АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Затемненная комната: вдали большая кровать, перед ней колыбелька, в которой находятся два медвежонка.
Детские рассказы в основном сводятся к следующему: ребенка интересует, что происходит между родителями на кровати. Эти истории отражают связь между догадками, наблюдениями, смущеньями, эмоциональную путаницу со стороны детей. Два малыша в колыбели приводят к темам о взаимодействии и взаимоисследовании ими друг друга.
Картинка 6
Темная пещера с двумя неясно очерченными фигурами медведей - дальний план. На переднем плане - лежащий медвежонок,
Картинка вызывает в первую очередь истории, касающиеся отношений между родителями. Она используется в дополнение к картинке 5, поскольку практический опыт показывает, что картинка 6 чаще всего расширяет и дополняет ответ, который был дан ребенком в предыдущем случае. Во взаимоотношениях ребенка с родителями может отчетливо проявиться его ревность. Ответы на картинки 5 и 6 могут также выявить и проблемы ребенка, связанные с мастурбацией.
Картинка 7
Тигр с выпущенными когтями и клыками прыгает на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе.
В рассказах детей наиболее часто представлен страх агрессии и способы его предупреждения. Тревога ребенка, рассматривающего эту картинку, часто бывает очевидна. Она может быть настолько велика, что приводит к отвержению картинки, или же защита может выражаться в сведении данной ситуации к какой-нибудь безвредной истории. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко вызывают проекцию страхов кастрации.
Картинка 8
Две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. Одна взрослая обезьяна (на переднем плане) разговаривает с маленькой обезьяной.
Чаще всего рассказы детей связаны с проекцией их места в системе семейных взаимоотношений. Интерпретация ребенком главной обезьяны (на переднем плане) как фигуры отца или матери становится важной в связи с его восприятием ее (фигуры) как доброй, запрещающей или советующей, предупреждающей.
Картинка 9
Через открытую дверь освещенной комнаты видна темная комната. В темной комнате - детская кроватка, в которой сидит кролик и смотрит через открытую дверь.
Типичные рассказы детей касаются боязни темноты, страха оставаться одному, ухода родителей, любопытства по поводу того, что происходит в другой комнате.
Картинка 10
Щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внешневыраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.
Картинка обычно приводит к рассказу на тему "Преступление и наказание", проявляется кое-что из области моральных представлений ребенка. Тема умения следить за собой также часта, как и тема мастурбации. Данная картинка, по сравнению со всеми остальными, позволяет наиболее точно выявить регрессивные тенденции.
Интерпретация.
Для облегчения интерпретации и анализа "Детского апперцептивного теста" автор метода предлагает (L. Bellak, 1975) изучение 10-ти следующих переменных с занесением результатов в специальный бланк (см. приложение 1):
Основная тема
Прежде всего представляет интерес, как ребенок взаимодействует с содержанием картинок, что он выделяет, почему все это приводит к такому, а не другому рассказу (или интерпретации). Выдвигаемые предположения будут более надежными, если обнаруживается какое-то общее направление, общие тенденции в нескольких историях. Например, если главный герой нескольких историй описывается как голодный и вынужденный прибегнуть к воровству, чтобы удовлетворить свою потребность, то возможно предположить, что данный ребенок поглощен мыслью о недостатке, например, пищи или внимания, уважения и т. д. В своих желаниях он стремится получить то, чего ему не хватает. Далее интерпретация связана с определением общих тенденций в манерах поведения.
Иногда рассказ имеет несколько тем, тесно и сложно взаимосвязанных. Авторы метода обнаружили, что у маленьких испытуемых (3-4 года) тема обычно очень проста.
Главный герой
Основное допущение, стоящее за рассказами - это то, что история, которую рассказывает испытуемый, в сущности, о самом себе. Поскольку в истории может участвовать несколько людей, то появляется необходимость выявить, с каким лицом испытуемый в основном идентифицирует себя. С этой целью следует установить несколько объективных критериев для дифференциации героя от других фигур: герой - это лицо, о котором в основном составлен рассказ. Он близок к испытуемому по возрасту и полу, события рассказа рассматриваются с точки зрения героя. В том случае, если в рассказе присутствует больше одного героя, испытуемый может идентифицировать себя или с обоими, или сначала с одним, а потом с другим.
Встречаются и отклонения, заключающиеся в том, что субъект может идентифицироваться с героем противоположного пола. Такие идентификации очень важно заметить. Иногда фигура, с которой испытуемый идентифицирует себя, вторична по важности в рассказе, что может являться отражением глубоко подавленных подсознательных установок испытуемого. По-видимому, интересы, желания, недостатки, наклонности и способности, которые имеются у героя - это все то, что имеет испытуемый или чем он хочет обладать, а возможно, и страх перед вероятностью обладания чем-то.
Важно оценить адекватность поведения героя, то есть его способность реагировать на различные обстоятельства адекватным (для общества, в котором он живет) способом. Адекватность героя служит лучшей мерой силы Эго - показателем собственной адекватности испытуемого в различных ситуациях. Исключения составляют истории, в которых происходит замещение желаемого действия. В таких случаях тщательное исследование обычно выявляет реальные противоречия в рассказах ребенка, где неадекватность очевидна. Например, когда герой - могущественный лев, но ему не нравится его собственное тело, и в конце концов он может быть счастлив только отказавшись от своего всемогущества.
Представление о себе. Здесь имеется ввиду представление испытуемого о своем теле, о своем внешнем виде и социальной роли. Шильдер впервые описал телесный образ как картину собственного тела в уме. Например, рассказывая о своем теле, испытуемый говорит: "У него было некрасивое тело", а затем продолжает рассказ, говоря, каким бы он хотел видеть свое тело, на какой воображаемый образ он хотел бы походить, а именно: быть "большим", "сильным", "всемогущим".
Дата добавления: 2016-06-06 | Просмотры: 578 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
|