АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЫМА, ЖИРА И ПАРА
С ритуала очищения начинается любой целительский сеанс и им же заканчивается камлание. Очищение может быть произведено огнем (прмгание через костер и хождение по углям), воздухом (воскуривание благовоний), водой (окропление и баня) и землей (натирание тела жиром).
Считается, что болезнетворные духи не любят дыма от сжигания некоторых растений: можжевельника, полыни, табака, чаги, багульника и т. д. Прежде чем приступить к какому-либо делу, шаман окуривает дымом свой костюм и, если сжигаются целые стебли, ненадолго погружает в огонь свои руки (см. рис. 202). Если требуется очищение жилища, шаман совершает обход дома против хода Солнца по периметру, начиная
|
от входа. В руках он держит кадило и веничек. Дымом травы окуриваются все углы, а веничком выметаются злые духи. Помощник, следующий за шаманом, пугает духов звоном колокольчиков. Очищение человека проходит по той же схеме: шаман ходит против часовой стрелки вокруг пациента. Дополнительно очищаются задняя и передняя стороны тела по вертикальной линии вниз и вверх. Помощник в это время делает выметающие движения веничком влево-вправо. Окуривание полынью нельзя совершать при любых сроках беременности, так как дым может вызвать выкидыш. Зная свойства полыни влиять на женский организм, целители применяют се при нарушениях менструаль-
пого цикла. Для этого во влагалище больной вставляется свернутая из плотной бумаги конусообразная трубка, через которую нагнетается дым.
Аналогично действуют и прыжки через ритуаль* ный костер, на котором часто сжигаются изгоняющие зло травы. Древние славяне водили вокруг очистительного костра хороводы, а затем, сняв одежды, с криками прыгали через него. Это происходило на весеннее равноденствие и летнее солнцестояние. Когда костер догорал, шаманы предлагали всем желающим испытать силу своего духа и пройти по горячим углям. Сами же они по свидетельству очевидцев могли танцевать даже на раскаленной вулканической лаве.
Чукчи и эскимосы зимой используют для очищения олений жир. Как и во всех остальных случаях, этот способ требует полного обнажения. Теплым жиром тщательно натирается все тело (см. рис. 203). Под действием горящего в яранге огня жир хорошо проникает в поры. Затем он удаляется скребком и скатывается в шарики. Так же проходит и обычная чистка тела от грязи. В этом случае жировые шарики скармливаются собакам. С современной, «цивилизованной» точки зрения этот обычай может показаться кому-то диким, но когда-то и привычная нам парная баня воспринималась европейцами как варварство.
Очищение с помощью парильни известно очень многим народам. У шушвапов (салиш) Северной.Америки оно входило в обряд посвящения во взрослые члены общества. Каждую ночь юноша отправлялся в горы и парился в специально построенном для этого «шалаше для потения». Он ждал видения духов, которые бы направили его на путь мудрости. Наутро он возвращался в свою деревню и. если знака не было, вечером уходил вновь.
|
«Обряд они каре (парильни) использует все Силы Вселенной: землю и все, что растет на ней, воду, огонь и воздух,— сообщает шаман сиу Эхака Сапа — Вода во площает громовых духов, которые приходят в ужасном облике, но приносят добро; пар, поднимакнцийся от камней, с огнем внутри, устрашает, но очищает, чтобы мы могли жить по воле ВаканТанки (Великого Духа). И если мы хорошо очистимся, он может даже послать нам видение». Индейцы при постройке шалаша для потения ориентируются на устройство самой Вселенной. Двенадцать ивовых прутьев каркаса символизируют идею вечного возвращения, жизнь и смерть, а само их размещение согласовывается со сторонами света. Каркас накрывается шкурами, а на востоке, где встает Солнце, делается вход. Темнота шалаша — это чрево Вселенной, из которого потом и выходит прошедший очищение. В центр укладываются раскаленные камни, которые вытащили из священного костра, находящегося вне шалаша. Зачинщик обряда брызгает на них водой и возжигает сухую полынь. Все пространство заполняется ароматным паром, изгоняющим все болезни. Скифы, согласно Геродоту, совершая обряд парильни, клали на горячие камни коноплю и вдыхали дым, отчего начинали «в восторге громко кричать».
Первыми использовать в парильне веник стали, по всей видимости, финно-угорские народы. Когда в 907 году апостол Андрей посетил мордву, проживавшую в то время на месте будущего Новгорода, и увидел обнаженных людей, хлещущих себя вениками, он возмутился. В летописи монаха Нестора (1056 г.) это описывается так: «...И возьмут на ся прутье младое, и бьются сами... и облеются водой студеною... и творят мовение собе, а не мученье». Разумеется, после введения христианства парильни были запрещены. Служители церкви постановили, что в бане можно только мыть тело, да и лишь творя при этом молитву. Целители — балли, использующие для лечения парильню и изгоняющие хвори вениками, были объявлены вне закона. Только усилиями энтузиастов часть их знаний удалось сейчас восстановить. Березовый веник, изготовленный из молодых веток, помогает при заболеваниях верхних дыхательных путей, очищает кожу от угрей и способствует заживлению ран; дубовый снимает воспаление; липовый устраняет головную боль и улучшает работу сердца; рябиновый тонизирует; можжевеловый и крапивный (вяжут вместе с березовым) снимают боль при радикулите; веник из пижмы (клоповника) возбуждает нервную систему и повышает давление.
На Руси для изгнания болезней и злых духов некогда применялся обряд сбрызгивания. Кандидат, желающий
обучиться этому искусству, должен был три вечера париться в бане, три дня не есть и три дня ходить с непокрытой головой. Потом знаток этого обряда ставил в пустой избе миску с водой, а по углам рассыпал соль и золу. Посвящаемый должен был слизать соль и золу с иола, запивая водой. На третий день знахарь вручал ему грозовую стрелу и передавал слова наговора: «Соль солена, зола горька, уголь черен. Нашепчите, наговорите мою воду в миске для такого-то дела. Ты, соль крепка, услади, ты, зола, огорчи, ты, уголь, очерни. Моя соль крепка, моя зола горька, мой уголь черен. Кто выпьет мою воду, отпадут все недуги; кто съест мою соль, от того откачнутся все болезни; кто полижет мою золу, от того отбегут лихие болести; кто сотрет зубами уголь, от того отлетят узороки со всеми призороками». После этого молодой знахарь мог приступать к делу. При лечении он наливал в ковш воды, шепотом читал на нее полученный заговор и совершал окропление, брызгая водой на больного.
В Бурятии собирателем рецептов народной медицины С. Стрелочкиным был восстановлен один ценнейший ритуал, помогающий при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, расстройствах нервной системы. Прежде всего нужно собрать в мешок сосновых веток годового побега (10— 12 см от конца). Все ветки следует разделить на семь равных частей, из которых будут приготовлены отвары. Для отвара вскипятите в баке 2—2,5 ведра воды (вода должна лишь запузыриться), положите одну из частей сосновых веток и томите (без кипячения) в течение часа. Остудите отвар до утра. Наутро процедите отвар, переливая его в большое корыто (ванну), и добавьте горячую воду, доведя температуру до 36 градусов. Измерьте свой пульс в течение минуты. Во время выполнения обряда он не должен превышать пяти ударов сверх изначального. Если на каком-то этапе число ударов превысит этот предел, процедуру необходимо прекратить. Теперь намочите в отваре полотенце и, не отжимая, обмотайте им верхнюю часть головы. Через пять минут сравните удары пульса. Если он находится в пределах нормы, то доведите температуру до 36,5 градуса, встаньте в корыто на колени и облейте тело и голову. Проведите в этой позе 5 минут и вновь измерьте пульс. Поднимите температуру до 37 градусов и полежите в отваре 10 минут. Следите за пульсом всякий раз, когда увеличиваете температуру воды. На следующем этапе она должна достигнуть 38 градусов. Снимите с головы полотенце и погрузитесь в отвар с головой на 10 минут, оставив на поверхности только нос. Если с пульсом все нормально, то поднимите температуру еще дважды — до 39 градусов (лежа 10 минут) и до 40 градусов (лежа 10 минут). В завершение обернитесь простыней и, не вытираясь, ложитесь спать на 2—2,5 часа.
Такую процедуру нужно выполнить еще шесть раз — вечером того же дня, утром и вечером двух последующих и еще раз утром. Если при подъеме температуры пульс учащался, то очередные омовения нужно проводить с учетом этого. Например, если при температуре 39 градусов пульс вышел за допу стимые пределы, в следующий раз нужно остановиться на температуре 38 градусов и, поддерживая ее, оставаться в отваре в течение получаса.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 354 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
|