АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Композиция В26: три фазы

Эта композиция (см. рис. 19.5) напоминает композицию В16

(рис. 18.6), где по диагонали были изображены три водоема, поднимающихся из левого нижнего угла в правый верхний, создававшуюся незадолго до того, как Ванда забеременела. Она сама обратила внимание на это сходство и предположила, что это отражает момент «подведения итогов». На данной композиции границы всех трех водоемов четко обозначены, а их склоны особым образом структурированы. Склоны левого нижнего водоема круты и плотно утрамбованы. Средний водоем имеет более пологие склоны, а склоны верхнего — более рыхлые. Предметы располагаются как в пространстве самих водоемов, так и на их границах. Разница между холод-

Рис. 19.5. В26: три фазы

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 2 9 1

ным и теплым водоемами в композиции В16 была четко обозначена. При этом проходящий под землей канал должен был служить уравновешиванию температур. В данной композиции верхний водоем, по-видимому, отражает состояние молодости и развитие; нижний же водоем тяготеет к прошлому. В центральном водоеме находятся предметы, ассоциирующиеся как с прошлым, так и с будущим.

Предметы, расположенные в левом нижнем водоеме, указывают на то, что он связан с ранними стадиями развития либо символизирует более старшее психологическое состояние. Работая с песочницей, Ванда нередко пыталась затронуть темы, связанные с прошлым, но в то же время имеющие определенное влияние на настоящее. Все предметы нижнего водоема были использованы при создании прежних композиций, за исключением фигуры старушки, несущей дрова. Она расположена там, где в композиции В16 находилась черная ведьма (рис. 18.6). Эта старая женщина мысленно возвращается в свое детство, к событиям далекого прошлого. Дрова ассоциируются с теплом и светом домашнего очага, способностью испытывать комфорт, находясь наедине с самим собой. Старушка напоминает Гестию — богиню домашнего очага. Кроме того, этот образ может символизировать связь с мудростью прошлого и ассоциироваться с тремя черными деревянными фигурами в композиции В21 (рис. 19.3). Старая женщина теперь выражает положительные аспекты фемининности.

Ранее находившиеся в загоне коровы теперь свободно гуляют. Если прежде они ассоциировались с женской глупостью, то теперь — олицетворяют самодостаточность и способность ухаживать за другими. Шесть коров расположены по кругу. Они идут по часовой стрелке, и лишь одна из них движется в противоположном направлении. Ранее Ванда воспринимала себя как человека, не вписывающегося в нормы жизни киббуца, но теперь это способствует ее индивидуации и установлению более тесной связи со своими внутренними ресурсами.

Гинги на протяжении длительного времени выступала протагонистом Ванды. Она участвовала в сцене прощания с братом и с киббуцем, а также присутствовала в работах, созданных на


2 9 2 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

начальном этапе беременности. Кукла вновь появилась в композиции В11 (рис. 18.3), вместе с клоуном участвуя в завершении процесса прощания с погибшим братом. Также Гинги составляла пару вместе с черной ведьмой в работе В15 (рис. 18.5), наблюдая за тем, как вода выливается в центр композиции. Когда Ванда забеременела вторично, Гинги была главным действующим лицом в композиции В16 (рис. 18.6). Последний раз она появилась, отражая переживания неуверенности, одиночества и потребность в поддержке со стороны. Гинги находилась в одиночестве возле нижнего водоема, смотрела на коров и старуху. Казалось, что детская идентичность Ванды давно себя изжила, что она так же стара, как старуха и проблемы, связанные с жизнью в киббуце.

Центральный водоем в этой композиции похож на соответствующий водоем в композиции В16 (рис. 18.6) и, возможно, является его отголоском. В нем находятся зеленая рыба и божок. Они уже использовались в композиции В20 (рис. 19.2). Двумя новыми персонажами являются девочка-индианка и молодая индийская крестьянка с хлебом. Девушка-индианка стоит на коленях. Она голубого цвета — такого же, что и эльф, наблюдающий за центральным водоемом в композиции В16. Она отражает переход к интраспекции. Это еще не зрелая женщина. Возможно, она встала на колени, переживая религиозные чувства при виде божка, находящегося напротив нее. При изображении сцен прощания и в начале второй беременности божок был очень важным для Ванды персонажем, объединяя горе и радость. Девочка-индианка и бог сыграли свои роли и вскоре должны вернуться в бессознательное. Молодая крестьянка принесла хлеб, что, вероятно, символизирует укрепление «Я» и его поддержку. Центральный водоем отражает состояние равновесия и интеграцию «Я», достигнутую в результате объединения детского «Я», расположенного снизу, и материнского «Я», расположенного наверху.

Ванда связала верхний правый водоем со своей способностью справляться с трудностями и необходимостью дальнейшего роста. Здесь расположено девять новых фигур. В самом водоеме находится индианка с ребенком, вызывая ассоциации с желтой рыбой, которую ловит рыбак в композиции В19 (рис.

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 2 9 3

15.1). Желтый цвет ассоциируется с интуицией и процессом принятия решений. По обе стороны от индианки расположены два бледно-зеленых животных — кролик и ягненок — видимо, они обозначают игрушки, которые Ванда решила не покупать до рождения ребенка. Зеленый цвет ассоциируется с обыденной реальностью. Светло-зеленый же цвет может обозначать новую реальность.

Верхняя граница водоема является местом расположения шести фигур. В центре группы находятся влюбленные, сидящие на скамейке в обнимку. Пара чем-то напоминает старика и старуху из прошлых композиций, но в отличие от них проявляет больший интерес к жизни.

Слева от влюбленных находятся младенец и молодая крестьянка с кувшином воды. Справа от парочки расположились большая зеленая черепаха и еще одна молодая крестьянка. Обе женщины смотрят друг на друга, усиливая.роль женского начала в композиции и, возможно, защищая вход в водоем. В композиции В21 (рис. 19.3) металлическая богиня, несущая кувшин с водой, помогла готовиться к вторым родам. Эта же земная женщина несет воду в реальной жизни. Крошечный младенец и зеленая керамическая черепаха символизируют начало нового. Брэдвей и МакКоард (Bradway and McCoard, 1997) отмечают, что появление черепахи в завершающих песочных композициях отмечается довольно часто. Психотерапевт/мать расстается с клиентом, так же как черепаха расстается со своими яйцами. Черепаха, выйдя из океана, движется по жизни, полагаясь на свои инстинкты, заставляющие ее вновь возвращаться домой и вновь откладывать новые яйца. Инстинкты помогли Ванде найти свой путь за пределами киббуца.

Центральный водоем включает два новых и два ранее использовавшихся предмета, уравновешивающие друг друга. Общее же количество предметов, расположенных в пределах нижнего водоема, равно девяти, все они ранее уже использовались. Девять предметов расположены и в пределах верхнего водоема, однако они все новые, что, возможно, символизирует замену старых, изношенных, представляющих прошлое аспектов новыми. Во многих культурах число девять считается сча-

2 9 4 | Часть VI. ПРОЦЕСС ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

стливым. Оно ассоциируется с окружностью (4 х 90°), а также с четырьмя сторонами света и центром. Девять является триадой, помноженной на три. Это число обозначает «завершение, достижение, начало и конец, целое, а также земной рай» (Cooper, 1978).

Доминирование женских образов проявляется в присутствии восьми женских фигур — четырех крестьянок, двух индианок (и те и другие связаны с природой и заботой о жизни), Гинги (ребенок, использующий интуитивные возможности) и женщины из влюбленной пары на скамейке (Эрос). Присутствие коров и черепахи усиливает материнский аспект. Через все водоемы проходит единая линия женских образов. Начинаясь от Гинги, она следует далее к девочке-индианке, а от нее — к индианке-матери. Внешний аспект или реальность отражены в расположенных сверху фигурах, таких как фигура старухи, женщины с хлебом, женщины с водой и женщины на скамейке — все они символизируют потенцию огня, хлеба, воды и любви. Мужчина на скамейке преобразует возвышенную мужественность бога и игривость клоуна (отца из композиции В11 (рис. 18.3)) в любовь. В психике Ванды произошло объединение. Пустой стул из верхнего правого квадранта в композиции В16

(рис. 18.6) превратился в скамейку с сидящими на ней мужчиной и женщиной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основной темой психотерапевтической работы с Вандой была индивидуация, протекавшая в условиях сильного влияния коллективного воспитания, жесткого контроля за проявлением личной инициативы и права распоряжаться своей судьбой. Ванда была готова к тому, чтобы столкнуться с критикой в свой адрес на работе и в других областях социальной жизни, хотя внешне ее поведение было безупречным. С детства присущие Ванде чувства собственной беспомощности и вины заставляли ее воспринимать мнение окружающих как агрессивное вторжение коллективного начала в ее внутренний мир. Ей казалось, что и ее брак, и ее скорбь, связанная с гибелью брата, а затем

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 2 9 5

и сына, а также ее будущий ребенок могут быть у нее «похищены» коллективом. Игнорирование значимости личной инициативы и чувств, характерное для той системы воспитания, в которой она выросла, заставляло Ванду чувствовать себя «белой вороной». В период первой беременности ее преследовали страхи, вызванные негативным восприятием собственного тела, которое она воспринимала как некого монстра. Гнев Ванды, направленный на родителей и коллектив, оказывал отрицательное влияние на беременность и отношения с мужем. Изоляция и одиночество казались ей более безопасными, чем единение с группой. Здоровая реализация материнского начала стала возможной лишь после внутреннего освобождения от образов негативной матери и негативного отца. Поначалу этот процесс сопровождался чувством страха и ощущением собственной слабости, не позволяющей справиться как со своими переживаниями, так и с внешними влияниями. Создание песочных композиций позволило Ванде освободиться от излишней склонности к самокритике и дефензивному рационализму, приведя ее к чувственному раскрепощению и проявлению творческого начала.


Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 354 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)