Соотношение потребностей
Первое, что вспоминается, – это «пирамида Маслоу». В ее основании лежат потребности в еде и питье, а на самой вершине находится идеальная потребность, которую Абрахам Маслоу назвал потребностью в самореализации.
В первом приближении такая схема справедлива, но только в первом. Основное уточнение связано с многообразием человеческих личностей (см. главу 6). У одних людей есть сильная потребность в накоплении витальных ресурсов (денег), у других – потребность лидировать, для чего надо деньги широко тратить, а у третьих преобладает потребность оставаться незамеченными, как у дворника Вана из «Града обреченного»[79]братьев Стругацких.
Кроме того, отнюдь не всегда витальные потребности доминируют над социальными (рис. 3.7). И. С. Тургенев вспоминал, что однажды был приглашен на обед В. Г. Белинским. Хозяин усадил гостя и завел беседу. Время шло, и наконец И. С. спросил: «А что нынче к обеду?» На это неистовый Виссарион воскликнул: «Не понимаю, как можно есть и пить, если не решен еще вопрос: есть ли Бог или нет его!»
Рис. 3.7. Считается, что удовлетворение витальных потребностей приоритетно по отношению к социальным. Действительно, пахарь, пастух, рыбак или команда торгового корабля не замечают рухнувшего Икара. Зритель тоже не сразу находит главного персонажа на полотне Питера Брейгеля-старшего «Пейзаж с падением Икара». Попытка Икара долететь до Солнца была мотивирована, скорее всего, потребностью повысить свой социальный ранг, совершив поступок, недоступный другим людям
Набор основных потребностей и их иерархия у каждого человека индивидуальны; они относятся к компонентам, характеризующим психологический тип личности (рис. 3.8).
Рис. 3.8. Набор основных потребностей, в том числе и доминирующих, т. е. во многом определяющих личность человека или животного, у каждой особи свой
Наконец, соотношение потребностей конкретного человека постоянно меняется. Удовлетворение актуальной потребности выдвигает на передний план другую – происходит смена доминирующих мотиваций.
Представление о соотношении потребностей у каждого человека свое, оно отражает мировоззрение конкретной личности. Например, отрицание социальных потребностей характерно для античной школы циников, самым известным представителей которой был Диоген, утверждавший: «Все, что естественно, то не безобразно». А в современном понимании «цинизм» – это отрицание идеальных потребностей и альтруизма (см. главу 7), который относится к социальным потребностям (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Цинизмом сейчас называют отрицание идеальных потребностей. На картине Яна Брейгеля-старшего «Христос, проповедующий в гавани» громоздящиеся скалы и мрачное море напоминают о тщете, тягости и скоротечности бытия. Поэтому люди стараются успеть порадоваться жизни: гуляют в дорогих одеждах, глазеют на комедиантов, зарабатывают на жизнь. Все заняты, все спешат: «Какая такая любовь к ближнему? Ты рыбу будешь брать? Нет – так проходи, у меня младенец плачет»
Необходимо подчеркнуть, что в реальном – а не в модельном – поведении люди всегда удовлетворяют целый ряд потребностей. Пожалуй, единственный случай, когда человек удовлетворяет одну-единственную потребность, это когда он торопится в туалет. Это поведение определяется социальной потребностью уединяться при отправлении естественных надобностей.
Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 445 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |
|