АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Анализ композиций В19, В20 и В21 в качестве единой группы

Психика Ванды уже достаточно консолидирована. Создание песочных композиций служит укреплению ее веры в свои силы. Тем не менее иногда у нее возникают сомнения. В композиции

В19 (рис. 19.1) центр обозначает могильник, хотя здесь расположена богиня плодородия. Морские стеклышки и металлические горшки напоминают о прощании Ванды с братом и ребенком (композиции А12, рис. 17.9; В5, рис. 18.1), хотя в этой композиции данные предметы ассоциируются с новой энергией и водой, питающей все живое. Терпеливо сидящий на берегу рыбак понравился Ванде, однако она сказала, что у него «глу-

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита I 283

пое, как у киббуцника, лицо». В композиции В20 (рис. 19.2) она изобразила весьма интересную сцену родов, включив в нее черемуху, ранее ассоциировавшуюся со скорбными переживаниями. Чувство радости, связанное с благополучным завершением беременности и подчеркнутое присутствием красных фруктов, соседствует со страхом, символизируемым белым цветком и девятым месяцем беременности — временем ликования или, напротив, олицетворением утраты. В композиции В21 (рис. 19.3) Ванда выразила свою силу и зрелость. В то же время присутствие в центре работы большой металлической рыбы свидетельствует о сохраняющейся амбивалентности в оценке ею своих возможностей. Ванда не знает, принесет ли рыба женщине какой-то подарок или она собирается проглотить/ украсть ее ребенка.

Центральная мандала увеличивается в размерах до тех пор, пока не включает в себя все объекты. Ванда весьма осторожно использует различные предметы, поэтому очень важно, что на каждой сессии ей удавалось включать в композицию все новые и новые предметы, большинство из которых она использовала лишь один-единственный раз. Подобный широкий спектр образов и желание Ванды использовать новые предметы свидетельствуют об укреплении ее доверия к своим чувствам и ослаблении критического отношения к самой себе.

Из новых предметов следует отметить большие красные яблоки, использованные Вандой при создании всех трех композиций. Другие включенные в первые две композиции новые предметы не используются в третьей (красный фонарь, красный рыбак, семь мотоциклистов, а также морские животные). В третьей композиции используется пять совершенно новых предметов (черная птица, черная шила-на-гиг, золотой Будда, металлическая рыба и стоящая богиня с кувшином с водой). Они дополняют яблоки и солдат, появившихся впервые в композиции В19 (рис. 19.1), а также ставших уже привычными богиню плодородия, металлические сосуды, тотем и цепочки.

Семь неоднократно использовавшихся предметов (африканский бог, черемуха, красная и белая розы, богиня плодородия, цепочки, горшки, тотем) указывают на наличие определенных смысловых связей этих композиций с ключевыми момен-

2 8 4 |

тами всего психотерапевтического процесса. Три таких предмета — бог, черемуха и розы — завершают тему оплакивания в композиции В20 (см. рис. 19.3).

Роль четырех других предметов проясняется в композиции

В21 (см. рис. 19.3), завершающей цикл из трех работ. Богиня плодородия впервые появилась в композиции В13(см.рис. 18.4), где она располагалась внутри центральной, напоминающей чрево, фигуры, и в дальнейшем сохраняла свою важную функцию. В композиции А27 (рис. 17.14) цепочка обозначала границы территории, где находилась роженица. В данной же серии работ цепочки выступают символом объединения и защиты. Металлические сосуды раньше были пусты и в композиции А12 (см. рис. 17.9); ассоциировались с музыкальными инструментами. В композиции В5 (см. рис. 18.1) в них появилась вода. В данной серии работ сосуды служат защите. Черный тотем раньше имел противоречивое содержание. В композиции А10 (рис. 17.7) он использовался в сочетании с черной ведьмой и голубым эльфом. В дальнейшем и ведьма, и эльф стали обозначать помощь при подготовке к родам. Тотем дополнил этот ряд.

В композиции В21 (см. рис. 19.3) происходит структурирование мужских и женских энергий, способствующее превращению чувства скорби в чувство радости жизни. Голубое пространство используется во всех трех композициях, помогая разделению внутреннего и внешнего пространства. При этом можно выделить три аспекта защиты. Необходимость в божественном покровительстве и защите границ связана с подготовкой к беременности. Этому служат мужские и женские образы. Менее защищенной остается лишь верхняя правая часть композиций. Возможно, это указывает на открытость Ванды для будущего.

Черный цвет появляется в ее работах трижды в виде ведьмы и один раз — в виде тотема. Внезапно черный цвет начинает активно проявлять свою защитную функцию в образе семи мотоциклистов в композиции В20 (см. рис. 19.2), а также в трех архетипических образах из черного дерева в композиции В21 (см. рис. 19.3). Длинная черная птица — символ мужского духа — защищает вход в мандалу сверху слева. Черный тотем служит соединению с природным началом и опытом предков.

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 285

Шила-на-гиг обеспечивает благополучные роды. Важно отметить, что три белых предмета из композиции В20 (рис. 19.2) — черемуха и две белые розы — объединяющие тему скорби с темой плодородия, исчезают в композиции В21 (рис. 19.3). Возможно, три черных предмета призваны защищать три белых. Спонтанное использование Вандой символов мужского и женского начал, проявленного во всей его силе и полноте, указывает на то, что тело Ванды готово к родам.

В композиции В21 (рис. 19.3) территория мандалы разделена на две части: наверху находятся деревянные предметы и растения, внизу — металлические. Здесь отсутствуют приметы обыденной жизни, человеческие фигуры, животные, рыбы или цветы и нет ни одного пластмассового предмета. Металлические предметы — эти «эмбрионы земли» — символизируют предстоящие роды. Высшие, существующие вечно силы представлены деревянными предметами.

В композиции В21 (рис. 19.3) центральная металлическая рыба выглядит весьма многозначительно. Она указывает на связь с землей и родами. Эта большая рыба может обозначать мифологический образ, например кита, чрево которого символизирует жизнь и смерть. Она олицетворяет переживаемый Вандой страх того, что ее ребенок может быть «проглочен» смертью, так же как был проглочен пророк Иона. Однако после периода инициации и пребывания героя во тьме следует его новое рождение и воскресение (Campbell, 1973). Рыбы также ассоциируются с фаллосом, плодородием, размножением, обновлением и продлением жизни. Они свободно плавают в «водах жизни». На композиции рыба обращена вниз. «Плывущая вниз рыба отражает инволюционный процесс, протекающий в теле и психике; если же она плывет вверх — это признак эволюционного развития тела и психики и их возвращения к источнику жизни» (Cooper, 1978). В данной композиции рыба свидетельствует о предстоящих родах. Ванда должна быть скромной. Большая рыба говорит о необходимости сдерживания архетипической инфляции и большой осторожности.

Две маленькие рыбки — желтая и зеленая, а также фигурка акулы впервые появляются в центре композиции А5 (рис. 17.5). Теперь они обозначают творческий и одновременно разруши-

2 8 6 |

тельный потенциал бессознательного. Рыбак в композиции В19 (рис. 19.1) ловит желтую рыбу. Желтый цвет ассоциируется с рациональным мышлением. Ловля желтой рыбы символизирует способность к погружению в «море бессознательного» с тем, чтобы достать из него нечто важное и его осмыслить. В композиции В20 (рис. 19.2), где сознание проявляет себя особенно активно, рыбы и другие морские существа выбрасываются из голубого круга на песок в той части композиции, которая обозначает дом и семью, и весело «заселяют» это пространство.

Вместе с расширением спектра используемых в данных композициях образов более разнообразными становились образы мужских и женских персонажей. Три мужских образа в композиции В19 (рис. 19.1) — это бог, рыбак и солдаты. Бог стоит на значительном расстоянии от богини, с которой он вместе участвовал в различных ритуальных сценах, создаваемых Вандой до беременности, отдельно от других фигур. Он дополняет одинокого рыбака. Пойманная тем рыба символизирует награду за долготерпение и труд, проявленные в процессе взаимодействия с бессознательным. Пять металлических солдатиков готовы в любой момент защитить других. В композиции В20 (рис. 19.2) использовались две мужские фигуры. Бог сидит на месте рыбака, между красной и белой розами, символизирующими скорбь и появляющимися здесь последний раз. Защиту также обеспечивают семь мотоциклистов, находящиеся в левом верхнем углу. Солдатики вновь появляются в композиции В21 (рис. 19.3) с левой стороны центрального круга, совместно с черной птицей, также выполняя функцию защиты. Бог, участвовавший в церемонии оплакивания Нира и символизировавший плодородие, исчезает. Его торжественный облик уже не сог ответствует новой сцене, и его место занимает мудрый и радог стный Будда. Будду окружают красные и черные предметы, заменившие красную и белую розы скорби. Птица и тотем символизируют духовные качества.

Женские образы включают богиню плодородия и бронзовые сосуды. Богиня постепенно перемещалась по кругу и в композиции В21 (рис. 19.3) оказалась лежащей в правом нижнем

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 2 8 7

квадранте. С ней соседствует шила-на-гиг и женщина с кувшином воды, усиливающие роль женского начала и дополняющие расположенные рядом металлические кувшины — символы фемининности.

Во всех трех композициях используются крупные фрукты, хотя их число постепенно сокращается с 12 до 8, а затем до 6. Четыре клубники, используемые в первой и второй композициях, в третьей отсутствуют. Зато крошечное яблоко, присутствовавшее в первой композиции, теперь преобразуется в шесть яблок, которые усиливают роль красного цвета в центре композиции. Они символизируют ребенка и плоды психотерапевтического процесса. Число шесть отражает баланс мужского и женского, что представлено в виде двух пересекающихся треугольников: мужской треугольник направлен вершиной вверх к небу, а женский — вершиной вниз, к земле. Обилие продуктов, расположенных на тележке в композиции В19 (рис. 19.1), явно контрастирует со скудностью продуктов в первой композиции и в композиции В11 (рис. 18.3), где они расположены в форме линии.

Композиции В19 (рис. 19.1) и В20 (рис. 19.2) симметричны.

Композиция В21 (рис. 19.3) построена в форме треугольника, вписанного в круг. Симметрия уступает место динамическому равновесию мужских и женских символов. Вершина треугольника образована тремя черными предметами, перемежающимися с шестью красными яблоками и золотым Буддой. Красный, черный и золотой цвета приходят на смену красному, черному и белому, связанными со скорбью в первой композиции, тем самым обозначая переход к жизни. Левая нижняя часть работы включает солдатиков, правая — женские персонажи. Рыба обозначает центр, а обращенный вершиной вверх треугольник символизирует огонь. Хотя треугольник определяется не слишком отчетливо, образ огня, особенно при сочетании красного, черного и золотого цветов, вполне уместен. Плывущая вниз рыба, обозначая вхождение духа в материю, символизирует огонь преображения и его связь с богиней — покровительницей родов. В то же время сине-зеленый цвет богини и желтый цвет металла приходят на смену желтому и синему

2 8 8 |

в левой части композиции А1 (рис. 17.1) и тем же цветам в левой верхней части композиции А12 (рис. 17.9).

В композиции В21 (рис. 19.3) вода находится в центральном круге, в сосудах и в горшке, который держит женщина. О воде напоминает и крупная рыба. Морские стеклышки в этой работе не используются.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 386 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.005 сек.)