицины - "дарение органов", "милосердное убийство", "рациональное планирование семьи", "искусственный отбор", "медицинское прогнозирование", "репродуктивные права". У любого же православного человека подобные "стандарты" вызывают не только недоумение, но и вполне естественный протест. Почему он возникает? Совместима ли современная медицинская практика генетической диагностики, искусственного оплодотворения, трансплантации, реанимации с христианским отношением к человеку? Приемлема ли для православного человека современная биомедицинская деятельность? Может ли православный человек соглашаться на участие в том или ином медицинском эксперименте? Однозначный ответ, может быть, и будет верным, но вряд ли удовлетворит пытливые умы, если он не будет сопровождаться объяснением, опирающимся на Священное Писание, Священное Предание, религиозную философию. Кроме того, однозначный ответ не снимет, но лишь обострит и вопрос о мере "христианизации мира". Христианский мыслитель Г.Л.Федотов писал: "Лишь на фоне природы и на фоне греха, образующих общую ткань социальной жизни, выступает вполне значение подвига святости и значение того молекулярного процесса освящения и христианизации мира, который является делом Церкви в веках [ 1 ]). Является ли "делом Церкви" в конце XX века медицина и все, что происходит с болеющим и страждущим современным человеком? Предание и история свидетельствуют, что медицина никогда не была чужеродным телом для православной культуры. В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр. 3, 18). Более того, профессия врача освящена Священным Преданием - один из учеников Христа, Апостол Лука, был врачом. Врачевание - одна из профессий первых христиан, святых Космы и Дамиана ( 284), мученика Пантелеймона ( 303). История Церкви полна примерами, когда священники и даже епископы занимались врачеванием телесных недугов [ 2 ]. И если телесные болезни - это следствие греха, то не во имя ли их излечения приходит в мир и Сам Спаситель: "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные... Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мф. 9,12-13). "Исцеляйте больных", - научает Христос своих учеников (Лк. 10, 9). Именно эта принадлежность духовного и телесного врачевания православной культуре с особой остротой ставит вопрос о новых методах медицинского воздействия, которые не только отличаются от тех, что применялись во времена библейские, но и от тех, которые применялись в медицине вплоть до второй половины века XX. Со второй половины XX века изменения в медицинской теории и практике принимают принципиально новый характер. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Современная медицина получает реальную возможность "давать" жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать "время" смерти (реанимация, трансплантация, геронтология). Согласуется ли новая медицинская практика с внутренним духом и строем православия? Отвечая на этот вопрос, очень не хотелось бы толкать православного человека - врача или пациента - на исхоженный советским атеизмом вдоль и поперек тупиковый путь противопоставления науки и веры, заходя при этом с другой стороны и утверждая, например, что технология искусственного оплодотворения сама по себе, в принципе, именно как новая научная медицинская технология несовместима с Православием. Сегодня всем очевидно, насколько произвольно и упрощенно "воинственное" противопоставление науки и веры, медицины и религии. Об этом свидетельствуют и история: оказывается, что "новые" медицинские технологии не так уж и новы. Многие из них "зарождались" в недрах христианской культуры. Так, например, первый известный науке опыт по искусственному оплодотворению был произведен в 1780 году в христианском монастыре аббатом Спаланцани. А основателем генетики стал австрийских монах Грегор Мендель. А фрески XV века (музей святого Марка, Флоренция, Италия) свидетельствуют, что первыми трансплантологами были Косма и Дамиан, которые изображены на них в момент приживления дьякону Юстиниану ноги недавно умершего эфиопа. Все это говорит о том, что опасны не сами по себе биомедицинские технологии, а опасно забвение и несохранение чистоты того морального смысла, которым они были определены к существованию. Неудивительно, что именно Парацельс (1493-1541), создатель фармацевтической химии, для которого особенно очевидной была тонкость грани между лекарством и ядом, опорой медицины провозгласил добродетель врача и профессиональную этику [ 3 ]. Нравственная культура врача является принципиальной составляющей его профессионализма. Попытка переоценить традиционные ценности и переосмыслить роль профессиональной этики в медицине чревато изменением природы врачевания и появлением специалиста "полуврача". Суждение это является аналогией к словам Василия Великого в "Беседах на Шестоднев" о "полуученых", имеющих "глаза сов, ибо зрение совы, проникающее сквозь мрак ночи, поражается великолепием Света" [ 4 ]. Отношение Православия к современной медицине высвечивается светом христианской нравственности. Именно поэтому таким значимым становится не только формирование в конце XX века биоэтики как системы знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека, но и выверка этих границ этическими нормами профессиональной морали, традициями и ценностями православной культуры. Уже более 1000 лет русская культура была и остается христианской православной культурой. Несмотря на 70-летнюю государственную планомерную и разностороннюю борьбу с религией, социологические опросы последних лет свидетельствуют, что 40% населения полагают, что религия играет в их жизни важную роль. Полнота культурной жизни современной России немыслима без учета религиозно-нравственных ценностей. В то же время нельзя не отметить, что современное Российское Законодательство об охране здоровья граждан являет собой попытку организовать работу отечественного здравоохранения в новой для России, но отработанной западной культурой либеральной парадигме права и законности. Именно поэтому в данной книге воспроизводятся не только основные положения и лаконичные формулировки того или иного закона по здравоохранению, но и их основание - логика либеральной идеологии. В 1993 году в России появился Православный медико-просветительский центр "Жизнь". Первоначально центр ставил перед собой задачу распространения информации об отношении Православной Церкви к абортам, контрацепции, стерилизации, деятельности Ассоциации планирования семьи, фетальной терапии. В настоящее время Центр приступает к обсуждению проблем эвтаназии, пересадки органов и др. как с духовной, так и с медицинской точек зрения. "Провозглашая принцип свободы совести, общество ныне видит в Церкви равноправного участника преобразований, которыми занята страна, в первую очередь нравственных преобразований " [ 5 ]. В связи с особенностями русской истории XX века нравственные преобразования связываются сегодня не столько с очередным нравственным "обновлением", сколько с обращением к забытым ценностям и традициям. "Беспамятство - разрушительно, память - созидательна", - напоминает Д.С. Лихачев [ 6 ]. Естественно поэтому, что одно из направлений нравственных преобразований в современной России сориентировано на то духовно-культурное наследие, право на которое сегодня восстанавливается. Общество открывает для себя то, что оно обладает своеобразными культурными традициями, что оно имеет более глубокие корни и не только те, которые признавались недавно. В святоотеческом Предании, в трудах отцов русской Православной Церкви, в русской религиозной философии, для которой вопросы моральной жизни всегда были особенно значимы, в творчестве B.C. Соловьева, В.И. Несмелова, С.Н. Булгакова, В.В. Зеньковского, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, В.Н. Лосского, С.Л. Франка мы попытаемся найти опору в подходе к решению проблем жизни, смерти, здоровья, болезни, достоинства и свободы человека, существующего сегодня в условиях мощного вторжения техногенной цивилизации в "пространство" и "время" его бытия. Биомедицинские формы этого вторжения одинаковы, но формы морально-мировоззренческой реакции на это вторжение в разных культурах различны. Профессор Эдмунд Д. Пеллегрино, в прошлом директор Института этики им. Кеннеди в Джорджтаунском университете (США, Вашингтон) пишет: "Англо-американский аналитический образ действий, начинающий с этики, не годится, например, для культуры Востока... Континентальные европейцы, наоборот, больше предрасположены обращаться к феноменологическим, герменевтическим или классическим этическим концепциям... В Америке... религиозные и теологические источники морали развиты относительно слабее и менее влиятельны, чем в других странах" [ 7 ]. Подход к проблемам современной биомедицины, определяемый традициями и ценностями православной культуры - это уникальная, а значит и ценная, особенно в масштабах мирового сообщества, позиция. Одновременно - это свидетельство верности своему культурно-религиозному типу, что в немалой степени способствует его выживанию и сохранению.
Библиография
| | 1.
| Православие и историческая критика. - "Вопросы философии", 1990, №8, с. 150.
| | 2.
| Епископ Варнава (Беляев). Основы искусства святости. Т. 2. Н. Новгород. 1996, с. 48.
| | 3.
| Сорокина Т.С. История медицины. М. 1988, с. 44.
| | 4.
| Мосс В. Православный подход к науке. - "Православная жизнь", 1995, № 8, с. 25.
| | 5.
| Иванов М.С. Церковь и мир. - О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М. 1991, с. 247.
| | 6.
| Лихачев Д.С. Память преодолевает время. - "Наше наследие", № 1, 1988, с. 1.
| | 7.
| Pellegrino E.D. Einleitung. Bioethik in den USA. Hrsg. Hans-Martin Sass. Springer-Verlag, 1988, s.l7.
| |
Раздел I
Дата добавления: 2015-12-15 | Просмотры: 691 | Нарушение авторских прав
|