АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Вынашивание (беременность)

Прочитайте:
  1. Вынашивание (беременность)
  2. Вынашивание (беременность)
  3. Невынашивание беременности
  4. НЕВЫНАШИВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ
  5. Невынашивание, искусственное прерывание беременности и связанные с ними психологические проблемы
  6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТКАМ С НЕВЫНАШИВАНИЕМ БЕРЕМЕННОСТИ
  7. Привычное невынашивание
  8. Привычное невынашивание беременности

Осложнения в физиологическом течении беременности здоровой женщины чаще всего связаны с психологическими причинами. Эти причины мы уже обсудили, они касаются личностной неготовности или незрелости мотивации рождения ребенка.
Как проявляется такая неготовность во время беременности?

Она может обнаружиться уже в тот момент, когда женщина узнает о своей беременности. О неготовности принять свою новую роль и перемены в жизни свидетельствуют те переживания, которые в этом случае возникают. Бывает, что устойчиво держится чувство тревоги, даже страха, которые интерпретируются как опасения за исход беременности, особенно если прежде в беременности были осложнения. Иногда может возникнуть ощущение крушения надежд, безысходности. Бывает такое, что женщина, узнав о беременности, плачет несколько дней, сама не понимая, почему. Возможны резкие перепады от необузданной радости до панического страха, депрессивного состояния или раздражения, даже гнева, которые могут сменять друг друга неоднократно даже в течение одного дня. Может быть и чувство бурной, эйфорической радости, которое держится долго, не перемежаясь никакими другими эмоциями. Все это говорит о том, что наступившая беременность представлялась как долгожданная и необходимая, пока была «в проекте», а оказавшись лицом к лицу с неотвратимостью изменения себя и своей жизни, женщина вдруг осознает (или просто переживает) все значение и глубину этого события, и это вызывает в ней неожиданный для самой себя отклик. Так мы храбримся перед стартом, намериваясь осуществить прыжок в неизвестность и предвкушая победу. Но вот перед нами глубина, и надо прыгать, и сердце замирает, и хочется повернуть назад, отказаться от этого, но уже нельзя - назад дороги нет. И мы летим вперед, зажмурив глаза, в неизвестность... Какие чувства обуревают нас в эту минуту, пока мы не почувствуем, что уже стоим на дороге, на которой есть много нового, но и знакомого и родного - немало? Эта «почва под ногами» появится тогда, когда начнутся изменения в самочувствии, в самом теле женщины. А пока - только «затяжной прыжок». Конечно, описанные переживания отражают недостаточность реальных представлений о будущем и неготовность к их принятию (в этом случае некритически эйфорическое состояние служит своеобразной защитой от осознания грядущих перемен). Однако, лиха беда начало. И только от нас зависит, чтобы на этом беда и закончилась. Нередко так и бывает: пережив этот первый стресс, женщина принимает новую ситуацию и постепенно с ней свыкается. А там обнаруживаются и положительные стороны перемен в жизни, и все входит в нужную колею. Если же этого не происходит, то дальше, на самой дистанции, возникают и другие неприятности.

В первом триместре возможны слишком сильные неприятные физические ощущения, которые буквально не дают жить. Или, напротив, их полное отсутствие: пока живот не вырастет и не станет всем заметен, никто и не подозревает о беременности, и сама женщина чувствует себя, как обычно. Кстати, и размеры живота в этом случае могут быть меньше, чем ожидалось бы по срокам беременности. При чрезмерно выраженном переживании все симптомов беременности эмоциональное состояние может быть сниженным, даже депрессивным в течение всех первых месяцев, а иногда это затягивается и на вторую половину беременности. Тоже самое касается плаксивости, резкой беспричинной раздражительности, даже агрессии. Участливые и сочувствующие обращения близких (и чужих тоже) раздражают, а их невнимание, напротив, угнетает. В других случаях женщины становятся чрезмерно требовательны к окружающим, не переносят небрежного обращения, даже простую забывчивость или задумчивость трактуют, как причину для длительных слез и обид. К концу беременности такое состояние усиливается. В случае некритической постоянной радости, когда женщина даже видимые симптомы нарушения течения беременности как бы не замечает, к концу беременности возможны неожиданные осложнения, появляется страх, непонимание ситуации, чувство несправедливого наказания. Если женщина не замечает изменений в самочувствии, эмоциональном состоянии, интересах в течении беременности, чувствует себя как обычно, стремится работать или учиться «до последнего дня», не изменяет своих привычек, даже если они не на пользу развитию ребенка, вообще не интересуется ничем, связанным с беременностью и будущим малышом - это тоже говорит о не складывающихся пока отношениях со своим новым положением.
При таком отношении к беременности у женщин может быть своеобразное переживание шевелений ребенка. В одних случаях они часто чувствуют боль и неприятные ощущения при движении ребенка, в других - вообще почти ничего не ощущают. Часто не могут объяснить, есть ли разница в шевелениях ребенка, не понимают, в каком состоянии он сейчас находится, что ему надо. Основная их задача состоит в том, чтобы устранить эти ощущения. Им кажется, что ребенку хорошо только тогда, когда он не шевелится, и они быстро осваивают способы этого добиваться. Несвоевременная же (с из точки зрения) активность ребенка может мешать или раздражать, хотя периодически ощущается как приятная и интересная. В других случаях женщины каждое движение малыша расценивают, как свидетельство его неблагополучия, с тревогой расспрашивают всех, как и сколько раз в день он должен двигаться, пытаясь определить, нет ли нарушений в его развитии. При этом чутко ловят все «отрицательные» высказывания врачей и других людей, абсолютно игнорируя положительные. Если малыш не проявил себя в «положенное время», пытаются вызвать его на контакт, опасаясь за ход его развития (причем безо всяких на то оснований).

Почему так бывает? Чаще всего это связано с тем, что рождение ребенка призвано решить какие-то жизненные проблемы самой матери: укрепить (или даже создать) семью, спастись от одиночества, «быть как все», доказать себе и другим свою взрослость и состоятельность как женщины, возможно - испытать себя «на прочность» или получить новый опыт, необходимый для полноценного развития своей личности. В данном случае цель явно не оправдывает средства: ведь решив эти проблемы мамы, ребенок сам потребует огромных затрат, и физических, и психических. О том, что будет, если проблемы не разрешаться, догадаться не трудно: к нерешенным прибавится еще одна - сам ребенок в сопровождении ощущения своей неудачи и несостоятельности. А иногда возникает просто безвыходная ситуация: прерывать беременность нельзя по медицинским показаниям, вся семья ждет не дождется - невозможно обмануть их надежды, или «сроки поджимают» - возраст уже, увы... Может быть и такое, что ребенка очень хочется, но беременность, роды, кормление - слишком тяжелое испытание для непрочного здоровья или незрелой личности будущей матери. Ну, и конечно, бывают «объективные» причины: например, неожиданное изменение в семейной ситуации, которые нельзя ни предотвратить, ни изменить. Все это явно не украшает длинный путь вынашивания ребенка, и ноша становится не в радость, а в тягость. Хорошо еще, если будущий папа больше подготовлен к новой жизни. А если нет? Это еще больше усугубит ситуацию.
Неготовность папы к появлению ребенка проявляется прежде всего в том, что ему все перемены в состоянии жены кажутся «ненормальными». И уж конечно, не интересными и не заслуживающими с его стороны изменений в своей жизни и отношении к будущей маме. Ему кажется, что пока ребенка еще нет «наяву» и не надо тратить на него время и силы, нет надобности и изменять что-то в отношении к беременной женщине. Претензии жены и требование большего внимания, особенно в начале беременности, раздражают, а позднее - надоедают. Но возможен и совсем обратный вариант: папа становится в позицию надсмотрщика и диктатора, который лучше знает, что и как делать, причем не ориентируясь на переживания самой женщины, часто руководствуясь сведениями из книг и предписаниями врачей и других специалистов, жестко и некритично их придерживаясь. Это происходит от недостаточного доверия к женщине, да и к самому себе и к миру в целом. Такие разные реакции будущих отцов можно понять: их жизнь меняется не менее решительно, чем жизнь женщины. Но при этом у них нет реальной опоры на изменения своего тела, да и вообще беременны-то не они, их «перерождение» природа здесь никак не поддерживает. Это очень не просто - участвовать в том, чего не можешь пережить сам. Поэтому нередко возникает и такая ситуация: будущий отец явно осознает, что с супругой происходит нечто очень важное, но что именно, ему не понятно. Ведь изменения возникают не только в физическом облике, но в настроении, реакциях на внешний мир, переживаниях, отношении к нему (мужу) самому. Причем эти новые особенности появляются раньше видимых изменений во внешнем облике. Женщина становится другой, новой, незнакомой. А ее погруженность в себя и свои новые переживания расцениваются как отдаление, недоступность, отгораживание от вторжения в свой внутренний мир, этакая тайна за семью печатями. Не каждый мужчина готов к таким переменам. Несомненно, папы во время ожидания рождения ребенка (да, для них это именно ожидание, а не активная деятельность, как для женщины) тоже проходят свой путь изменения, но у них этот путь свой, во многом (а может быть, во всем?) отличный от материнского.

Роды
Готовность к родам обнаруживается уже в самом процессе родов и проявляется в состоянии женщины, ее переживаниях, способности регулировать свое поведение, контролировать ситуацию. Можно обозначить несколько вариантов отношения женщины к родам, которые проявляются в самих родах и сохраняются позднее в воспоминаниях, которые отражают недостаточную психологическую готовность к этому важному этапу родительства. Они могут быть выражены несколькими обобщающими «формулами».

При настрое на роды, как способ самореализации, ожидании от самого родового процесса переживаний высшего блаженства (духовного слияния с высшей энергией космоса, актуализации своей творческой сущности, настрой на «сладостные» или «счастливые» роды и т.п.), или при описанном выше защитном игнорировании трудностей этого процесса (некритически эйфорическое состояние в беременности и перед родами) - реальные переживания в родах, длительность и сила физического и психического напряжения, боль в схватках (которая от неожиданности кажется гораздо сильнее, чем могла бы быть), обстановка роддома, вдруг возникающие непредвиденные «повороты событий» (особенно при домашних родах), отношение врачей, поведение партнера и т.п. - расцениваются как «суровое, незаслуженное наказание». Радужные ожидания не оправдались, надо работать изо всех сил и терпеть боль, справляться с возникающими трудностями, «выходить» без потерь из явно не сложившейся ситуации (когда тут вместо ярких положительных впечатлений - мучающиеся или паникующие другие роженицы, не налаживается взаимодействие с врачами и партнерами и т.п.). В подобных случаях у женщины возникает паника, желание отказаться от продолжения процесса родов, который представляется бесконечным, ей кажется, что больше она не вытерпит и конечно не сможет «дойти до конца». В такой ситуации роженица не может сосредоточиться на действиях медицинского персонала и других участников и принять предлагаемую ими помощь.
При тревожном переживании беременности, страхе за свою несостоятельность, неготовность справиться с трудностями родов, неуверенности в поддержке и помощи специалистов женщина заранее настроена на то, что роды - это тяжелое, почти непосильное испытание, которое, однако, неотвратимо и даже «положено» пережить. Такая необходимость переживается как «страшная кара за грехи» (свои собственные и всех, кто имеет к этому событию отношение: мужа, своих родителей, всего человечества, наконец). В подобных случаях, в зависимости от того, какую меру наказания женщина способна вынести, она будет либо «терпеть и мучиться» (но не активно работать в родах), либо ее состояние будет сходно с описанным в предыдущим варианте.

Сходным образом переживаются роды, когда женщина относится к ним, как к необходимости «выстрадать награду». Так переживают роды женщины, для которых имеет ценность только то, за что приходится много платить (в данном случае - муками родов). То, что достается легко - обесценивается в их глазах. В будущем им также необходимо «страдать» во имя ребенка, только тогда они чувствуют, что выполняют свой материнский долг. При конфликтах с подрастающими детьми их главный аргумент: «Я так мучалась, когда тебя рожала, всю жизнь и здоровье на тебя положила, а ты...». Такие сверхзатраты могут быть адресованы не только ребенку, но и другим близким, которые должны оценить усилия матери и отплатить ей за это (заботой, любовью, сочувствием, признанием, прощением, а иногда и материальными благами). Во время родов женщина с таким внутренним настроем также, как и в предыдущем случае, может оказаться в ситуации, когда страдания родов окажутся для не чрезмерными, а вознаграждение - не стоящим их.
При неустойчивом, противоречивом (амбивалентном) отношении к беременности и будущему ребенку у матери часто возникает чувство вины за свои «неправильные» с ее точки зрения переживания. И муки родов могут стать для такой женщины своеобразным оправданием этих чувств: ведь, как ей представляется, она боится и не хочет именно этих страданий, а вовсе не появления ребенка и сопутствующих этому изменений в своей жизни. Возможен и другой вариант: этакое «самобичевание» за то, что долго не хотела обременять себя ребенком, делала аборты, недостаточно «правильно» относилась к мужу, своей матери, другим своим детям. Тогда возникает отношение к «родам как искуплению вины». Страдания воспринимаются как должное и даже необходимое состояние, которое и не надо уменьшать. Но чувства удовлетворения такой процесс обычно не приносит. К тому же, пропадает главный смысл родов: результатом становится не рождение ребенка за счет активной работы матери, а снятие своей вины. После таких родов возможно чувство опустошенности и непонимания того, что же будет дальше? Искупление состоялось, но это обращено в прошлое и никак не связано с будущим - самим ребенком. Хорошо, если роды прошли благополучно и сам ребенок - чудесное, здоровое и крепкое создание. Тогда он может стать наградой за испытанные муки. А если нет? Тогда вина еще не искуплена и этот процесс надо продолжать. Но теперь средством искупления становится сам ребенок... И наказание может оказаться слишком суровым и уже несправедливым.
Если вина была слишком тяжела (конечно, представление о такой вине и ее оценка -исключительно индивидуальное переживание у каждого человека), то роды могут расцениваться как «недостаточно суровое наказание». Когда такое состояние возникнет в самом процессе родов, то дальнейший их ход может стать непредсказуемыми. Однако, чаще впечатление о недостаточности страданий в родах возникает уже после их окончания. В этом случае искупающие муки должны продолжиться, и также, как и в предыдущем, средством вновь оказывается ребенок. Проявляться это может в том, что мать в дальнейшем жертвует всем для здоровья и счастья малыша, не задумываясь о том, есть ли в этом необходимость. Ведь смысл в искуплении своей вины, а не в пользе для самого ребенка. Все оценивается только с этой точки зрения. Но внешне должна быть причина такой самоотверженности матери: ясно ведь, что здоровый физически и психически и успешный в жизни, послушный, честный и вообще «положительный» ребенок не доставляет страданий матери, и она не нуждается в сочувствии и оправдании. А что из этого получается, догадаться несложно.
При настрое на роды, как способ самореализации и доказательства себе и всему миру (или его отдельным «частям» в виде мамы, мужа, старшей сестры и т.п.) своей женской и личностной состоятельности возможен, разумеется, и «положительный» - то есть ожидаемый - результат. Все сложилось, как надо: в меру пострадала и поработала, пережила экстаз «слияния с космосом», проверка «на прочность» получила высшую оценку (свою и других). Основное чувство после таких родов: «Ура, я добилась своего». Это один из самых сложных вариантов, так как вроде все хорошо, но на поверку оказывается, что рождалась в этом процессе только сама женщина, да и то не как мать, а как личность. А ребенок остается на «обочине» ее светлого пути самореализации. Женщина постоянно вспоминает и рассказывает другим, что пережила она и как этого добилась, и теперь готова со всеми поделиться своим опытом и даже убеждать других, что именно так все и должно быть. Но вот ребенка во всем этом как-то не видно. В крайнем случае, впечатления матери от «завершающего акта» прикладывания новорожденного к груди, когда «круг замкнулся» и она оказалась на вершине счастья и блаженства. В подобных случаях и каждый следующий этап развития ребенка расценивается как достижение матери, свидетельство ее успехов и совершенствования. А малыш должен все это оправдать, то есть на самом деле сделать сам: ведь развивается и растет именно он, но награда все равно достается матери.

Однако, не всегда радужные надежды оправдываются. По ходу родов может оказаться, что задача сложнее, чем ожидалась. Тогда роды - это «кошмар и позор, которые необходимо забыть». Женщина может испытывать стыд за свою несостоятельность, страх потери контроля над собой и ситуацией. В таких случаях роженица слишком озабочена тем, как она выглядит, насколько соответствует ее поведение «социально одобряемому» или тому, которое «выучивала» при подготовке к родам, с тревогой ловит в глазах врачей и других участников родов осуждение или одобрение. Все это, во-первых, мешает ее сосредоточенной и активной работе в родах, а во-вторых, оставляет после себя глубокое чувство вины и неудовлетворенности. Понятно, что все это к основному результату - рождению ребенка - никакого отношения не имеет.

Встречается и такой вариант, когда роды расцениваются как «рядовое, малозначимое событие». Хорошего в нем ничего нет (условия больничной палаты, боль, грязь, чужие люди и т.п.), но потерпеть можно, ведь деваться некуда. Подобное отношение может возникать еще в беременности и сохраняться после родов. Женщины с таким настроем совершенно не склонны к активному участию в родах, предпочитают медикаментозное обезболивание, обязательно участие специалистов «высшего класса» и возможность «хорошо отдохнуть» после родов, не спешат приступать к уходу за ребенком, возлагая эти обязанности на персонал роддома. Такое отношение обычно сопровождает беременность, которая наступает в результате рационального расчета и призвана решить не связанные с ребенком проблемы матери.
Как видно, в этих случаев может обнаруживаться как несоответствие ожиданий и реальных переживаний в родах, так и их полное совпадение. Главным «показателем» недостаточной готовности женщины к родам служит то, что оказывается основным результатом родов: рождение ребенка и его состояние, или не связанные с этим причины и последствия. Конечно, обычно такое «отклонение» в целях родов женщина не осознает полностью. Проявляется это в неудовлетворенности, тяжелом осадке, стремлении се время возвращаться к воспоминаниям о родах, или, напротив, избегать их, а также в том, что из всего родового процесса как-то выпадает ребенок, ему не остается места в представлениях, реальных переживаниях и воспоминаниях женщины.

Разумеется, готовность к родам мы ожидаем не только от мамы, но и от папы. И он также может оказаться не совсем в «боевой готовности» (хотя правильнее было бы сказать - в рабочей готовности). Для будущих отцов характерны два крайних варианта «неготовности к родам». В одних случаях они полностью устраняются от этого события, аргументируя тем, что роды - дело женское, они сами знают (или подготовлены природой), что делать, а остальное возлагается на специалистов. Чаще всего это своеобразный уход от участия в столь важном событии, защита от всего пугающего и непонятного, что с ним связано. Не секрет, что жизнь и смерть - понятия неразрывные. И то, что имеет начало, автоматически предполагает конец. Женщина в родах занимает активную позицию, с ней происходят ощутимые (да еще какие!) события, ей не до того, чтобы углубляться в философию, а кроме всего прочего активная созидательная работа не оставляет места для мыслей о том, что результат этой работы конечен в своем существовании. Наоборот, это лишь начало пути длинной в целую жизнь. А вот сознание мужчины во время родов свободно от его телесных переживаний, он острее чувствует «связь времен и событий». Возможно, для него эта связь слишком очевидна (что зависит от его собственного жизненного опыта), и в этом случае участие в родовом процессе, где он не может ничего изменить, не владеет ситуацией - может оказаться слишком тяжелым испытанием. Мужчина, в отличие от женщины, которая в родах сама рождается как мать (а не как ребенок), скорее ставит себя на место рождающего ребенка, переживая это событие как начало своей жизни, которое, как ни крутись, есть начало пути, имеющего конец. Да и эмоциональная насыщенность момента, выраженность борьбы за жизнь (со стороны матери, самого ребенка и всех присутствующих) способствует таким переживаниям. Поэтому таким будущим папам хочется «держаться от родов подальше». Конечно, сами они это объясняют по-разному, иногда привлекая в качестве аргумента эстетические соображения, страх крови, медицинских учреждений, стеснительность и вообще неуместность своего присутствия. Причиной отстраненной позиции могут быть также неумение оказать поддержку и помощь, непонимание необходимости для женщины такого участия.
В других случаях папа, наоборот, готов взять все на себя, контролировать весь процесс, не доверяя это ни самой женщине, ни медицинскому персоналу. Это тоже следствие непонимания и страха перед родами, во многом сходное в своих причинах с предыдущим вариантом. Но способ «разрешения проблемной ситуации» будет прямо противоположный: все делать самому, и делать активно. Пассивность невозможна, так как нагнетаются тревога и неуверенность, которые можно «заглушить» только прямым и директивным участием. Возможны и сочетания обоих позиций. Проявляются они в том, что папа «начинает за здравие» (участвует в подготовке к родам, ходит с мамой на занятия, все конспектирует и разучивает упражнения и т.п.), а перед решающим событием вдруг понимает, что не может в нем участвовать. Обычно появляется «объективная причина», которая может быть любой. Некоторые папы все же решаются на последний шаг. Но в процессе родов начинают вести себя явно неадекватно: либо пытаются диктовать супруге или даже врачу, что и как делать (сверяясь с книгой или конспектом занятий), объясняя им, что именно должна чувствовать женщина и как при этом действовать, либо в самый «нужный» момент все бросают и приходится приводить в чувство их самих, причем в это нередко включается сама рожающая женщина.
Конечно, мужчине тоже надо родиться, как отцу. Но, в отличие от женщины, он может сделать это постепенно и не обязательно участвуя в родах непосредственно (или даже опосредованно), если он к этому не готов.


Дата добавления: 2015-11-26 | Просмотры: 481 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)