АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Субъективизм контролируемости у типов А и Б

 

Стресс – это не что, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем.

Ганс Селье

 

Около 100 лет назад в Антарктике судно «Дискавери» оказалось затертым льдами. Провизия была на исходе, помощи ждать было неоткуда, и команду охватила апатия. Неизбежно появилась цинга – биологическая маска депрессии. Только два человека не страдали от цинги – Руаль Амундсен и лейтенант (еще не капитан) Роберт Скотт. Они, не считая ситуацию неизбегаемой, организовали команду, стали рубить лед и вывели корабль в открытые воды.

Это пример того, как неконтролируемую ситуацию можно превратить в контролируемую и исключительно путем ее субъективного восприятия избежать развития депрессии. Таким образом, хотя все психические процессы разворачиваются на фоне биологических, а биологические закономерности первичны по отношению к психическим, такой субъективный процесс, как оценка ситуации, может поменять не только поведение, но и физиологические последствия стресса.

Значит ли это, что в некоторых случаях психологические законы приоритетны по отношению к биологическим? Разумеется, нет. Совершенно очевидно, что для восприятия сложной ситуации как контролируемой нужно быть носителем психологического типа А. Типы А и Б определяются типом нейрогуморальной организации, которая, в свою очередь, обусловлена генотипом. В специально поставленных экспериментах не удалось «перевоспитать» крыс с врожденным типом Б. Таким образом, бороться с неконтролируемым стрессом, воспринимая ситуацию как контролируемую, может только человек или животное с поведенческим типом А. В этом случае результат, может быть, будет достигнут. Условия, при которых ситуация становится субъективно контролируемой, показаны на рис. 6.16.

 

Рис. 6.16. Условие субъективного восприятия стрессорной ситуации как контролируемой.

В реальной жизни поведенческий акт разбивается на несколько блоков, каждый из которых состоит из двигательного акта, сопоставления полученного результата с ожидаемым и эмоций, отражающих степень соответствия полученного промежуточного результата с запланированным. Для поведенческого типа А характерно отсутствие этапа оценки промежуточного результата. Поведение животных и человека, обладающих стилем приспособления А, лишено пластичности – они реализуют присущий им стиль поведения, несмотря на изменяющиеся или, напротив, не меняющиеся обстоятельства. После того как решение принято, запущенную программу действий уже нельзя остановить. Отсутствие оценки текущей информации после начала двигательного акта – неотъемлемая часть поведенческого стиля А. Такая ригидность поведения оказывается спасительной для людей и животных с поведенческим типом А, когда они оказываются в очень сложной ситуации. Эта стратегия поведения часто приводит к гибели особей такого психологического типа, но у них не формируется выученная беспомощность, т. е. депрессивное состояние

 

Как известно, для удовлетворения возникшей потребности в рамках мотивации формируются программа действий и образ конечного результата, с которым сопоставляется реально достигнутый результат. При несовпадении его с ожидаемым возникают отрицательные эмоции, для уменьшения которых человек или животное вносит поправки в программу действий и снова выполняет двигательный акт.

 

Субъективное восприятие ситуации как контролируемой позволяет избежать выученной беспомощности и депрессии даже при действии объективно неконтролируемого стрессорного воздействия

 

Если ряд последовательных поправок не делает программу действий эффективной, т. е. конечный результат так и не достигнут, ситуация оказывается неконтролируемой, что приводит к развитию выученной беспомощности. В любой популяции часть особей – носителей психологического типа А оказывается устойчивой к фактору неконтролируемости. Для представителей этого типа, реализующих свою суетливую стратегию приспособления, ситуация оказывается субъективно контролируемой, несмотря на то что они не могут добиться даже приблизительного совпадения получаемого результата с идеальным конечным результатом.

Герои Джека Лондона, например, постоянно идут наперекор судьбе, т. е. реализуют стратегию поведения, присущую психологическому типу А. Капитан, несмотря на встречный шторм и угрожающую бунтом команду, упрямо идет к цели («Держи на Запад!»[214]); золотоискатели, несмотря на мороз, болезнь, голод и стаи волков, идут через тайгу («Белое безмолвие»[215]); торговец, несмотря на тысячи враждебных туземцев, выходит на утлой лодочке в океан («Ату их, ату!»[216]). Поэтому о типичном герое Джека Лондона можно сказать словами одного из персонажей его рассказов: «Белого человека можно убить, но его нельзя победить. Он будет сражаться, даже не зная, что он уже побежден». В биологических терминах эта мысль может быть сформулирована следующим образом: в сложной стрессорной ситуации ригидное поведение носителей психологического типа А предотвращает развитие выученной беспомощности, формируя субъективное восприятие ситуации как контролируемой.

Поведение типа А, т. е. упорная реализация поведенческой программы, несмотря на пессимистические прогнозы и очевидно низкую продуктивность, эффективна не только в условиях, сопряженных с угрозой гибели. Яркий пример ситуации, требовавшей креативной деятельности, в рамках которой оказалось эффективным ригидное поведение, – восстановление архитектурных памятников после войны. Фотографии, сделанные в 1945 г. в Царском Селе, Петродворце, Павловске и Мюнхене, свидетельствуют о том, какая колоссальная, неподъемная задача стояла перед реставраторами. Подобными проектами, завершение которых требует усилий не одного поколения специалистов, всегда руководят люди психологического типа А, потому что их не подавляют масштабность задачи и отдаленность успеха.

Очень важно то, что субъективный, т. е. психологический, фактор может влиять на биологические закономерности. Хороший пример – рассказ Джека Лондона из серии северных рассказов «Ошибка Господа Бога»[217]. В нем описано, как во время зимовки в маленьком поселке возникла эпидемия цинги, которая часто сопутствует депрессии. Появившийся Смок Беллью нашел запасы сырого картофеля, силой стал вливать больным его сок и поставил на ноги весь поселок.

С точки зрения прямолинейного биологизма рассказ кажется непонятным. Даже если жители поселка и не знали, где хранятся запасы картофеля, который действительно очень богат витамином С, то у них был под рукой другой источник витамина С – хвоя. Именно из нее получали витамин С в блокадном Ленинграде. Тем не менее депрессия, сопутствуемая цингой, поразила все население.

Обратите внимание, что в рассказе Джека Лондона цинга приняла характер эпидемии. Это биологически достоверно, так как депрессивные больные обладают свойством индуцировать депрессивное состояние у других людей. Этот эффект малозаметен в обычном обществе, но в изолированных сообществах депрессии часто имеют эпидемический характер.

Таким образом, жители поселка спаслись не благодаря тому, что нашелся сырой картофельный сок, а потому, что появился представитель психологического типа А, который в безнадежной – для всех прочих – ситуации стал искать выход.

Итак, с одной стороны, носители психологического типа А могут приспособиться к сложной ситуации, воспринимая ее как контролируемую. Но, с другой стороны, они подчас страдают, субъективно воспринимая ситуацию как неконтролируемую (рис. 6.17). Примерами могут служить биографии самого Джека Лондона и капитана Скотта.

 

Рис. 6.17. Фактор контролируемости – субъективное понятие. Особи психологического типа А могут воспринимать ситуацию неизбежной угрозы как контролируемую, упорно реализуя стратегию поведения «что-то делать» и не обращая внимания на бесплодность усилий. Для представителей типа Б, наоборот, пагубной оказывается ситуация, которая вынуждает их изменить окружающую среду – физическую или социальную, вместо того чтобы, используя свою стратегию поведения – затаивание, приспособиться к произошедшим изменениям

 

Джек Лондон, постоянно описывая не просто носителей типа А, а его успешных представителей, сам не смог успешно реализовать присущую им стратегию поведения. При походе на Клондайк он обморозился на первом же перевале и попал в больницу. Наслушавшись старательских баек, Джек Лондон написал цикл северных рассказов, но в реальной жизни потерпел поражение.

В поездке по островам Южных морей его свалила тяжелая тропическая лихорадка. Случилась та же история: шесть месяцев он провалялся в госпитале, но в результате появились не только «Сказки южных морей»[218], но и ощущение, что он потерпел поражение из-за драматического несоответствия самого себя своим же литературным персонажам.

Разбогатев, Джек Лондон купил дом, в котором разыгралась история, которую он потом представил в «Маленькой хозяйке большого дома»[219]. Измена жены – это поражение в социальном конфликте.

 

Реализация стратегии поведения, которая не обеспечена врожденным физиологическими механизмами, приводит к неблагоприятным для организма последствиям

 

Накопление негативного опыта неудач во всех этих ситуациях привело к тому, что, несмотря на огромную популярность у читателей и издателей, Джек Лондон покончил с собой в возрасте 40 лет.

Капитан Скотт наконец достиг Южного полюса, но увидел там норвежский флаг. Руаль Амундсен опередил его на несколько недель. Экспедиция капитана Скотта погибла на обратном пути, на расстоянии всего 11 миль от базового лагеря. В литературе описаны многочисленные ошибки в организации этой экспедиции (например, распаявшиеся из-за мороза баки с горючим), которые и привели к ее гибели. Однако, скорее всего, поражение в главном состязании его жизни – гонке к Южному полюсу – было воспринято капитаном Скоттом и его товарищами как абсолютно неконтролируемая ситуация. Это вызвало депрессию с многочисленными болезненными соматическими проявлениями (они описаны в дневниках членов экспедиции) и повлекло за собой гибель экспедиции.

Таким образом, чтобы успешно переживать стрессорные ситуации, необходимо не только оценить ситуацию как контролируемую либо как неконтролируемую, но и знать собственный психологический тип. Не следует забывать, что наибольшее приспособительное значение имеет не та или иная стратегия сама по себе, а способность выбирать ее применительно к обстоятельствам, т. е. пластичность поведения.

 

Приспособительные возможности организма определяет не та или иная стратегия, а пластичность поведения

 

Настоящий поведенческий талант выражается в том, чтобы отказаться от стиля, который неоднократно приносил тебе успех и которым ты овладел в совершенстве. Как правило, сам человек на это неспособен и поэтому должен просить помощи: «Господи! Дай мне силы справиться с тем, что я могу изменить, смирения – претерпеть то, что я изменить не в силах, и мудрости – отличить одно от другого»[220].

В заключение обратим внимание на важное практическое следствие: распространенное мнение «победителем быть хорошо, а побежденным – плохо» биологически неоправданно. Все зависит от психологического типа данного человека или животного. Особенно важно то, что представители типа Б в человеческой популяции составляют большинство. К этому выводу первыми пришли философы, анализируя природу человека. У таких очень разных авторов, как, например, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Э. Фромм, мы находим сходный вывод: большинству человечества (массовому человеку, среднему человеку и т. п.) свобода не нужна. А ведь свобода – это контролируемые условия существования. Если возможность контролировать ситуацию неблагоприятно сказывается на самочувствии и здоровье субъекта, значит, он приспособлен к противоположной ситуации, в которой оптимальной будет стратегия затаивания.

К выводу о преобладании людей со склонностью к пассивно-оборонительным реакциям в неблагоприятной обстановке пришел советский генетик С. Н. Давиденков.

 

Большинство людей имеет врожденную склонность к реакции затаивания, т. е. принадлежит к поведенческому типу Б

 

Проводя исследования по медицинской генетике, он обнаружил, что поведенческий тип Б наследуется по доминантному типу. Иными словами, в потомстве родителей, один из которых принадлежит к типу А, а другой – к типу Б, будут преобладать представители последнего. Следовательно, в человеческой популяции в целом бόльшую часть составляют люди с врожденной склонностью к реакциям затаивания при неблагоприятных изменениях условий существования.

По доминантному типу, как правило, наследуются признаки, которые увеличивают адаптивные возможности организмов (если бы доминировали признаки, снижающие способность приспосабливаться, их носители вымерли бы, и популяция исчезла). Таким образом, биологическая эволюция, в частности эволюция человека, свидетельствует о высокой ценности пассивной стратегии приспособления, характерной для психологического типа Б.

 

 


Дата добавления: 2016-06-05 | Просмотры: 504 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)