АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ТОТЕМИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Из всех ныне существующих духовных учений лишь шаманизм не отрицает прямую связь человека с животным и растительным миром. Человек и Природа мыслятся неразделимыми и существуют в сложных системах взаимодействия и взаимозависимости. Все, что делает человек, отражается на окружающей Природе и, наоборот, события, происходящие во Вселенной, накладываются на человека и оказывают влияние на его судьбу. Эта система взаимоотношений называется тотемизмом, а выход за ее пределы — табу. Точное значение термина «тотемизм» передать невозможно, по причине великого разнообразия всех связей, действующих внутри системы традиционных представлений. «Любое определение тотемизма является либо столь специфическим, что исключает многие системы, называемые все же в обиходе “тотемическими”, либо столь общим, что включает в себя всякие явления, которые нельзя было бы так обозначить»,— пишет В. Риверс. Тотемизм — это сама жизнь, где отдельный тотем служит единицей понимания происходящих в ней процессов.
Слово «тотем» происходит из языка североамериканских индейцев оджибве (алгонкинская группа), где оно звучит как «отеотем» (ototem) и означает «принадлежать к роду». С началом этнографических и антропологических изысканий этот термин вошел во все европейские языки. Такое широкое распространение и приятие связано со звучанием этого слова, сходным с местными обозначениями явлений того же порядка. Индейское «оте», входящее в состав слова «тотем», означает родство конкретного человека с другим человеком мужского или женского пола. Такие сочетания, как «от» («од») и «ат>», встречающиеся в некоторых языках, понимаются аналогично — «родственник», «предок». В славянских языках они входят главной составной частью в слова «мать», «отец» (в тюркском — «эти»), брат, р ол (антоним: урод — «человек не нашего рода»), рать, родник, род итель и т. д. Помимо этого суффикс и окончание «ать» в русском языке имеет значение «выполнять каку ю-либо работу», то есть жить в системе взаимоотношений «Человек — Природа»: копан*. сажать, убирать. В ряде случаев к изначальному «ат» добавляется разделительный гласный и звук «р». В результате смысл, не меняясь по сути, приобретает значение «земного» родства (от пракорней «тр» — «территория», «терра», «твердь», «трава» или «др» — «древо», «дерево»): англ. m other (ма терь), fa ther, bro ther и т. п. Несколько особняком стоит в этом перечне родства слово «сестра» (англ. sister), где второе «с» разбивает «ет» пополам и образует новое слово — «есть», в значении «поглощать пищу». Это очень интересный случай, поскольку во многих языках слова «есть» и «соитие» (в древнеславянск. «еть», «еться») звучат одинаково. Более того, К. Леви-Строс указывает, что у африканских племен машона и матабеле слово «тотем» может восприниматься и в значении «вульва сестры». Причин тому несколько. Во-первых, рот и вульва в мифологическом понимании мыслятся как взаимозаменяющие органы (именно поэтому Великий Ворон и «перепутал рты» в легенде о зачатии Первого Шамана); во-вторых, бытовое употребление тотемиче- ского животного в пищу равнозначно каннибализму и инцесту. Особые соотношения подкрепляет одно из главных табу, запрещающее человеку иметь половой контакт со своей сестрой. В мировой мифологии тема инцеста освещена довольно широко. Часто брат и сестра являются родоначальниками всех людей, но из-за своей связи приносят на Землю первое зло.
Практически все собственные имена, даваемые человеку духами или родителями, вне зависимости от национальной, языковой и религиозной принадлежности, имеют под собой некую тотемическую силу — название животного, растения или их атрибуты. В древности считалось, что вместе с таким именем человеку передаются качества того или иного тотемиче- ского персонажа. При соблюдении особого ритуала, проводимого раз в год, допускалось нарушение повседневного табу, и плоть тотемического животного употреблялась в пищу. Это делалось для того, чтобы впитать в себя его силу, истраченную за долгое время. Христианам подобная процедура известна как обряд причастия. Обретению тотема, его последующему поеданию и почитанию посвящена одна из легенд индейцев хайда:
«Человек по имени Маленькая Лягушка со своей семьей голодал. Жилище его стояло на берегу реки, но в реке не было рыбы. Из леса скрылись животные, и даже птицы не летали над этими местами. Семья Маленькой Лягушки так ослабла от голода, что не могла уйти в другие края. Несчастный Маленькая Лягушка сидел на берегу, погруженный в горькие мысли, но ничего не мог придумать.
И вдруг из воды вынырнуло чудовище с человеческим лицом. Звали чудовище Большие Глаза. Маленькая Лягушка убил чудовище и накормил своих жен[8] и детей. Семья была спасена, но все же люди боялись, что дух Больших Глаз будет мстить им. Поэтому устроен был праздник, на котором попросили у чудовища прощения. К его голове ставили миски с угощением, перед ним плясали женщины, а сам Маленькая Лягушка торжественно объявил, что отныне чудовище- спаситель становится уважаемым членом рода и его символом.
И чтобы доказать это, Маленькая Лягушка срубил дерево, вырезал в верхней части ствола лицо с большими глазами и вкопал этот столб перед своей землянкой. А когда умер Маленькая Лягушка, его старший сын вырезал на столбе изображение Маленькой Лягушки. То же делали потом сыновья старшего сына и сыновья его сыновей...»[9]
Родовой тогем и сам мог выступать в роли пожирателя. Часто он присутствовал в инициационных снах юноши, готовящегося стать полноправным членом общества. «По непреложному закону Природы дети всего живущего на земле по достижении своего совершеннолетия отправляются в странствие, чтобы выполнить предначертание Великого Плана — веления своей судьбы»,— замечает известный классик индейской литературы Серая Сова. Тотем поедает тело юноши, а затем изрыгает его обратно уже в облике взрослого мужчины. Анализируя славянский фольклор, В. Я. Пропп доказал, что сюжеты похищения детей в русских народных сказках базируются на древнейших обрядах посвящения: мальчик попадает н избушку на курьих ножках, где его хочет съесть Баба- Яга, у которой, как известно, была костяная нога и зубастая вульва.
-
|
Тотем — это сила природного порядка, объединяющая мощь всего вида, например, не конкретного медведя, а всех медведей вообще. Ее частица содержится в груди животного и составляет его суть. Все частицы свя- заны друг с другом энергетическими нитями, образующими поле группового духа — тотема. «Мы видим,— пишет К. Лсви-Строс,— что ни в коем случае животное — “тотем” или его вид — нельзя понимать как биологическую сущность; благодаря двоякой характеристике: организма - иначе говоря, системы и эманации какого-то вида, который является термином в системе,— животное выступает концептуальным инструментом для множества возможностей, чтобы дстотализировать и чтобы ретотализировать не важно какую сферу, расположенную в синхронии или в диахронии, конкретную или абстрактную, природуг или культуру». Человек также является носителем этой животной силы, доставшейся в наследство от звероподобных предков, что хорошо иллюстрируют стадии развития эмбриона (см. рис. 29). Иногда по тем или иным причинам происходит генетический сбой, и человек рождается с некоторыми чертами, присущими животным. Это может быть и наличие хвоста, и многососко- вость, и обильная волосатость (см. рис. 32). Эти признаки всегда рассматривались как избранничество духами. В зависимости от трактовки, человек с атавизмами становился либо шаманом, либо жертвой. Орочский шаман Оника (Анисим) Еминкин рассказывал: «Мой род Еминки вековечно жил на Амуре. По преданию он состоял из двух ветвей: одна — от волка, другая — от тигра. Те, что от волка, встречали гостей лаем: хау-хау- хау. Их шаманы так и камлали. А я — от рода тигров. Однажды в моем стойбище родился мальчик с тигриным лицом. Возле глаз много-много морщинок. Как он появился на свет, люди его рода стали очень богатыми, потому что все лесные звери стали носить ему подарки. Как-то заехали к нам эвенки. Увидев мальчика с тигриным лицом, стали смеяться и насмешничать. А мальчик что? Молчит. Ну вот отъехали эвенки, и в первую же ночь четверть стада ик оленей пала. На другую ночь — другая четверть. Догадались эвенки, отчего это, вернулись и попросили прощения. Вернулись эвенки домой — а погибшие олени встали живыми. Хорошо!»
|
Хранилище силы человека располагается в солнечном сплетении, и это сила животного порядка. В некоторых случаях ее сравнивают с душой, которая в измененных состояниях сознания может представать как в виде человека, так и любого другого существа, даже неодушевленного, с научной точки зрения.
Чтобы походить на свое животное, дающее силу, человек часто прибегал к различным операциям, делающим его тело похожим на тело тотемического покровителя. Изменению подвергались кости черепа, шея, ноги, половые органы. Искусство деформации черепов было известно очень многим народам, но настоящими специалистами в этом деле следует признать древних перуанцев. Создавая давление дощечками в тех или иных точках мягкой черепной коробки ребенка, они добивались поразительных результатов (см. рис. 33). Профессор Г. Бушан, посвятивший деформированным черепам целу ю главу в своем курсе по антропологии «Человек» (1912 г.), писал: «Наиболее распространенное уродование черепа вызывается тем, что на него в течение продолжительного времени оказывают давление спереди и сзади, а часто и в обоих направлениях. Смотря но степени этого давления, продольный диаметр черепа укорачивается, между тем как высотный, а иногда и поперечный диаметр увеличивается. Результатом такого давления является чаще всего сплющивание затылка, а при более сильном давлении — одновременное удлинение черепа назад и кверху. Если же постоянное давление действует с боков, то череп больше увеличивается в длин)'; если давление производится со всех четырех сторон, то голова получает четырехугольную форму».
|
Изменение формы черепа было распространено у скифов, сарматов, венгров. Археологи находят деформированные черепа также во Франции, в Германии. Исследования показали, что в результате искусствен* но вызванного смещения происходила активизация тех участков головного мозга, которые в обычном состоянии черепа задействуются слабо. В результате человек с «черепом ягуара» не только становился похож на этого хищника, но и думал соответствующим образом. Крупнейшее открытие в этой области — феноменальная находка в пустыне Гоби: в октябре 1995 года ученые обнаружили там несколько человеческих черепов... с рогами. Как 7000 лет назад нашим далеким предкам удалось вживить бычьи рога в головы своих соплеменников, так и осталось загадкой.
Сейчас черепа в традиционной культуре уже не деформируют, чего нельзя сказать о других частях тела — носах, зубах, шеях. За изменением формы носа, самой распространенной на Западе пластической операцией, в древности стояло нечто большее, чем просто стандарт. В некоторых племенах Африки до сих пор инициация включает в себя подпиливание зубов (см. рис. 34). В американском штате Кентукки не так давно был найден череп шамана с удаленными верхними зубами. Так человеческую челюсть делали похожей на волчью. В Африке и поныне женщины вытягивают себе шеи с помощью постоянно добавляемых колец.
Гак они добиваются сходства со своим главным тоте- мнческим персонажем — жирафом. В древней Грузии для той же цели использовалась специальная колыбель, в которой голова ребенка всегда удерживалась ниже уровня плеч. Китайские женщины бинтовали своим дочерям ступни, чтобы те не росли. В результате такой процедуры нога становилась похожа на лошадиное копыто (см. рис. 35).
Изменению подвергались и половые органы. У готтентоток Африки применяется вытягивание малых половых губ до 14—18 см, а для бечуанок характерно искусственное удлинение клитора до 18 см. Именно такие размеры имеют аналогичные части тела у обезьян. А некоторые народы, наоборот, отрезают клитор и малые половые губы — у девочек и крайнюю плоть — у мальчиков. Гак, по их мнению, исправляется ошибка природы, когда у женщин сохраняется часть мужского начала, а у мужчин — часть женского. Подобные операции вошли и в нешаманские культуры нового типа. В наши дни к ним прибегают миллионы людей по всему «цивилизованному» миру, считающие, что так велел делать Господь.
|
Как мы уже видели, тотем представляет собой силу, объединяющую сходные объекты природы. Он присутствует в них, но в то же время ими не является. Из- за огромного потенциала тотема человек не может общаться с ним напрямую. На эту тему у индейцев оджибве есть сказание о шести духах, вышедших из вод Первичного Океана, чтобы соединиться с людьми. Одно из этих существ было так сильно, что ему завязали глаза, дабы оно, несмотря на доброжелательность, не смогло случайно причинить вред. Но дух очень хотел посмотреть на людей и снял повязку со своих глаз. Первый же взгляд духа убил человека наповал. Видя это, другие пять духов призвали своего сородича вернуться в Океан, а сами стали родоначальниками великих кланов: Рыбы, Журавля, Нырка, Медведя и Лося. Индейцы оджибве полагают, что именно от этих тотемов произошли все остальные кланы. Многие другие народы также насчитывают пять изначальных родовых кла
нов, правда с другими тотемами. В любом случае, для человека эти пять клановых существ значат то же, что для Вселенной значат пять Матерей Природы. Матери проявляют весь остальной мир, а тотемы вызывают к жизни другие мифологические персонажи. Например, Лось у оджибве порождает кланы Куницы. Оленя и Бобра; Медведь создает кланы Волка и Рыси; Журавль производит кланы Орла и Ястреба и т. п.
Любой объект хранит в себе часть тотемической силы* но, как известно, вода тушит огонь, а огонь пожирает дерево. Другими словами, если есть тотем, значит, где-то существует антитотем, сила опасная или вредная для него. На этом основывается целый раздел шаманского целительства, описывающий воздействие духов на организм человека. Принцип дуальности (и тотемической дуальности в том числе) лежит в основе любого традиционного поселения, разделенного на две половины, которые называются фратриями (от греч. fratria — «братство»). Член одной фратрии может выбирать себе супруга только из другой фратрии. Таким образом получается, что относительно их потомков одна фратрия будет материнской, а вторая — отцовской. Ребенок принадлежит к материнской фратрии и разделяет тотем матери и деда. Его жена и дети будут уже из отцовской фратрии, а его внук — вновь из материнской. «Все у кого один и гот же тотем, будут считать себя родственниками, даже если они происходили из разных племен или деревень,— пишет этнограф В. Киниц — Когда встречались два незнакомца и обнаруживали, что у них один и тот же тотем, они тут же принимались чертить свою генеалогию (...) и один становился кузеном, дядей или дедом другого, хотя порой дед оказывался моложе внука. То- темическне связи настолько сильно поддерживались,
что в случае спора между индивидом, имевшим тот же тотем, что и сторонний наблюдатель, и каким-то кузеном или близким родственником этого, так сказать, наблюдателя последний принимал сторону человека своего тотема, которого, возможно, он никогда прежде не видел».
Каждая фратрия делится на роды. Например, у се- нека-ирокезов изначальные тотемические единицы носили имена Медведя и Оленя. От Медведя пошли роды Волка, Бобра и Черепахи, а от Оленя — роды Кулика, Цапли и Ястреба. Брачные нормы определяли, кому из какой фратрии и рода положено выбирать супруга, чтобы ненароком не попасть на близкого родственника: ведь такие браки, как известно, ведут к вырождению. Этот обычай строго соблюдался, а нарушившие его нещадно изгонялись. Вот что рассказывает о значении родовых связей М. В. Кастараков, правнук прославленного на весь Северный Алтай кумандинского шамана Страя Кастаракова: «Каждый род согласно сказаниям определен и наречен Верховным Божеством. Людям запрещалось обсуждать, почему тот назвал род так, а другой иначе: название рода — святое. Простым смертным не приходило в голову расшифровывать его на свой лад. Раньше от старшин знали, кто от какого рода произошел до девятого колена: род бабушек - по отцу и матери, род дедушек — по отцу и матери. Знали и свое происхождение по породе — кезек (колено.- О. Д.)...К примеру, в каждом человеке течет четыре тока крови из родов бабушек (матери — отца по два рода) и четыре из родов деду шек. Каждое поколение до девятого колена продолжает жениться: 4 рода, умноженных на 9 поколений,— 36 родов. Эти 36 родов поженились меж собой без кровосмешения. Остается только три неродственных рода. Поэтому в десятом поколении приходится жениться на родственном роде... Но теперь никто до девятого поколения не помнит свой род, часто женятся по принцип)' «чтобы родня не отдалялась», а это сказывается на потомках. В близкородственных супружеских отношениях часто рождаются неполноценные дети. Мы отклонились от наказов камов (шаманов,— О. Д.), перестали признавать их — и вот к чему пришли».
Рис. 36. Алтайский знак восстановленного родословия: адак-ебк — род деда по отцу, тайдак ебк - род дела по матери, ульчек-ебк - род бабушки по отцу. тейнек-сЛк - род бабушки но матери.
Рисунок М. Кастаракова
Тема родословной и преемственности поколений всегда оставалась актуальной для шаманизма. Знание своих предков рассматривается как обязательный элемент, о чем в поэтической форме рассказывается перед проведением камлания, вне зависимости от того,
известна эта информация слушателям или нет. Шаман призывает своих предков и черпает от них силу для совершения обрядового действия. Есть и специальный символ — знак восстановленного родословия, где четыре рода сплетаются в центре, накладывая на человека печать духа предков (см. рис. 36).
Родители передают своему ребенку главное — духовное наследие, тот плацдарм, без которого он не может расти. Известная бурятская шаманка из объединения «Замбуулин» («Вселенная») Алтан Эрдэни говорит по этому поводу следующее:
«Родословие — это история вашего родового древа. Каждому человеку необходимо знать свою генеалогию, своих предков, чтобы иметь связь с духами. Ваше благополучие, счастье, здоровье, долголетие и будущее ваших детей находится в прямой зависимости от прошлого и настоящего бытия вашего рода. От незнания тотемов рода человек страдает, и у него возникает много проблем. Ни один человек изначально не рождается плохим. Каждый рождается, чтобы быть талантливым,, но в полном объеме он может реализовать свои возможности, только зная и почитая своих предков. Как человек сможет уважать кого-то, если в детстве родители сами вкладывают в него неуважение к окружающим? Заблудившемуся человеку бывает трудно остановиться и найти себя. Восстановление и изучение родовых корней — святое дело каждого. Являясь продолжателем своего рода и унаследовав Божий дар своих предков, вы должны уметь их почитать. У многих народов существовала традиция вести записи о значительных событиях, а также о великих представителях рода в особой, специально для этого предназначенной книге. Эта родовая книга передавалась из поколения в поколение.
|
Бессмертная душа кармически воплощается в том или ином теле, но само тело дается через род. У каждого человека свой путь к возрождению своих корней. Впереди всегда имеются три дороги: белая, серая и черная. Каждый сам выбирает, по какой дороге ему идти. У всех есть своего рода Ангел-Хранитель — его интуиция. Наше тело является одеждой для души. Всем нужна чистота души, та чистота, которую мы сейчас теряем от незнания своих корней. Если мы разрушаем чистоту внутри, то мы разрушаем ее и вокруг, а когда разум и тело человека загрязняются, душа уходит.
Шаман учит любить Природ)1, предков, почитать отца и мать. Шаман разжигает огонь у священных камней, буддист зажигает лампаду, а христианин ставит свечу перед образами, но во всех случаях огонь остается огнем, разницы нет. Шаман никому не подчиняется; он - птица вольная. К будущему шаману учитель может явиться во сне, но бывает, что и сами духи приводят человека к учителю. Обращаться к духам нужно душой, а не разумом. Если душа не поет — дух не слышит. Чтобы стать настоящим шаманом, надо выдержать особое испытание — инициационную болезнь. Это может быть любая болезнь, даже рак. После обряда посвящения болезнь проходит. Из-за лишений многие сейчас отвергают шаманский дар. Одной из важнейших и тяжелейших задач шамана является восстановление родословной. Любая, даже незначительная ошибка в этом деле может привести к смерти шамана. Сейчас существует много вопросов вокруг проблемы родословия, к ним нужно относиться серьезно. Требуется основательное изучение этой проблемы»[10].
Согласно последним данным, наследование родового тотема ребенком от его отца и матери происходит по тому же принципу, что и генетическая передача других характеристик: группы крови, цвета волос, хронических заболеваний и т. д. У родителей имеется множество тотемических связей — наследственных, приобретенных, переданных через ритуал и т. д. Информация об этом содержится в ядре каждой клетки организма. Тем не менее главных тотемов у человека всего два. Один достается от матери, а друтой — от отца. Эти два тотема составляют пару. При образовании особых половых клеток пара расщепляется. Когда половые клетки партнеров сталкиваются, происходит оплодотворение с возникновением новой пары, составленной из одного тотема мужчины и одного тотема женщины. Если тотемы супругов одинаковые, в паре устанавливается равновесие. В противном случае один тотем начинает подавлять соседний, или оба тотема мутируют, приспосабливаясь друг к другу. Племенные тотемы, как правило, доминируют над родовыми, родовые — над собственными. Например, хищные тотемы подавляют нехищные, птицы властвуют над растениями и т. п. Все это очень похоже на известные нам по школьным урокам биологии рецессивные и доминантные гены: темная пигментация (кожи, глаз, волос) доминирует над светлой, узкий разрез глаз — над широким: волосатость — над слабым развитием волосяного покрова. В случае мутаций тотемы могут изменяться до неузнаваемости. Это особенно характерно для наших дней, когда образование супружеских пар в условиях города не диктуется больше сочетаемостью тотемов каждого из будущих родителей. Воспроизводство детей стало сейчас делом хаотическим и эгоистическим, имеющим мало общего с сохранением духовных ценностей рода. Поэтому мы и наблюдаем общую деградацию и извращенные последствия в виде образования таких тотемов, как «торпеда», «белый моряк», «звездный монстр» и т. д. Шаманы связывают с ними повальное бесплодие, половое бессилие и возникновение новых болезней, не излечимых обычными средствами. Действительно, каждый тотем ответствен за функцию сохранения здоровья человека. Если он действует неэффективно или потерян, идет работа над его восстановлением или возвращением. Но никто не знает, куда плывет тотем «торпеда» и что с ним делать. С этих позиций бытовавший в традиционном обществе обычай закрепления брачного союза посредством договора между родителями жениха и невесты («не-веста» — неизвестная) не кажется уже столь диким. Любовь — это очень хорошо, но любовь с головой — еще лучше, дабы впоследствии не пожалеть о напрасно прожитых годах.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ВИДЫ
Шаманизм учит, что в древности все люди были поделены на две большие группы, враждовавшие друг с другом. Первые были истинными детьми Земли — волосатыми, высокими и звероподобными, вторые — без намека на шерсть, небольшого роста и с мягкими чертами лица. И те и другие называли себя людьми, но последние прибавляли, что опи-то и есть «настоящие» люди. Это самоопределение позднее легло в основу многих коренных названий племен.
Многие сказания самых разных народов повествуют о волосатых людях. Только на Чукотке зафиксированы десятки прозвищ, которые дали своим врагам «настоящие»: гиркычавыльии (быстро бегущий), килтаня (пучеглазый), тэрыке (появляющийся на восходе), мирэгды (плечистый), арыса (полевой), джулин (острая голова) и т. д. Выдающийся этнограф В. Г. Тан- Богораз изучал чукотский фольклор о волосатых людях и четко провел границу между ними и духами: «Чукчи рассказывают также о существовании племени великанов, которые в отличие от келет (злые духи.— О. Д.) не трогали людей[11]. Они называются лолглый. Сказки о них во многом похожи на такие же сказки эскимосов. Один из рисунков, иллюстрирующих эти сказки, изображает великана по имени «Моржовым мясом одетый». Этот великан пришел из-за моря в страну
ксреков (один из палеоазиатских народов, ныне вымерший— О. Д.). Он был так тяжел, что везде оставлял следы... Однажды он лег спать на открытом месте. Три человека увидели его и поймали, привязав канатами к кольям, вбитым в землю. Потом они убили его своими копьями...»
Все это роднит сибирских великанов с современным понятием реликтового гоминоида, известного больше как йети, или снежный человек. Встречи с ним чаще всего происходили до 30-х годов минувшего столетия, затем он стал появляться все реже и только в таких местах, где, как говорится, не ступала нога человека (обычного). По многочисленным рассказам очевидцев. число которых перевалило за тысячи, йети выходит из своего укрытия чаще всего вечером, когда темнеет. Зимой встречается гораздо реже, чем осенью. Спит в берлоге или под корягой вниз животом, поджав под себя ноги и руки (см. рис. 39). Это существо около двух метров ростом, покрытое густой короткой и гладкой шерстью черного, серого или белесого цвета. Передвигается на двух ногах, размахивая при ходьбе руками. Все пропорции человеческие. Имеет небольшую, по сравнению с мощным туловищем, голову, слегка заостренную на макушке и с выдвинутой вперед челюстью. Шея очень короткая. Глаза — продолговатые, «горящие», глубоко посаженные. Общается со своими сородичами посредством свиста и нечленораздельных звуков. Снежный человек не носит одежд)’ и пользуется примитивными орудиями труда вроде палки или камня. Питается растениями и животными, не брезгует и падалью. В середине XIX века один из таких диких людей был пойман и убит, о чем свидетельствует «Ежегодник Тобольского губернского музея» за 1904 год: «Осенью 1845 года зверопромышленники остяк Фалалей Лыкысов и самоед Обыль в урмане (тайга.— О. Д.) убили необыкновенное чудовище: постав человеческий, росту аршин трех, глаза один на лбу, а другой на щеке, шкура довольно толстой шерсти, потонее собольной, скулы голыя, у рук вместо пальцев когти, у ног пальцев не имел, мужска пола».
Многие ученые с мировым именем уверены, что реликтовый гоминоид существует, и отводят ему роль промежуточного звена между обезьяной и человеком в эволюции приматов.
Шаманы говорят, что современное человечество представляет собой помесь двух изначальных типов существ — «настоящих», то есть кроманьонцев (людей духа) с «волосатыми» неандертальцами (людьми материи). Как они перемешались между собой, рассказывают сибирские старожилы: «Тунгу — дикий человек, встречается осенью, когда темнеет в тундре. Очень высокий — два метра, наверное. Живет в лесу под корягой. Разговаривать не умеет, только свистит и кричит: «Ру-ру-ру». Иногда подходит к чумам, чтобы украсть девушку»[12].
Бывало, что и «настоящие» люди искали себе подругу подобным образом, а иной раз женщины сами выходили замуж за волосатых людей и имели от них детей. Одна сибирячка рассказывала автору этих строк: «Не так давно девка одна была, гак она с диким жила и вроде как дети у нее были немые». В нганасанском историческом предании «Волосатые люди» повествуется об одном ту нгусе, который забрел в избу, где жили представители другого народа:
«Жарко, свечи горят. Три человека лежа на спине спят. Лица у всех мохнатые. Большие люди, кости большие. Без парок и одеял спят на нарах.
— Это какие люди?
Один человек носом потянул, чихнул. Смотрит тунгус: у двери одна девка спит. Лицо белое, красивое, сама большая. Лицо увидел тунгус, и пояс поверх парки расстегнул.
— Очень хороша девка! Спать с ней очень хочется.
Захотел он женщину. Парку сбросил и рядом с ней лег. Немного толкнул ее. Она спит, не слышит»[13].
|
Становление третьей расы людей произошло много тысячелетий назад, но отдельные характеристики, присущие тому или иному виду, сохранились до сегодняшних дней. Многие ученые делают из этого соответствующие выводы, но в целом официальная наука всячески замалчивает столь неудобный для нее факт. Согласно представлениям шаманов, все люди, вне зависимости от рода-племени и цвета кожи, довольно строго разбиваются на два вида — волки и собственно люди; и два подвида — шакалы и собаки. В научной литературе по антропологии и психиатрии они именуются соответственно: палеоантропы (суперанималы) и неоантропы; суггесторы и диффузный тип. Волки, или палеоантропы, как раз и являются генетическими предками волосатых людей. Если верить Б. Л. Диденко, продолжателю дела известного русского ученого Б. Ф. Поршнева (1905—1972), их численность составляет 15% от всего населения земного шара. Конечно, это уже не те первобытные каннибалы, но их врожденная склонность к насилию и жестокости несомненна[14].
До сих пор их отличают массивное телосложение и грубые черты лица. П. И. Ковальский в «Судебно-психиатрических анализах», предназначенных для медиков и юристов, пишет о них, как о «преступных людях». По системе Ч. Ломброзо, которая с легкой руки советских идеологов до сих пор считается «антинаучной», врожденного преступника отличают следующие антропологические характеристики: высокий рост, широкая грудная клетка, большой вес тела, уменьшенный или увеличенный объем головы, асимметрия черепа, ненормальное расположение ушей, низкий и скошенный назад лоб, жесткие волосы, сильное развитие скуловых дуг и лобных пазух, грузность нижней челюсти, волосатость кожных покровов. Другой исследователь, немец Бордиер, добавляет, что у преступников теменные доли мозга развиты за счет лобных, а четыре лобные извилины (у обычного человека их три) аналогичны таким же извилинам у человекообразных обезьян. Это и легло в основу терминов палеоантроп (древний человек) и суперанимал (высшее животное).
О какой бы то ни было нравственности по отношению к людям-волкам говорить не приходится. Они тщеславны, неуравновешенны и могут быть патологически жестоки к другим видам. Для любого своего поступка они всегда находят оправдание и больше не думают о нем. К сожалению, все это люди-волки передают своим потомкам. Об этом не любят говорить открыто, но в архивах судебной медицины мы встречаем понятие «врожденный преступник», то есть человек, живущий по генетически заданной престу пной модели. Такие люди, а точнее — нелюди в человеческом обличии, черпают свою силу преимущественно из животного начала. Связь с такими тонкими телами, как семя, сияние и разум у них полностью блокирована. Несмотря на это, как ни странно, они иногда становятся шаманами, только их транс — не откровение духа, а порождение собственного ума. На Чукотке говорят: «Не все двуногие существа — люди, есть среди них чудовища, и если их не остановить, придет возмездие всему человечеству». На этом основывается практика белого шаманства, ныне уже не встречающаяся даже на Крайнем Севере, где она еще недавно бытовала. Шаман должен безошибочно выделять этих существ из общей массы, поскольку оказывать им какую-либо помощь для него равносильно самоубийству. Именно поэтому подавляющее число шаманов не берутся лечить людей-волков.
Рис. 41. Красавица и чудовище. Рисунок И. Паршина
| |
Суггесторам-шакалам свойственно подражание действию. Они стремятся быть людьми-волками, хотя по рождению являются промежуточным звеном между ними и основным населением. Этот полухищный тип по численности в два раза превосходит вид палеоантропов. Обычно они худощавы, с длинными конечностями и узкими головами. Шакалы прирожденные приспособленцы и жизнелюбы. Под словом «жизнь» они понимают земные блага и удовольствия. Высшее сознание у них отсутствует, гак как бездействуют тела семени и сияния. В ряде случаев шакалы подавляют в себе преступную модель поведения, в результате чего у них возникают психические расстройства: психоз, невроз навязчивых состояний, шизофрения. Свои действия шакалы всегда оправдывают через критику других и подчиняются только грубой силе. Суггесторы патологические лжецы и любят быть на виду. Часто они готовят почву для выхода на свет теневых хозяев положения — волков. За эго последние бросают им кость со своего стола и «встают у руля», повелевая народом, ровно половину которого составляет «пушечное мясо» — диффузники, или люди-собаки.
Диффузные собаки очень легко покупаются на самую откровенную ложь и не имеют собственного мнения. Любое их утверждение, которое они принимают за свое, на самом деле внушено им двумя предыдущими типами людей. Этот нехшцный подвид не способен критически посмогрегь на себя, что делает людей-собак упрямыми глупцами с единственной целью в жизни — произвести такое же податливое и вялое потомство. Любое указание на совершаемые ими ошибки вызывает гнев и повторение тех же самых не правильных шагов вновь и вновь. Именно диффузии* ки первыми рвутся в бой и готовы отдать свои жизни за самые сомнительные идеи. С точки зрения антропологии у людей-собак часто нарушены пропорции тела (нередко длина рук не соответствует длине ног), круглые головы и предрасположенность к полноте. Они из-за недоступности тела семени, как и хищные виды, не могут после смерти задержаться в иных мирах и кармически возвращаются на землю. В шаманизме, в отличие от индуизма и буддизма, человек не проходит через животные стадии за свои прегрешения, а изменяется согласно иерархии видов. Движение по лестнице вверх очень трудно и требует высокой самодисциплины, которая вырабатывается за десятки и сотни новых воплощений. Хищный волк принципиально может стать полухищным шакалом. Шакал при должном усердии перерождается в собаку, а собака внутренне стремится стать человеком, но внешне сосредотачивается на земных аспектах своей жизни (см. табл.).
Таблица
Виды и их характеристики
| палеоантропы
(волки)
| сугтесторы
(шакалы)
| диффузники
(собаки)
| неоантропы
(люди)
| тип
| хищный
| полухмщиый
| нсхищный
| нсхищный
| принадлеж
ность
| неандерталец
| гибрид
| гибрид
| кроманьонец
| тот**
| хищные
| ядовитые и падальщики
| нехищные и одомашненные
| рагппедьмые и неорганические
| заблокированные тела
| семя, сияние, разум
| семя, сиянис-
| семя
| -
|
| змея, олень
| черепаха, бык
| паук, цапля
| медведь, тигр
| действии
| свободные
| подряжаемые
| внушенные
| отстраненные
| оправдание
| самооправдание
| самооправдание через критику
| критика других
| самокритика
| направление
деятельности
| агрессия,
напор
| приспособление к ситуации
| вялость.
ипголроти&юте
| избежание
конфликтов
| основная
видовая
характеристика
| безжхтогпиктъ,
мсуи^киияемогть,
бессовестность,
преступность
| жизнелюбие, обман, тягл к удовольствиям
| упрямство.
глупость.
ccimiHcmuTb-
ность
| духовность, независимость отстраненность от добра и зла
| особенности
| массивное
телосложение.
квадратная
голова
| худощавое
телосложение,
треугольная
головам
| полное
телосложение.
к]|угл;и<
голова
| нормальное
телосложение,
овальная
голова
| пзаимодей стане слухом
| —
| утраченное
| затруднитель
ное
| полное
|
(Раздел о сознании и чокырах разбирается в следующей главе).
Настоящие люди, или люди нового типа — неоантропы, на сегодняшний день составляют не более 5% населения планеты (самый низкий показатель — у белой расы, самый высокий — у монголоидов). У них нет тел, с вибрациями которых они не могли бы взаимодействовать. Они избегают любых конфликтных ситуаций и сохраняют полную отстраненность как от добра, так и от зла. Их суждения независимы и часто идут вразрез с обычными принципами, установленными хищниками. Из числа неоантропов вышли выдающиеся шаманы и мыслители, благодаря которым многие низшие типы смогли преодолеть свою собственную несовершенную природу и сделать прорыв. Настоящих людей не так легко встретить в обычных условиях. Как правило, они не признают власть и живут уединенно вдали от суеты и хищников, стремящихся их уничтожить. Сейчас существует очень много учителей, называющих себя божественными именами, но далеко не все они истинные люди. Иногда за маской агнца скрывается пасть волка или лживого шакала. В молодости люди и собаки очень похожи, но с годами разница становится заметна, причем не только в интеллектуальном развитии, но и в физическом. Во время полового созревания кожные покровы настоящих людей не покрываются волосами, нередко даже в паховых и подмышечных областях. Исключение составляет зона головы. Стремлением показать свою принадлежность к более высокому виду объясняется обычай выщипывания или сбривания волос на лобке, характерный для многих традиций.
Настоящие люди выпадают из кармического круговорота и могут обрести покой в тонкоплановых мирах, но далеко не все используют эту возможность, возвращаясь к обычным людям, дабы наставить их на путь истинный. Но большая часть населения не любит менять сложившийся ход вещей и открывать глаза. Отсюда — взаимная ненависть, религиозные войны, ложь и разрушение планеты. Слова пророков тонут в реве толпы, требующей «хлеба и зрелищ», и тогда хищники выпускают на арену львов.
IV. ЭНЕРГЕТИКА
СИЛОВЫЕ ЦЕНТРЫ
Проявление мира, а также установление порядка и закона символизируется Мировым Древом.
I I В мифах оно растет на вершине Мировой Горы, которая воспринимается как мистический центр и оплот Вселенной. В макрокосмических понятиях Мировое Древо является осью, соединяющей подобно мосту верх и низ мироздания. В философском аспекте оно предстает в виде посреднической и объединяющей силы, удерживающей разнополярные величины в состоянии равновесия. Эта сила заключает в себя три животворящих энергетических потока, два из которых отождествляются с мифологическими вселенскими реками, отходящими от Матери-Прародительницы, а третий имеет значение смешивания и упорядочивания двух предыдущих, являясь своего рода полем или руслом для действия антагонистических сил.
Айны и ительмены Камчатки символизировали три животворящие силы, струящиеся по Древу и составляющие его суть, лилией, равно как и многие другие народы, даже нешаманского толка, например индусы. В монгольском священном дереве Галбрурвас, исполняющем желания и дающем бессмертие, идея тройственности передается через тройной цветок над чашей. У нанайцев на традиционных свадебных халатах Древо душ нерожденных детей (Омиа мони) соседствует с двумя мудурами — солнечными драконами, приносящими счастье, процветание и здоровье.
Согласно учениям шаманов энергетические реки, змееобразно оплетающие Мировое Древо, несут потенциально созидающие потоки, которые при соединении становятся действительно жизненной силой, конкретной энергией, питающей все Творение. Чукот- ские шаманы говорят, что жизненная сила имеет вид горячей, красной крови. Поэтому суть человека — в его крови. По мнению африканских ашанти, душа включает в себя два понятия: сунсум — характер, проявление личности и кра — «жизнь в крови». Сунсум шамана может отделяться от материального тела, находящегося во сне или в трансе, и нападать на кра жертвы. Добытый носитель жизни по общераспространенному поверью делится между группой шаманов или духов по их рангу и поедается. В зависимости от того кра какого органа было съедено, у человека заболевает то нога, то рука, то печень. При уничтожении кра сердца человек погибает. Вот что пишет по этому поводу историк В. Иорданский в работе «Архаичное общество: колдуны в зеркале народного воображения»:
«Уязвимость здоровья и самой жизни от нападения ведовских сил остро, даже болезненно воспринималась африканским обществом. Поскольку “кра” — это кровь, считалось, что ведуны подобно вампирам высасывают кровь своих жертв. Появление кашля, слабость были признаками того, что человек потерял часть своей крови. Опять-таки в народных представлениях речь не шла о собственно крови — ее количество в организме оставалось прежним и после нападения ведовских сил на человека. Предполагалось, что ведуны способны лишать кровь своих жертв присущего ей качества носительницы жизненного начала».
а.
Рис. 42. Мировое Древо: а — прямое изображение (Франция.
15—10 тыс. до н. э.); б— перевернуто** изображение с обозначением мистических центров человека (с гравюры, 1626 г.)
В микрокосмическом символизме Мировое Древо соответствует позвоночному столбу. Тридцать три позвонка — это девять (трижды три) ступеней лестницы на Древе, по которому поднимается и опу скается сознание. Это именно та самая лестница из костей, по которой Ворон Инуа из австралийских мифов вознесся вместе со своими сестрами на Небо. Энергию, циркулирующую но позвоночнику', многие древние народы сравнивали со змеями. Девять образований на хвосте гремучей змеи иногда отождествляются с Мировой 1орой и с крестцовыми и копчиковыми костями, где, как считается, находится ключ к тайне эволюции.
В разных случаях древо-позвоночник может изображаться как в прямом положении, так и в перевернутом (см. рис. 42). В первом случае оно символизирует подъем человеческого сознания на Небо, а во втором показывает, что человек получает необходимую энергию для жизни от Солнца. «Как жизнь растения поднимается по его стволу, чтобы питать его листья и ветви,— замечает Мэнли П. Холл,— так же и жизнь в человеке, укоренившаяся в его мозгу, спускается, чтобы произвести тот же результат».
Энергетические потоки, переплетаясь между собой, дают несколько зон наибольшей интенсивности — восемь силовых центров, чокыров, и две бесконечные области капу-чокыров, простирающиеся над головой человека и иод его ногами (см. рис. 43). Местонахождение этих центров и их действие отражаются на национальных и ритуальных костюмах особыми знаками. А. Чадаева в работе «Традиционная одежда и сценический костюм»», описывая символы на традиционном нанайском халате — амири, сделанном из рыбьей кожи, приходит к следующем)' выводу: «Строго ритмичные ряды синих «иероглифов» воссоздают картину* скелета человека: архитектуру ключиц, лопаток, осевой линии позвоночника, костей таза. Но не только. Этот орнамент — своего рода пиктографические письмена, которые рассказывают посвященным о средоточии нервных центров человека и одновременно защищают их от агрессивного внимания злых духов». Даже швы, которыми сшивались края раскроенной кожи, несли особую энергетическую нагрузку. Одни ограждали от опасностей, другие притягивали любовь, третьи помогали на охоте. Неправильно нанесенный на одежду узор или лаже просто стежок могли не только навредить владельцу одежды, но и привести его к гибели.
например, испортив погоду во время дальнего путешествия, вызвав шторм на море при ловле рыбы, наслав голодных хищников на пастуха-оленевода и т. д. Поэтому'для каждого слу чая изготавливалась специальная одежда, которая в знаково-символической форме способствовала удаче.
Шаманский взгляд на энергетическое строение человека отличается от общераспространенной индийской модели чакр (санскритск. «колесо», «воронка», «водоворот»), классически состоящей из семи центров и начинающейся с основания позвоночника. Для шамана, ось, на которой располагаются все центры — чокыры, соединяет две точки, находящиеся вне тела. Одна из них — это центр материальной сферы Орла, а вторая — центр духовного Неба Ворона. Мистический отрезок от нижнего капу-чокыра до основания позвоночника называется Столпом Земли. Достигнув крестцового сплетения, он соединяется через позвоночник со Столпом Неба, концы которого совпадают с основанием мозга и верхним капу-чокыром. Восемь силовых центров находятся поперек этой линии, выполняя функции извлечения, переработки и хранения жизненной силы. По трем каналам жизненная сила циркулирует по позвоночнику и через периферийные ответвления распределяется по всему организму. Энергетические каналы, равно как и чокыры, не являются анатомическими образованиями. Они образуют особую структуру электромагнитного излучения, наполняющего каждую клетку физического тела жизнью и сознанием. Абсолютно любой вид деятельности неизбежно приводит к потере части жизненной силы. Ее восстановление происходит, преимущественно, через поглощение пищи и дыхание. Полная растрата жизненной силы равнозначна смерти, ее неправильная
|
циркуляции вызывает болезни, а переизбыток нередко влечет за собой психические расстройства. Уровень осознанности, а вследствие этого и восприятие обычного человека не поднимается выше третьего нижнего центра, тогда как у развитой личности он может достигнуть верхней области. Про такого человека амурские шаманы говорят, что его душа панян стала шаманской душой нёукта, то есть электромагнитное излучение преобразовалось в световое, кауманестическое.
Восемь чокыров (без капу-чокыров) имеют четкую локализацию в человеческом теле и проекцию на внутренние органы, контроль за которыми осуществляют эндокринные железы. Два капу-чокыра, как замечалось ранее, находятся вне физического тела и имеют прямое отношение к развитию тех или иных способов мышления и к достижению высших идеалов надчеловеческого порядка. Поэтом)'они называются Вратами, через которые сознание может покидать материальную оболочку. Вращаясь в разные стороны, чокыры создают мощные энергетические вихри, которые, пронизывая тело, изливаются наружу и создают разноцветный грибообразный кокон (см. рис. 43). Но характеру и цвету этого кокона можно определить присутствующие в теле болезни, эмоциональный настрой, а также узнать степень осознанности конкретного индивидуума. Чокыры отвечают за восприятие, движение, чувства и символизируются одним из тоте- мических животных. Они выполняют посредническую функцию между человеком, Землей и Небом, поэтому всю энергетическую систему иногда отождествляют с понятием души, но лучше трактовать ее с позиции тонких тел.
Силовые центры человека можно рассматривать попарно, как принято в шаманской традиции, но здесь они будут перечислены и описаны снизу вверх для лучшего усвоения материала.
Начальный (нулевой) чокыр, или нижний капу-чо- кыр представляет собой ярко светящееся сферическое пятно темно-фиолетового цвета, расположенное под ногами. Его тотемическнй повелитель — Орел. Мистический символ — корни (иногда — ветви) Мирового Древа. Сакральный знак — ■)£. Звездное соответствие — «дыра» Полярной Звезды.
На физическом уровне этому силовому центру соответствуют ступни, на которые осуществляются проекции всех внутренних органов. Главное действие проявляется через извлечение силы Земли и возвращение в Землю лишней энергии. Чокыр Орла служит своего рода громоотводом, заземляющим элементом. Он есть основание Среднего Мира и причина возникновения мышления у растений, животных и человека. Его часто называют Матерью-Землей, хотя он и не отражает ни мужского, ни женского начала. Орел — это двойственная Сила, дающая материальное воплощение, физическую мощь, процветание, жизнь, но в то же время отбирающая эту жизнь, провоцирующая увядание, распад, смерть и забвение. Орел ассоциируется с Хранителем Солнца, вторичным светом, физическим огнем, космическими светилами, а также с непроявленным Солнцем, Пустотой, мраком и бездной. В человеке этот центр побуждает стремления к материальным благам, воспроизводству нового поколения, развивает ум, способствует рационализаторству и изобретательству. Одним словом, нижний капу-чокыр является земным законом и основой цивилизации.
Первый чокыр выглядит в измененных состояниях сознания как похожее на туннель отверстие пурпурно го цвета, находящееся на линии от промежности до земли на уровне лодыжек. Его тотемический повелитель — Змея. Мистический символ — хвост[15]. Сакральный знак — I. Звездное соответствие — Аль кор («наездник» Большой Медведицы).
Змея — это путь, движение, равновесие и оплот. Ее силовой центр разделяет все эти понятия и распространяет свое влияние на ноги, особенно от ступней До колен, и руки, от ладоней до локтей. В этом чокыре сосредоточены основные физические константы, предстающие в шаманизме в виде взаимодействия духов стихий. Духам огня и воздуха отводятся руки, а духам воды и земли — ноги. Мятый элемент через Столп Земли и позвоночник поднимается в головной мозг и отвечает за принятие решений, выбор. Поэтом)' центр Змеи можно назвать началом пути, характеризующимся колебанием, взвешиванием «за» и «против». Разба- лаисировка этого чокыра провоцирует вялость, депрессию, тугодум не и может повлечь развитие невротических состояний.
|
Второй чокыр воспринимается как воронка со спиралеобразным течением энергии красного цвета. Он является концом Столпа Земли и располагается в основании позвоночника в районе крестцового сплетения. Более широкая часть воронки выходит на поверхность тела в области промежности — у мужчин и задней стенки влагалища — у женщин. Его тотемический повелитель — Олень. Мистический символ — стрела. Сакральный знак — Y. Звездное соответствие — Алькаид («эта» Большой Медведицы).
В индийской традиции чокыр Оленя является начальной чакрой, в которой заключена великая сила, способная пробудить человека. В шаманском понимании этот центр соединен с двумя предыдущими, а его возможности могут быть представлены головой змеи, чей хвост упирается в нижний капу-чокыр.
Чокыр Оленя отвечает за выживание и самозащиту человека. Часто он рассматривается как связующее звено между сознательными и бессознательными процессами, которые можно обнаружить через шаманский опыт. Находясь в обычном состоянии, человек не в силах почувствовать этой связи и поэтому не помнит о своих прошлых воплощениях и не может мотивировать некоторые свои поступки, базирующиеся непосредственно на наследственной памяти. Силовой центр основания позвоночника распространяет свое влияние на ноги, от колен до бедер, и руки, от локтей до плеч, а также отвечает за нормальное функционирование внутренних органов таза. Он дает человеку стабильность, уверенность в себе и стремление к прекрасному. В случае разбалансировки вызывает трусость, необъяснимую тревогу и чувство ужаса. В шаманской практике концентрация внимания на этом силовом центре применяется непосредственно перед путешествием по иным мирам, так как Олень способствует начальным фазам выхода тонкого тела из материальной оболочки.
Третий чокыр— тоннель с оранжевым светом, сосредоточенный в поясничном сплетении. На поверхность тела он выходит в точке чуть ниже пупка. Тотемический повелитель этого центра — Черепаха. Мистический символ — раковина. Сакральный знак —. Звездное соответствие Мицар («дзета» Большой Медведицы).
Главной обязанностью чокыра Черепахи является переработка полученной из окружающей среды энергии, а также ее трансформация и распределение по всему организму. Этот центр имеет проекцию на внутренние органы низа живота и отвечает за работ)- почек, селезенки и мочевого пузыря. Он активизирует сексуальные желания, причем не Обязательно связанные с продолжением рода; делает тело гармоничным и привлекательным для противоположного пола; влияет на ход и развитие творческих замыслов. Черепаха — это достижение внутренней согласованности, основы освобождения человека от внутренних противоречий. Когда баланс между «хочу» и «могу» нарушается, возникают проблемы со связанными с этим центром органами. Напротив, правильное функционирование может быть эквивалентно очищению, при котором сексуальная энергия не порабощает сознание, а становится мощной силой, способной привести человека к познанию самого себя.
На древних ритуальных фигу рках этот чокыр иногда изображался в виде большой подчревной дыры, круглой или квадратной (см. рис. 45). Дыра служила проходом, соединяющим миры, и символизировала нишу, в которой переосмысленная сексуальность может дать разумный плод и превратиться в творческую, созидающую силу.
Четвертый чокыр представляет собой тоннель золотисто-желтого цвета, находящийся в области солнечного сплетения. Его тотемический повелитель — Бык. Мистический символ — бубен. Сакральный знак -U. Звездное соответствие Ал йот («эпсилон» Большой Медведицы).
Бык — очень важный силовой центр. Это своего рода акку мулятор энергии, источник потенциального достижения сверхспособностей. Когда сексуальная энергия Черепахи трансформируется, она превращается в зародыш истинного понимания вещей. Дальнейшее развитие дает огромную силу, воплощенную у древних в беременности как женской, гак и мужской. Чокыр Быка — это решительное действие, наступление, отражающееся в человеке через такие черты характера, как независимость суждения, неординарность, яркость и стремление к лидерству. Органы, зависящие от функционирования силового центра Быка, сосредоточены в верхней части живота. Это печень, желчный пузырь и желудок. Разбалансировка может привести к различным заболеваниям желудоч- ио-кишечного тракта и вызвать неустойчивые психоэмоциональные состояния, такие как раздражитель- иость, неудовлетворенность, зависть и жадность. Бык для шамана в первую очередь означает духовный рост и гармоничное развитие. Сила этого центра используется для ритуалов огненной инициации, когда посвящаемому предлагается пройтись по горячим углям. Максимальное использование силового центра Быка делает тело невосприимчивым к перепадам температур, позволяя человеку в определенные моменты его жизни не замерзать в стужу и брать руками раскаленное железо.
Пятый чокыр выглядит как тоннель с энергетической светимостью зеленого цвета. Он располагается в середине груди, в сердечном сплетении. Его тотемиче- ский повелитель — Цапля. Мистический символ — зеркало. Сакральный знак — J^. Звездное соответствие Мегрец («дельта» Большой Медведицы).
Чокыр Цапли характеризуется эмоциональным возвышением. В нем заключается абстрактное мерило любви и ненависти, а также возможность беспристрастного суждения об этих понятиях. Вместе с предыдущим чокыром Цапля является центром человеческого существа, формируя своего рода сосуд души. Работ)’ этого тоннеля часто отождествляют с душой, так как он очень хорошо отражает внутреннее состояние человека через его внешность, привычки, манеру говорить и мыслить. В своем высшем развитии силовой центр Цапли дает человеку спокойствие и внутреннюю тишину. Для обозначения чувств слова становятся не нужны. Ясность и понимание не нуждаются в доказательствах. В своем обычном состоянии Цапля нередко путает определения любви и сентиментальности, сострадания и чувства жалости к самой себе. Из-за этого развивается еще большая жалость, тоска и скорбь без причины или с надуманной причиной. Из внутренних органов, зависимых от этого центра,
Рис. 45. Р»ггуальные фигурки с отмеченными силовыми центрами: а — энеолитическая статуэтка женщины с чревной дырой и символом пола (Палестина); б— бронзовое изображение духа предка с точками на лбу и на носу, с крестом на губах, со змеей на поясе и со сферой под ногами (Бенин)
можно выделить два — сердце и легкие. Эндокринной железой является тимус. В случае неправильного функционирования чаще всего страдает сердечно-сосудистая система. В шаманской практике работе с чокыром Цапли отводится большое значение, так как он не только выводит искателя на путь мудрости, но и способствует достижению состояний измененного сознания.
Шестой чокыр воспринимается как отверстие голубого цвета, находящееся в горловом сплетении, в районе щитовидной железы. Его тотемический повелитель — Паук. Мистический символ — полосатый камень или камень с дыркой (иногда — хомус). Сакральный знак — X. Звездное соответствие — Фекда («гамма» Большой Медведицы).
* Паук — это слияние мужского и женского начал в единое целое через взаимопроникновение. Чтобы достичь этой идиллии, нужны такие черты, как внутренняя эстетичность, сбалансированность помыслов и посту пков. По все это бывает верно, лишь если этот силовой центр нормально функционирует, что бывает нечасто. Нераскрытые возможности Паука делают человека необщительным, стадным и склонным к навязчивым состояниям. Вот почему этот чокыр можно назвать наиболее опасным и трудным в духовном поиске.
Силовой центр Паука тесно связан с горлом и голосовыми связками. Он служит соединительной линией между шаманом и внутренним голосом при совершении предсказательных операций. Шаманские путешествия по прошлому и будущему вообще не обходятся без центра Паука, так как он в каком-то смысле и есть настоящее. Ему уделяется большое внимание во время священнодействий в грантовых состояниях, при осознании себя внутри сновидения, а также во время игры на хомусе и при исполнении горловых песен.
Седьмой чокыр имеет вид тоннеля синей светимости. Он расположен в основании мозга и является нижним концом Столпа Неба. Его тотемический повелитель — Медведь. Мистический символ — колотушка. Сакральный знак — П. Звездное соответствие Мерак («бета» Большой Медведицы).
Чокыр Медведя — это сила, толкающая человека к преодолению препятствий и достижению высот, иногда абстрактного или утопического содержания. При нахождении под ее воздействием, человеку часто открывается важность коллективного достижения цели.
()н начинает искать своего учителя, а когда встречает его на своем пути, подчас отказывается воспринимать
как своего наставника. Это, как правило, оборачивается необоснованным возвышением над окружающими, что в свою очередь приводит к замыканию на себе и еще большей зацикленности на мыслях о собственной исключительности. Чокыр Медведя иногда называют координирующим центром, поскольку он следит за состоянием окружающему мира как материального, так и тоикопланового, и контролирует реакцию тела на получаемые;из мозга сигналы. Он тесно взаимодействует с затылочными корешками спинного мозга и гипофизом. Заболевания, вызванные разбалансировкой этого тоннеля, связаны с нарушением работы органов чувств, особенно обоняния, слуха и вкуса. Также могут наблюдаться и более серьезные отклонения в виде различных психических расстройств, вплоть до тяжких душевных болезней.
Медведь — это мистическое животное, дающее человеку великую физическую силу. Но он всегда берет что-то взамен. Часто, предлагая свои услуги, он отбирает интеллект. Поэтому' шаманская работа с этим центром должна проводиться очень осторожно, чтобы не нарушить достигнутую в чокыре Паука гармонию.
Восьмой чокыр наблюдается в состоянии измененного сознания как тоннель темно-синего цвета. Светимость сосредоточена в точке прямо над позвоночным столбом, впереди мозжечка. На поверхность тела он выходит в области чуть выше бровей. Его тотемичес- кий повелитель — Тигр. Мистический символ — кристалл кварца. Сакральный знак — II. Звездное соответствие— Дубхе («альфа» Большой Медведицы).
Пожалуй, чокыр Тигра единственный из всех, на который современная научная мысль более или менее обращает внимание. Правда, это внимание преимущественно адресовано не самому воронкообраз
ному тоннелю, а анатомическому органу, где расположена его узкая часть. Этот орган называется шишковидной железой, или эпифизом. Широкая часть воронки проецируется на межбровье и в большинстве мистико-философских систем именуется третьим глазом. Такое обозначение было вызвано непосредственно возможностями этого силового центра, которые характеризуются умением видеть вещи в их истинном свете. Хорошо развитый чокыр Тигра открывает в человеке источник мудрости и незаурядные психические дарования, а в случае разбалансировки провоцирует отклонения в умственном развитии, сопровождающиеся, как правило, головными болями. В шаманизме работа с этим центром ставится во главу угла. Он хорошо визуализируется и физически ощущается в виде покалывания в нижней части лба. Сосредоточение на этой точке служит мостом как к познанию глубин человеческого «Я», так и к восприятию иных миров. Концентрацию внимания на чокы- ре Тигра можно применять практически при любой медитати впой тех п и ке.
Конечный (девятый) чокыр, или капу-чокыр, представляет собой сферическое пятно фиолетового цвета, находящееся над головой. Его тотемический повелитель — Ворон. Мистический символ — ветви (иногда — корни) Мирового Древа. Сакральный знак — Ж • Звездное соответствие— Альрукаба, Полярная Звезда («альфа» Малой Медведицы).
11а физическом плане силовому центру Ворона соответствует макушка, а его основное действие заключается в извлечении силы Неба. Раскрытие капу-чокы- ра Ворона — задача нелегкая и часто недостижимая. Его называют Небесным Отцом, основанием Высшей Вселенной, Полнотой и возвратом в Мифологическое Время. Непостижимым образом он соединяется в одно неразрывное Целое с нижним капу-чокыром Орла. Это слияние нельзя объяснить земным языком. Его можно только почувствовать, находясь непосредственно перед Вратами, за которыми снимаются все ограничения и открывается бесконечность. Центр Ворона побуждает в человеке стремления к высшему Знанию, просветлению, поиск)' контактов с иными областями Мироздания. Древние обозначали его наличие в человеке восходящим из головы Солнцем. Но это было не материальное солнце, освещающее землю, а духовное, символизирующее Первичный Свет, то есть свет без светила. Испуская сияние, верхний капу-чокыр Ворона изливается подобно живительному дождю в тело человека и дает возможность прорасти семени разума, Дремлющему в нижнем капу-чокыре Орла. Появившееся дерево соединяет сферы и создает Космический Мост, который оставил людям в наследство Первый Небесный Шаман на своем последнем камлании.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 489 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|