АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
Для настоящего шамана-целителя важно знать, как выглядит его пациент. Правильно проведенный первичный осмотр даст больше, чем анализ жалоб больного. Дело в том, что в зависимости от нарушений в организме функций жара, холода и пара пациент будет так или иначе выглядеть, так или иначе вести себя. Связь
болезни с внешностью была совершенно автономно подмечена всеми народами, а кое-что из этого знания даже вошло в современную медицину. Вот что написано о темпераменте человека в известной книге М. За- былина, посвященной обрядам и обычаям русского народа:
«Человеческие свойства зависят от преобладания какой-нибудь из восьми частей состава его тела: от земли тело: тот человек тсмен и не говорлив; от моря — кровь в человеке, и тот человек прохладен; от огня — жар: тот человек сердит; от камени — кость: тот человек скуп, не милостив; от солнца очи: тот человек богатыреват и бесстрашен; от ветра дыхание: тот человек легкоумен; от облака мысль: тот человек похотлив; от света — свет: тот человек свят, не мыслит земнаго, но мыслит небесное».
С приходом на Русь христианства шаманские и языческие представления русских о целительстве пришли в полный упадок. «Во врачах чувствовался крайний недостаток,— пишет далее М. Забылин,— даже некоторые из царей умирали от чириев, которые превращались в злокачественные язвы по недостатку в опытных врачах. К кому же было обратиться народу простому, необразованному, даже грубому, в своих болезнях, в своих неудачах? Разумеется, и обращались к человек)', более или менее знакомому с недугами; часто кто-нибудь давал остатки лекарства, которым сам излечился, или подавал тот же совет другому больному, которым сам пользовался. Успех кого-нибудь в деле врачевания разносился далеко. Со временем человек в глазах простого народа делался известным, и, видя в этом свою пользу, старался замаскировать средства, сопровождая свои эксперименты наговорами, таинственными действиями, и тем, разумеется, себя ставили дурно пред правительством и в глазах простого народа, облекая свои естественные действия во что- то таинственное... Страшно думать в наше время* и сопричислять врача к колдунам, но однако же по духу времени, по таинственности колдунов, по их закрытым таинственным операциям, и по их невежеству века всех русских знахарей считали какими-то изуверами».
К счастью, новая вера и материализм еще долго не могли пробиться к шаманам Сибири, и поэтом)' сейчас мы можем утверждать, что целительство в его традиционном виде имело мало общего с подобными заключениями. Гак какими же качествами должен обладать целитель, чтобы иметь право лечить других людей? Ответ на этот вопрос можно получить в «Тантре объяснений» канона «Чжуд-ши» (гл. 31):
«Поистине хорошего лекаря характеризу ют следу- ющне качества: прежде всего и самое главное — светлый ум, могущий усвоить все знания, необходимые для врачевания. Такой лекарь способен не только проникнуть в сущность трактатов и сокращенных изложений основных принципов врачевания, но и приобрести необходимые практические навыки, а именно: уметь правильно производить лечебные процедуры и хирургические операции; знать правила сбора лекарственного сырья и изготовления лекарств; совершать необходимые ритуалы, сопровождающие лечение болезней. Хороший лекарь также обладает даром предвидения, позволяющим ему безошибочно предсказать течение болезни и ее исход. Иметь чистое сердце, сострадающее всем живым существам, как мать сострадает един-, ственному ребенку. Высоконравственный лекарь всегда исполнен желания творить благо людям, не делит их на близких и далеких, друзей и врагов, хороших и плохих, а относится ко всем беспристрастно, стремясь лишь избавить больных от недугов»[16].
-
Самое первое, на что обращает внимание Целитель,— это телосложение пациента: худоба свидетельствует о болезнях льда, грузность — о болезнях влаги, средняя комплекция может указывать на наличие болезней огня. Затем он изучает лицо, поскольку'оно, как известно, является зеркалом души. При этом важное значение имеет форма черепа, цвет кожи, круги и мешки под глазами, припухшие веки, направление взгляда и уголков губ. «Па основании многовековых наблюдений и выявления характерных для различных патологий признаков была составлена терминологическая классификация видов лиц больных,— сообщает академик В. В. Куприянов.— Например, «аортальное лицо»:.запавшие щеки, иссиня-бледный цвет кожи, синеватые склеры говорят врачу о страданиях сердца и магистрального кровеносного сосуда — аорты (болезнь льда или огня.— О. Д.). А яркий скуловый румянец на фоне бледного, исхудавшего лица с заостренным носом и запавшими глазами наводит на мысль о туберкулезе: такие лица называют чахоточными (болезнь льда.— О. Д.). Часто можно встретить «аденоидное лицо» с тупым сонливым выражением и приоткрытым ртом (болезнь влаги.— О. Д.). Психологи ищут зависимость между тем или иным выражением лица и эмоциональным, психическим состоянием человека. А все вместе они вот уже которое столетие пишут одну большую “картину” — лицо Человека».
Далее следует осмотр языка больного. Красный, сухой и шершавый язык свидетельствует о дисбалансе до- 1IU1 холода; светло-желтый надет говорит о нарушениях жара; белесый и влажный язык указывает на неуравновешен ность пара. Если язык темного цвета, сухой и растрескавшийся, он предвещает скорую смерть больного. По внешним признакам делается и предположительны!"! вывод о тотем и чес ком животном пациента. У людей типа холода преобладающий тотем обычно является падальщиком: сорока, гиена, гриф, ворона, лиса п т. д. Для люден жара это, как правило, хищные и гибкие животные, такие как тигр, крокодил, обезьяна, кошка. Крупные и толстокожие тотемические персонажи — лев, буйвол, слон, бегемот, носорог, а также нехищные животные вообще часто сопровождают людей пара. Все самые характерные признаки, сопутствующие болезням того или иного типа, были объединены нами для удобства в следующие симптомные связки, являющиеся неизменными для монголоидной и европеоидной рас.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 359 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|