АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Склонность женских особей к накоплению

 

 

Вот, некоторые говорят, что женщины порочны.

Я этого не понимаю.

Представьте себе молодую пухленькую женщину.

Что же в ней может быть порочного? Не понимаю.

 

Даниил Хармс

 

Мужчина и женщина внешне заметно отличаются друг от друга по следующим очевидным параметрам: размеры и пропорции тела, пигментация, количество мышечной ткани, распределение жировой ткани и волосяного покрова.

Половой диморфизм наблюдается и у многих животных. Конечно, половые различия не ограничиваются внешним строением тела. Но чем принципиально отличаются друг от друга особи двух полов? Можно ли найти некий признак, общий для всех животных, который будет дискриминативным для категории пола?

Это далеко не праздный вопрос. Для млекопитающих, птиц и рептилий ответ очевиден: какая особь рожает или откладывает яйца – та и самка. Но для животных, у которых оплодотворение происходит во внешней среде, такого признака нет. И самцы, и самки выбрасывают половые продукты – сперматозоиды и яйцеклетки – во внешнюю среду, и новые организмы развиваются вне родительского организма. А у некоторых рыб может происходить смена пола. В отсутствие самцов одна из самок становится самцом. Что же дает основание утверждать, что те половые продукты, которые данная особь выбрасывала раньше, были женскими, а те, которые она выбрасывает теперь, – мужские?

Два пола кардинально различаются затратами энергии на воспроизводство одного потомка. Затраты женской особи в подавляющем большинстве случаев на несколько порядков, т. е. в сотни тысяч и миллионы раз выше, чем затраты мужской особи.

 

Два пола различаются затратами энергии на воспроизводство одного потомка. Затраты женской особи в подавляющем большинстве случаев на много порядков выше, чем мужской

 

Это различие очевидно уже при сопоставлении размеров сперматозоида и яйцеклетки. Сперматозоид является мельчайшей клеткой организма. Он состоит лишь из головки со спиралью ДНК, небольшой центральной части с микротрубочками и митохондриями для обеспечения движения и хвоста – движителя. Яйцеклетка, напротив, – крупнейшая клетка организма. У человека она имеет диаметр около 0,2 мм, т. е. различима невооруженным глазом. Большие размеры яйцеклетки обусловлены наличием запасных веществ, которые будут израсходованы на рост и развитие зародыша. Эти запасные белки, естественно, должны быть синтезированы в женском организме. На него возлагается и функция питания, а также развития зародыша во все время беременности. Новорожденный у млекопитающих выкармливается молоком, которое опять же является исключительно материнским продуктом. Уход за детенышем – период, который у человека может растягиваться не на одно десятилетие, – требует от матери гораздо бόльших затрат энергии, чем от отца. Несмотря на то что родительское поведение развито у человека наиболее сильно, у всех нижестоящих животных соотношение материнских и отцовских затрат на воспроизводство в такой же огромной степени диспропорционально.

 

Женские особи в большей степени, чем мужские, склонны накапливать ресурсы. На физиологическом уровне это накопление жира

 

Огромнейшее различие энергозатрат на производство одного потомка является общим для мужского и женского пола абсолютно всех животных. Из этого различия вытекают все фундаментальные особенности двух полов. Первым из них является склонность женских особей к накоплению ресурсов. Эта особенность проявляется как в физиологии, так и в поведении женщины.

Жировая ткань – основной источник энергии в организме человека, но ее запасением функции жира не ограничиваются. Он необходим для синтеза женских половых гормонов. Уменьшение его количества ниже определенного предела ведет к нарушениям стабильности половой функции, а при дальнейшем развитии процесса – к прекращению производства яйцеклеток.

Поскольку накопление ресурсов женскими особями в виде жировой ткани является приспособительным признаком, это закреплено эволюционно в стабильных предпочтениях мужских особей. Многочисленные опросы показывают, что абсолютное большинство мужчин предпочитает пухлых женщин сложенным атлетически и астенично[311].

Основные жировые депо в женском организме расположены в ягодицах и верхней части бедер, а также в молочных железах. Эти части тела наиболее эротически привлекательны для мужчин, поскольку являются типично женскими признаками (рис. 8.8).

 

Рис. 8.8. Старейшее художественное изображение женщины. Фигура, найденная в швабской части горного массива Юра, вырезана из мамонтовой кости по меньшей мере 35 000 лет тому назад. Обращают на себя внимание гипертрофированные жировые депо – бедра и грудь

 

Несомненная эротическая коннотация молочных желез все-таки слабее из-за их очевидно первичной функции – лактации[312]. Ягодицы же служат лишь для придания эротического силуэта женской фигуре. Поэтому именно эта ее часть сильнее прочих притягивает мужские взгляды и определяет привлекательность женского силуэта (рис. 8.9).

 

Рис. 8.9. Один из эпитетов Афродиты – Каллипига, что можно перевести как «Дивнозадая». Женские ягодицы – это сигнальный стимул, запускающий поведение ухаживания мужчины. В древнегреческом языке имеется специальный термин для покачивания ягодицами, которыми женщины завлекали мужчин, – перипрокция

 

Жан де Лафонтен

Афродита Каллипига

Перевод Вильгельма Левика

Когда-то задницы двух эллинок-сестер

У всех, кто видел их, снискали девам славу.

Вопрос был только в том, чтоб кончить важный спор —

Которой первенство принадлежит по праву?

Был призван юноша, в таких делах знаток,

Он долго сравнивал и все решить не мог,

Но выбрал наконец меньшую по заслугам

И сердце отдал ей. Прошел недолгий срок,

И старшей брат его счастливым стал супругом.

И столько радости взаимной было там,

Что, благодарные, воздвигли сестры храм

В честь их пособницы Киприды Дивнозадой —

Кем строенный, когда – не знаю ничего,

Но и среди святынь, прославленных Элладой,

С благоговением входил бы я в него[313].

 

У современной женщины акцентуация зада входит в стратегию косметического поведения – поведения, направленного на улучшение собственной внешности. Накладки, так называемые турнюры (от французского «вертеть»), редко используют в XXI в. Но повсеместно распространена обувь на высоких каблуках. У вставшего на цыпочки человека для удержания центра тяжести над площадью опоры увеличивается поясничный изгиб позвоночника – лордоз. В результате фигура самой тоненькой девушки и самой сухощавой дамы приобретает приятную мужскому глазу волнистость.

Отметим очевидную вещь: привлекательность человека определяется в первую очередь не внешними данными, а его поведением, которое отражает психические особенности личности. Влюбленный мужчина восторгается не пышными бедрами женщины, а «ее душой»:

 

Не возлагай же надежд на красу ненадежного тела —

Как бы ты ни был красив, что-то имей за душой [314].

 

Овидий. Наука любви

 

Выбор партнера

 

Склонность женских особей к накоплению проявляется не только в их физиологии, но и в поведении. Накопленный ресурс не должен быть растрачен попусту. Этим принципом определяется выбор женщинами репродуктивного партнера.

То, что женщины выбирают мужчин, а не мужчины – женщин, первым среди биологов написал Чарльз Дарвин в вышедшей в 1871 г. книге «Происхождение человека и половой отбор»[315]. В понятии полового отбора имеется два аспекта: конкуренция между самцами и выбор самца самкой. Заметим, что межсамцовая конкуренция проявляется не только в прямых агонистических контактах. Конкурируют между собой не только особи, т. е. цельные организмы, но и сперматозоиды.

 

Женщина выбирает мужчину. Мужчина только старается понравиться

 

Общество последней четверти XIX в., приняв как естественное соперничество самцов, игнорировало второй аспект, противоречащий идее мужского доминирования. Хотя, например, Ги де Мопассан, который вряд ли читал труд Дарвина, прямо указывает, что женщина выбирает любовника, а не наоборот[316]. Да и сейчас многим людям кажется странной мысль о пассивной роли мужчины в формировании супружеской пары.

Между тем решающая роль мнения женской особи совершенно понятна, если исходить из диспропорции энергетических затрат на воспроизводство. Самец может, по крайней мере теоретически, иметь сотни и тысячи потомков, а самка – только единицы. Соответственно, самец может себе позволить потратить часть энергии на получение потомков, которые окажутся нежизнеспособными или бесплодными. Самка же не в состоянии позволить себе расточать энергию впустую. Самки и женщины наблюдают за турнирами и другими поведенческими формами конкуренции самцов и выбирают супруга исходя из результатов этих турниров.

 

Двойная мораль

 

На основании различных репродуктивных стратегий двух полов в человеческом обществе сформировалась и двойная мораль: одни и те же формы поведения могут быть допустимыми и желательными для мужчин и осуждаемыми – для женщин и наоборот. Например, склонность к накоплению ресурсов у женщин считается, безусловно, положительным свойством характера и называется рачительностью. А у мужчин эта же особенность поведения называется скопидомством и скаредностью. Мужчина, накрывающий клавиатуру дорогого музыкального центра платком, чтобы надписи на клавишах не стирались и прибор не терял товарный вид при последующей перепродаже, вызывает как минимум изумление. Самый омерзительный персонаж Гоголя Плюшкин и внешне походил на женщину – Чичиков принял его за старуху.

Наиболее ярко двойственность моральных установлений проявляется в сексуальном поведении. Стратегия мужского поведения определяется феноменом Кулиджа [317]: незнакомая самка всегда лучше знакомой. Таким образом, мужские особи стараются максимально распространить свои гены, передав их максимально возможному количеству потомков. В то же время, поскольку их производство очень затратно, женские особи не могут себе позволить спариваться с первым попавшимся партнером. Поэтому их репродуктивная стратегия – подражание и выжидание. Женские особи предпочитают выбирать апробированных половых партнеров, которые уже пользуются успехом у других. В результате возникает положительная обратная связь – чем больше половых партнерш у мужчины, тем больше у него шансов на связь с новой женщиной. Поэтому отношение общества к мужской и женской гиперсексуальности противоположно.

 

Рис. 8.10. Оба персонажа греческой мифологии были гиперсексуальны, но для Геракла это положительное качество, а для Эос – отрицательное. Двойная мораль в человеческом обществе обусловлена неравномерностью риска при воспроизводстве

 

Античный герой Геракл, оказавшись в доме царя Феспия, за одну ночь сошелся со всеми 50 принцессами, родившими в положенное время 50 детей. Этот физиологический эксцесс не вошел в число подвигов Геракла, и не он послужил основанием для его обожествления. Но такой акт вполне соответствует образу героя, культ которого был распространен по всей Элладе, во всех эллинистических государствах, а затем и в Италии. Этот миф отражает представление о мужской гиперсексуальности как о качестве, безусловно, положительном. Не только в античной Греции, но и в современных обществах о ведущем активную половую жизнь мужчине отзываются с явным или замаскированным одобрением и завистью. Но совершенно по-другому оценивают гиперсексуальную женщину (рис. 8.10).

Эос – богиня утренней зари – была настолько хороша собой, что обеспокоила этим саму Афродиту. Наказанием для Эос стала внушенная ей Афродитой неудержимая страсть к смертным мужчинам (визитами Эос греки объясняли утреннюю эрекцию у мужчин[318]). Женская гиперсексуальность, т. е. нимфомания, относится к числу психических расстройств. Даже если женщина не выставляет специально напоказ, а просто не особенно скрывает свои многочисленные связи, то это вызывает осуждение. В то же время о женщине, о любовниках которой ничего неизвестно, люди неизменно отзываются уважительно. В русской культуре противоположное отношение к сексуальной активности мужчин и женщин отразилось в пословице «От молодца и потерпеть не стыдно» и фразеологизме «На передок слаба».

Еще одно явное проявление двойных стандартов – это возможность отказа. Женщина имеет право отказать мужчине, предлагающему ей сексуальный контакт. Скорее это даже норма, поскольку такая ситуация возникает значительно чаще, чем когда женщина дает немедленное согласие (рис. 8.11). Мужчина, получив отказ, воспринимает его хоть и без удовольствия, но совершенно спокойно. Иное дело, если инициатором интимной близости становится женщина. Мужчина, осмелившийся ей отказать, попадает в историю.

 

Рис. 8.11. Софи Лорен, кинозвезда 1950–1960-х гг., на вопрос о знании иностранных языков ответила: «На двенадцати языках я могу сказать “нет”. Женщине этого вполне достаточно». Отказ женщины мужчине естественен, отказ мужчины женщине – серьезнейшее нарушение социальных норм

 

Орфей хорошо всем известен с детства, с первого прочтения книги Николая Альбертовича Куна «Мифы и легенды Древней Греции»[319]. Но вот чему не учат в школе. Как погиб Орфей? Вакханки предложили ему принять участие в оргии, а он отказался, за что и был растерзан разгневанными женщинами.

Ипполита, сына Тезея, полюбила его мачеха Федра. Юноша отверг ее, и разгневанная женщина оклеветала его перед своим мужем: якобы пасынок пытался ее соблазнить. Ипполит смог оправдаться перед отцом. Но вина юноши состояла уже в том, что он оказался затянутым в эту историю. Женщине отказывать нельзя, и в эту чисто семейную драму вмешались сами боги. Посейдон наслал чудовище, испугавшее коней Ипполита, и молодой человек погиб.

Библейский персонаж, известный как Прекрасный Иосиф, сын Иакова, обратил на себя внимание жены египетского военачальника Потифара. Иосиф был не только прекрасным, но и мудрым, поэтому принял единственно правильное в таком положении решение – немедленно бежать (рис. 8.12). Правда, он оказался недостаточно мудрым, чтобы скрыться, и был брошен в темницу по обвинению в попытке насилия.

Все шутки на тему секса основаны на двойной морали. Как мы уже говорили, многое из того, что для мужчины считается нормальным и даже приветствуется и поощряется, для женщины неприлично или же недопустимо. Рассмотрим следующий исторический анекдот[320].

Римский император Октавиан Август увидел на улице грека, удивительно схожего с ним лицом, и спросил у него: «Твоя мать в молодости бывала в Риме?» Тот ответил: «Нет, мать в Риме не была никогда, а вот отец – тот в Риме жил подолгу».

Эта история смешна, так как в ней Октавиан Август попадает в неловкое положение. Почему же мы считаем его не соответствующим высокому императорскому сану? Потому что образ отца, который в свое время имел внебрачные половые связи, не компрометирует императора, а даже, пожалуй, добавляет блеска его диадеме. Напротив, намек на то, что мать императора была раскованной девушкой и вела рассеянный, праздный образ жизни, может сильно повредить достоинству Октавиана Августа.

 

Рис. 8.12. Прекрасный Иосиф отвергает ухаживания жены Потифара. Мужчина, отклоняющий приглашение женщины, неизбежно навлекает на себя ее гнев. В основе этой психологической закономерности лежит несоразмерный энергетический вклад двух полов в воспроизводство

 

Угроза репутации матери императора усиливается тем, что она подозревается не просто в добрачной или внебрачной связи, а в связи с греком. В Риме того времени подавляющее большинство учителей, врачей, философов, магов, архитекторов и художников были греками (точнее, носителями эллинистической культуры). Презрительное отношение знати к образованным людям усугублялось тем, что Греция уже полтора века была одной из провинций Римской империи. Таким образом, социальный уровень знатной римской девушки был намного выше, чем у любого грека. Связь с нижестоящим для любой женщины, например барыни с кучером, – это уже не просто раскованное поведение, а то, что по-русски называется «махаться на все стороны»[321]. В то же время связи мужчин с женщинами низкого социального ранга воспринимаются окружающими совершенно спокойно, т. е. не являются нарушением моральных или нравственных норм.

Любая женская особь, в том числе и женщина, не может позволить себе транжирить свои яйцеклетки, производя потомство от низкоранговых самцов. Низкий социальный ранг самца означает его невысокую приспособленность, которая, в свою очередь, обусловлена чаще всего неудачной наследственностью. Даже если плохая приспособленность связана со средовыми воздействиями (увечье), то и тогда это означает, что заботиться о потомстве такой самец не сможет. Мужчины же, как и мужские особи других видов, легко могут позволить себе потратить часть своих гамет на оплодотворение и низкоранговых самок.

Для мужчины связь с женщиной, имеющей высокое социальное положение, – это способ повысить собственный социальный ранг. В Древнем Египте тела молодых женщин передавали бальзамировщикам только на третий день после смерти, когда процесс разложения уже заходил достаточно далеко. Этим старались уменьшить вероятность осквернения трупа бальзамировщиками, склонными к некрофилии. И такое же правило действовало в отношении умерших знатных женщин, независимо от возраста и того, насколько болезнь их обезобразила. Высокий социальный ранг женщины значительно увеличивает ее привлекательность как сексуального объекта, несмотря на очевидные физические недостатки.

Рассказывают, что в додревние времена, когда боги запросто общались со смертными, был вхож на Олимп царь Иксион. Он разделял трапезу с богами и даже делал нескромные предложения самой Гере. Ее это возмущало, и она пожаловалась Зевсу, который отнесся к ситуации с юмором. Зевс решил, что, если ухаживания Иксиона станут совсем неприличными, подставить тому призрак Геры, сотканный из облаков. Это было исполнено, и Иксион совокупился с призраком (который потом родил кентавров). Инцидент, к сожалению, не был исчерпан, так как Иксион стал всем рассказывать, что он имел интимную связь с самой Герой, супругой верховного бога!

 

Рис. 8.13. Зевс подставил Иксиону призрак Геры, с которым тот и совокупился. Прикован же к огненному колесу Иксион был не за это, а за то, что хвастался связью с Герой. Связь женщины с мужчиной низкого социального ранга осуждается традиционной моралью

 

Такое поведение – хвастовство – типично для мужчин. В русской сказке «Воробей и кобыла»[322]герой заявляет товарищам: «Полюбила меня сивая кобыла, часто на меня посматривает; хотите ли, отделаю ее при всем нашем честном собрании?» Подобный способ повышения своего социального ранга – намеренная демонстрация доказательств своих любовных побед – осуждается традиционной моралью, так как ведет к снижению социального ранга женщины. Воробей был наказан в комическом ключе, а вот Иксиона приковали к огненному колесу, которое вечно будет вращаться в подземном царстве (рис. 8.13). Очевидно обоснование такого жестокого наказания: хвастаясь своей связью, Иксион снижал социальный ранг супруги верховного правителя и тем самым – самого Зевса.

Репутация женщины, хоть немного, но страдает, если есть свидетели ее увлечения мужчиной. Если же женщина замужем или девица, то свидетели недопустимы. Девственная Артемида однажды все-таки влюбилась. Но, не желая лишаться высокого статуса девственницы, она усыпила прекрасного пастушка Эндимиона, перенесла его на недоступную гору и сходилась с ним только тогда, когда тот спал (рис. 8.14). Таким образом, Артемида не нанесла ущерба своему статусу, так как даже сам любовник не знал о своей связи с богиней. Заметим, что состояние девственности было необходимо Артемиде для ее профессиональных занятий покровительницы диких животных (см. главу 7). Согласно позднему варианту мифа, связь с Эндимионом богиня имела, пребывая в другой своей ипостаси – в образе Селены, богини Луны. Таким образом, репутация Артемиды как непорочной девы была совершенно восстановлена.

 

Рис. 8.14. Артемида навещала любовника, только когда он спал. Отсутствие свидетелей их связи позволило ей сохранить высокий статус девственницы. Золотой полумесяц на лбу указывает на то, что Артемида выступала в том эпизоде своей жизни как богиня Луны – Селена

 

Итак, двойная мораль существует во многих человеческих обществах. Она означает различное, подчас противоположное отношение к одним и тем же формам поведения в зависимости от того, кто действует – мужчина или женщина. Мы видим двойственное отношение к их поступкам и в античной мифологии, и в современном европейском обществе. Основа такой двойственности – в огромной диспропорции энергетических затрат двух полов на воспроизводство.

 


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 475 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.009 сек.)