АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

ВЫБОР ВАНДОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭКСПРЕССИИ ИЛИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Если не считать пятимесячного периода в конце первой беременности, в течение которого Ванда отдавала предпочтение рисованию гуашевыми красками на бумаге, создание песочных композиций на протяжении трех лет было ее излюбленным занятием. Первая и последующие 20 композиций Ванды неизменно содержали символическое изображение воды, когда от песка расчищалась определенная часть голубого дна подноса. В созданных далее (непосредственно до и в начале первой беременности) семи композициях пять не включали изображение воды. Вторая и шестая композиции, созданные на втором этапе психотерапевтического процесса, также были «сухими». После этого вода появлялась в разных формах во всех 20 композициях, вплоть до благополучных родов.

«Сухость» композиций в конце первого этапа психотерапии сопровождалась ощущением слабости и одиночества. Возможно, вода служила созданию некой связующей субстанции наподобие грязи. В то же время использование воды могло отражать готовность Ванды к превращению своего тела в физический контейнер — среду для зарождения новой жизни. Сухой песок не является ни связующей субстанцией, ни контейнером. Он рассыпается, как это произошло в композиции А12 (рис.

17.9), когда Ванда рассказала о разрушении созданной ею сцены в конце церемонии прощания с братом. Переживая нерешительность и противоречивые чувства, Ванда поначалу избегала изображать воду, а затем и вовсе прекратила пользоваться песочницей. Она перешла к рисованию гуашью на бумаге, стремясь дозировать использование воды и добиваясь, чтобы она быстро впитывалась в бумагу. При этом она воздерживалась от создания трехмерных образов.

Для написания этой книги Ванда проанализировала по просьбе автора использование ею песочницы и художественной экспрессии. Она призналась, что работа с песочницей помогла ей преодолеть склонность к рационализации и критическому мышлению. Выбирая предметы и играя с такими из них, как

Глава 19. Ванда: изобилие и божественная защита | 3 0 1

кукла Гинги, она могла на время отвлечься от критики в свой адрес. Игра означала возвращение в детство. Занимаясь же изобразительным творчеством, она оставалась взрослым, склонным к самокритике человеком. В то же время изобразительное творчество носило личностный характер. Ванда прибегала к нему по своему желанию в трудные для себя периоды, отражая переживаемое в виде создаваемых на бумаге художественных образов. Однако это не было для нее игрой. Художественная работа в присутствии психотерапевта, стремящегося не вмешиваться в процесс творчества, оставляла ее наедине с внутренними конфликтами. «Играя» же с песком, она чувствовала присутствие психотерапевта более отчетливо. Кроме того, ей нравилось обсуждать вместе с психотерапевтом созданные композиции. Возможность изменений в ходе игры помогала ей находить новые способы решения проблем после совместных обсуждений. Иногда это происходило благодаря простому поворачиванию предметов.

Занимаясь художественным творчеством, Ванда, как правило, рисовала красками и никогда — пастелью. Также никогда она не пользовалась глиной или маркерами. Ей казалось, что они блокируют творческий процесс. Темы, над которыми работала Ванда — беременность, менструация, овуляция — по ее словам нуждались в использовании воды. Ванда ощущала, что гуашь обладает способностью к самостоятельному движению, даже тогда, когда она пытается справиться с донимающими ее критическими мыслями в отношении самой себя.



Дата добавления: 2015-11-28 | Просмотры: 301 | Нарушение авторских прав







При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)