АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Как основе паранойяльного развития
i
Среди известных исторических личностей не удалось найти ни одного, кто мог бы послужить примером паранойяльного развития на гипертимном фоне Подавляющее большинство гипертимов совсем не склонны к паранойяльности. По -видимому, паранойяльное развитие у них — довольно редкий вариант, а присущие ему особенности характера не позволяют надолго удержаться на вершинах общественного положения. Подвергать же психиатрическому анализу ныне здравствующих и широко известных своей общественной деятельностью не дозволительно по морально-этическим причинам.
Остается представить обобщенный характерологический портрет.
По мере паранойяльного развития гипертимная радужность настроения превращается в постоянную взвинченность и взбудоражен-ность. Более частыми и бурными становятся аффективные вспышки с гневом, даже яростью, агрессией и утратой контроля за своими высказываниями и действиями. Брань и угрозы могут сыпаться из их уст без учета обстановки. Подобные аффекты провоцируются противодействием и просто несогласием окружающих. Но особенно чувствительными становятся к насмешкам в свой адрес, к уязвлению гордости. На что гипертим сам ответил бы едкой остротой, метким словом или просто пренебрежением, на то при паранойяльном развитии реагируют бурным гневом, бранью, даже побоями. Легко лезут в драку.
Склонность гипертимов к самостоятельности и независимости оборачивается своеволием и caMovnpaBCTBOM. Это довольно быстро приводит к разногласиям, ссорам л полному разрыву с теми, кто еще недавно поддерживал паранойяльного гипертима и тянулся в его когорту.
А Гитлер, „,, % 7f
Стремление к лидерству не просто усиливается, а превращается в оголтелый вождизм с понуждением всех к беспрекословному подчинению. Любят выступать вдохновителями массовых действий, но только если эти действия созвучны их сверхценным идеям.
Гипертимная широкая общительность изменяется — утрачивает ся прежний живой интерес к новым людям. Ее подменяет страсть к постоянному общению с людскими массами, открыто выступая перед ними в роли новоявленного мессии, неся им свои сверхценные идеи., м,п,„,, d j,w
Неутомимая и брызжущая энергия сохраняется полностью. Это проступает, в частности, в постоянных разъездах и поездках и в непрерывных публичных выступлениях. Но разъезды здесь — это не ги-пертимная страсть к новизне, смене обстановки, а способ нести свои сверхценные идеи возможно шире и дальше.
Речь не только аффективно насыщенна, выразительна, сопровождается живой мимикой и жестами. Речь также богата выражениями и высказываниями, которыми легко бросаются, не учитывая, что они могут вызвать неприязнь и даже негодование у слушателей. Поэтому их ораторство скоро приводит не только к недоразумениям, которые приходится улаживать, но и к конфликтам, и к скандалам, от которых сами же страдают. Заранее предвидеть отрицательный эффект своих высказываний и действий им очень трудно. Если о гипер-тимах можно сказать, что они блестящие тактики, но никуда негодные стратеги, то гипертимные параноики утрачивают и тактическое мастерство — легко лезут на рожон.
Если гипертим, увлекшись чем-то, легко просматривает грань между дозволенным и запретным, способен нарушить законы, правила, установленные порядки, то гипертимный параноик просто ими пренебрегает: для него все, что ему мешает, не имеет права на существование. Авантюризм и привлекательность риска не только не исчезают, но даже усиливаются. Они питаются невероятной самоуверенностью, что все сойдет с рук, все получится.
Интерес к новому становится заметно меньшим, чем у гиперти-мов Привлекает лишь то новое, которое имеет хоть какое-то отношение к своей сверхценной идее. Остальное может проходить незамеченным, расцениваться как не стоящее внимания.
Главный стержень паранойяльности — повышенное чувство собственного достоинства, особое значение собственной личности, Чрезмерно высокая оценка своих способностей, талантов, умений, |, Своей мудрости и прозорливости — произрастает из гипертимной
t
"fa История глазами психиатра
V?
завышенной оценки своей личности. Но с паранойяльным развитием эта черта становится оголтелой, никак не маскируется, не камуфлируется благовидными предлогами.
Сверхценные идеи при гипертимной паранойяльности имеют свою специфику. Они не развиваются в сложную и стройную систему, как при шизоидной паранойяльности, не отличаются монументальной твердостью, как у эпилептоидных параноиков. Они просты и звучат как лозунги. Энергия тратится не на их развитие, а целиком на претворение их в жизнь. Гипертимные параноики не способны слушать возражения, а изображение способности к компромиссам напоминает у них базарный торг.
Паранойяльная подозрительность, «сверхбдительность» оборачиваются постоянной готовностью дать отпор, не стесняясь в способах и средствах.
Жизненный путь гипертимных параноиков богат крутыми виражами. В какие-то моменты они могут нежданно и стремительно взлетать вверх по социальной лестнице. Двигателем служат их же сверхценные идеи, которые в данный период оказываются созвучными господствующему настроению. В отличие от истерических параноиков у них такого чутья того общественного настроения, которое еще вызревает вокруг них. Они не творят свои сверхценные идеи из настроения окружения, а само это окружение хватается за их готовые сверхценные идеи.
Но долго на вершинах гипертимные параноики удержаться не способны. Не хватает гибкости и изворотливости. Подводит и несбы точность радужных планов, и неумение подобрать свою команду из покорных и зависимых. Их падения с вершины бывают еще более стремительными, чем взлеты. *!* '
К сожалению, нет возможности все сказанное проиллюстрировать наглядными конкретными примерами. За каждым таким примером сразу встанет живая личность, и здравствующая, и активно действующая. Остается уповать на прозорливость читателей.
"«• -доен,. * ilftWftf'sw}* >• rjt t *•&•' г i i,,rf|>
4i * И ! tfc
,<. «ft»?
александр керенский и георгий гапон —
истерики, рвущиеся к власти
истерические личности издавна считались «слабым типом»: (И. П. Павлов), истерические психопатии относились к «тормозимым» (О. В. Кербиков). Казалось бы, такие люди, вечно занятые тем впечатлением, которое они производят на других, не могут достичь многого. Способности их всегда ниже притязаний. Они пасуют всюду, где нужны духовная зрелость, твердость в достижении цели, глубина и обстоятельность оценки, настойчивость и просто кропотливый труд. Только в исключительных условиях, в грозовой атмосфере социальных кризисов, в моменты сумятицы, неразберихи, тревожных слухов, стихийно вспыхивающих волнений, когда изменчивое настроение толпы становится двигателем бурных манифестаций, — только в такие моменты крикливость может быть принята за энергию, театральная воинственность за решительность, стремление быть у всех на виду — за организаторские способности.
Две личности из русского революционного движения начала, XX века могут послужить сказанному разительным примером: Георгий Гапон в 1905 г. и Александр Федорович Керенский в 1917 г.
Георгий Гапон возник на рабочих окраинах Петербурга как новый мессия, когда положение недавно народившегося русского пролета риата стало невыносимым. Нищета достигла крайности, эксплуатация высот жестокости. У русского мужика, бежавшего из голодной де ревни в сытый, как казалось издалека, город, не оказалось никаких надежд. Отчаяние стало всеобщим. /
Странное зрелище представляла в один из первых январеких вечеров 1905 г. огромная толпа за Нарвской заставой. Хмурая и тревожная окружила она плотным полукольцом необычного оратора. Ветер развевал его длинные волосы, полы черной рясы, рвал из рук белый лист бумаги. На перевернутой бочке под тусклым светом фонаря священник Гапон читал рабочим составленный им текст петиции к царю. После каждой фразы он останавливался и переспрашивал: «Нужно ли это нам, товарищи?». И толпа отвечала дружным хором: «Нужно!». С пафосом выкрикивал оратор последние слова петиции: «Государь! Не откажи в помощи Твоему народу! Разрушь стену меж-Ду Тобой и Твоим народом! Повели и поклянись, чтобы исполнились
89 История глазами психиатра
наши просьбы, и Ты сделаешь Россию счастливой. Если нет, тогда мы готовы умереть тут же! У нас только два пути: свобода и счастье или могила!»
Подобные собрания с Гапоном во главе прошли на других окраинах Петербурга. Его популярность стремительно росла. Те, кто с детских лет привык из уст священников слышать призывы к добру, справедливости и смиренным просьбам о лучшей доле, теперь услыхали те жалобы и чаяния, которые переполняли их сердца. Царь в их представлении был еще близок к Богу, а в Гапоне они узрели своего «заступника-батюшку». Не случайно демонстранты 9 января взяли с собой иконы, хоругви и портреты царя.
Гапон сам пошел в первом ряду многотысячной толпы. Величественно-театральный, под пение фанатичного хора не только «Спаси, Господи, люди Твоя...», но и «Победы благоверному императору нашему Николаю Александровичу!», он повел свою паству к Зимнему дворцу. Его предупредили, что рабочих ждут войска, что отдан приказ стрелять. «Не посмеют!» — самоуверенно заявил Гапон. Накануне он послал личное письмо Николаю II, где просил царя выйти к народу и от своего имени гарантировать ему безопасность! !* Почему же Гапон оказался вдруг столь популярным? Почему ему удалось то, что было еще не под силу профессионалам-революционерам?
Каждое социальное движение берет себе в вожди того, кто по личностным качествам лучше всего соответствует его сокровенным запросам. Мрачному отчаянию и слепой вере нужен спаситель-пророк. Истерическая натура Гапона позволила ему с успехом сыграть эту роль.
Но довел он свою паству лишь до Нарвских ворот и здесь со всеми попал под пули. Ползком среди мертвых и раненых, с чужой помощью добрался он до ближайшей подворотни. «Нет больше Бога! Нет больше царя!» — стал исступленно кричать Гапон и этот клич подхватили другие. Пророку полагается страдать, а почитателям его жалеть, спасать и оберегать. Чтобы укрыть от полиции, Гапона переодевают и на скорую руку остригают. Фанатичная толпа все еще боготворит своего кумира. При пострижении, как при совершении великого таинства, стоят вокруг рабочие с обнаженными головами, благоговейно хватают клочки его волос и со словами «Свято!» прячут их на груди к нательным крестам.
Февральская революция 1917 г. выдвинула в свои вожди фигуру не менее театральную. Александр Федорович Керенский, сын дирек-
Александр Керенский и Георгий Гапон 81
тора гимназии в Симбирске, будучи присяжным поверенным (т. е. адвокатом), до революции охотно выступал защитником на шумных политических процессах и прослыл талантливым оратором. Именно это послужило поводом для избрания его в 1912 г. в Думу, где его красноречие было замечено. После февраля 1917 г. во Временном правительстве он сперва получил портфель министра юстиции. Но через два месяца Керенский уже военный и морской министр, а с ав густа того же года — глава правительства — «министр-председатель» и верховный главнокомандующий! Что это был за человек? Фигляр, позер, истерик — такими словами характеризовали его некоторые со временники. В. И. Ленин назвал его «героем фразы», «министром ре волюционной театральности» и даже «балалайкой». Речи Керенского не блистали ни глубиной анализа, ни оригинальностью обобщений, ни самобытной яркостью образов, ни логикой построений. Они состояли из крикливых фраз и заезженных штампов: «родина в опасности», «завоевания революции в опасности», «русский народ — самый сво бодный народ в мире», «нож в спину революции» и т. п. Почему же его выступления поначалу оказывали столь сильное впечатление? Секрет был в том, как эти речи произносились — с пафосом, с наигранной горячностью, с театральными приемами. Он то доводил голос до ше пота, то отдельные фразы выкрикивал, неистово жестикулировал. На первых порах неискушенным это казалось проявлением энергии, искренности, вдохновения, таланта. Керенского не раз встречали ова циями. Его сопровождала клака восторженных барынек, которые по сле каждой речи осыпали его цветами. Совет Республики и Времен ное Правительство не раз стоя приветствовали его. Но все это был построенный на внешнем эффекте успех актера, а не государственно го деятеля. *'ГЧ ' '*ЧЙ»1-'
Выступать с речами доставляло Керенскому наслаждение. Именно речи приносили ему успех. Так он и управлял с помощью одних речей и трескучих приказов сперва всей российской юстицией, затем армией и флотом воюющей страны, а затем огромным государством со всеми его вооруженными силами. Вернее пытался управлять, а еще вернее, воображал, что управляет. Все строилось на эффекте. Когда Керенский появлялся на сцене Мариинского театра с намерением произнести очередную речь, с ним выходили его адъютанты и вытягивались по стойке «Смирно!» Подобный кордебалет вызывал насмешки, но Керенский их не замечал. Он разъезжал по Петрограду в открытом автомобиле с единственной целью покрасоваться перед публикой. Сам он так вспоминал об одной из таких поездок: «Улица —
82 шп'гП История глазами психиатра
прохожие и солдаты — тотчас узнавали меня. Военные вытягивались. Я отдавал честь, как всегда, немного небрежно и слегка улыбаясь». Став министром-председателем, Керенский немедленно поселился в Зимнем дворце, в покоях Николая И. Созерцание собственной персоны в царских апартаментах было для него настолько упоительным, что он не видел всей неуместности этого для «вождя революции». Именно за это он получил презрительные клички «Александра IV» и «новой Александры Федоровны» (жена Николая II была ему тезкой и по имени, и по отчеству). Надменность и выспренность, которые сам Керенский принимал за величественность, росли со скоростью, не уступавшей его карьере. В Зимнем он уже как самодержец говорил: «Мой народ». В беседах с подчиненными он вел себя, как на сцене: «Генерал! Подойдите сюда! Доложите, как Ваши дела!» — подзывал он кого-нибудь из военных советников.
Почему же Февральская революция поставила во главе государства подобную фигуру? Она тоже была стихийным взрывом в стране, измученной войной, нуждой и начавшимся голодом, отказавшейся от своего «повелителя-царя». Дума, к которой должна была бы перейти власть, оказалась в состоянии растерянности. Она боялась взбунтовавшихся низов. И в дни сумятицы, неразберихи, отсутствия твердой власти стихия вознесла на мутной волне внешне эффектную, но по существу пустую фигуру Керенского. Лишь потом, когда дело дошло до решительных схваток, когда произошла явная расстановка сил по разные стороны баррикад, когда потребовались не пышные речи и вдохновенные порывы, а жестокая, беспощадная, тяжелая борьба двух лагерей, в каждом из них появились иные вожди.
Гапону также довелось испить опьяняюще сладкий напиток славы. Бежав после 9 января за границу и оказавшись в Женеве, Гапон, не владевший ни одним иностранным языком, не знавший куда приткнуться, почувствовав себя беспомощным, целиком отдался опеке эмигрантов-революционеров. Но однажды, проходя мимо какой-то витрины, он буквально остолбенел от радостного изумления. В витрине была выставлена почтовая открытка с его портретом! На несколько минут он застыл, поглощенный созерцанием своего изображения. Его спутник был поражен лицом Гапона — человека, упивающегося своей славой. С того дня Гапона как подменили. Ему уже было мало встреч с эмигрантами-революционерами, которым он с пафосом рассказывал о 9 января! Он захотел давать интервью, наносить визиты, представляться видным лицам. В Женеве, потом в Париже, в Лондоне выбор визитов не отличался строгой системой:
Александр Керенский и Георгий Гапон 83
от Ленина до Клемансо, от Жореса до английской принцессы. Мода на Гапона росла. Появились театральные и просто балаганные представления о нем. Афиши пестрели буквами «Gapon». Он сам являлся на эти зрелища и упивался обращенными на него взорами. Гапон не упускал случая похвастаться, что в одном лондонском музее выставили его бюст (не был ли это музей восковых фигур?) и что «в Париже сделают тоже» (здесь он явно преувеличивал). Какая-то приехавшая из России дама сообщила ему, что якобы рабочие собирают деньги, чтобы поставить ему памятник. «При жизни! Как никому!» — восторгался Гапон.
Когда интерес к Гапону стал угасать, он объявил, что хочет устроить над собой общественный суд, чтобы оправдать свое имя в глазах рабочих, так как поползли слухи о его связях с тайной полицией. «Пусть докажут с документами в руках, что я — провокатор и предатель! А материала нету! Моя совесть чиста!»,— говорил он товарищу, отлично знавшему о его связях с царской охранкой. Он играл бескорыстного борца за свободу даже перед самим собой, забывая о полученных к тому времени деньгах от жандармерии на «раскрытие заговора против царя». Когда же представители левых партий согласились на такой суд, он объявил, что на него не пойдет и всю левую печать обвинил в том, что она подкуплена его врагами.
Как страстно хотят истерические личности быть больше, чем они есть на самом деле. Не задумываясь, готовы занять любой пост, лишь бы повыше и повиднее. Керенский, сугубо штатский человек, как су-
I дачили о нем, до этого ни разу в жизни не видевший пулемета и вряд ли способный отличить эсминец от крейсера, охотно принял пост военного и морского министра. Когда на заседании Временного правительства зашла речь о назначении его Верховным главнокомандующим, он вначале картинно отказывался, не в силах сдержать самодовольную улыбку, и, конечно, дал себя уговорить.
Гапон, не знавший различий в позициях разных революционных партий, охотно принял предложенную эсерами роль «надпартийного вождя всех рабочих». Его тоже пленила «верховная роль». Еще большей его авантюрой было намерение поднять в Петербурге вооруженное восстание. На собранные в России пожертвования Гапон закупил в Англии оружие и нанял пароход, капитан которого согласился вы-
Лрузить это оружие на пустынном острове невдалеке от русской гра— !
'ницы. По воспоминаниям Н. К. Крупской, Гапона поддерживал В. И.
• Ленин, который в этом предприятии видел переход от слов к делу и также мечтавший о вооруженном восстании. Но пароход сел на мель,
История глазами психиатра
а добраться до острова вообще оказалось невозможно. Гапон уже пробрался в Питер по поддельному паспорту и вынужден был скрываться в убогих квартирах рабочих. На Гапона это произвело удручающее впечатление. Жить нелегально, впроголодь, никому не показываясь, совсем не то, что выступать, ничем не рискуя, на людных собраниях. Истерические личности в крайних случаях готовы идти на жертвы, но на безвестные — никогда. Гапон явно видел себя вождем восстания, опрокидывающего трон и возносящего его самого на головокружительную высоту. Один из эсеров вспоминает, что в дни, когда ждали оружие, кто-то, не зная Гапона в лицо, сказал при нем: «Был у нас в России Гапон, а теперь нужен Наполеон!». Гапон, не смущаясь заявил: «А может быть я и буду Наполеоном». О том, как будущий вождь восстания должен готовить себя к этой роли, представления у Гапона были самые наивные. Учиться он не хотел, читать не любил. Зато в Женеве тренировался в стрельбе и брал уроки верховой езды.
Подчеркнутое внимание к своей внешности, костюму, манерам и позе, всегда наигранным и неестественным, служит той же цели — создавать впечатление о личности «необычной».
Керенский выбрал для себя позу Наполеона. Правую руку он закладывал за борт френча, а левую заводил за спину. Наполеон держал ею сзади треуголку. У Керенского ее не было и его левая рука довольно странно свешивалась с поясницы. Военный френч без знаков отличия словно показывал, что он, бывший адвокат, выше всех генералов и адмиралов.
Претендент на роль надпартийного вождя рабочих питал слабость к изысканной одежде. Выходец из крестьянской среды, смотревший на мир глазами бедного сельского духовенства, в богатой одежде Гапон видел верный сп^'-об пока_^гь свою незаурядность. В Париже, перед визитом к Клемансо он устроил безобразную сцену опекавшим его эсерам за то, что те не купили ему недавно вошедшую в моду рубашку с гофрированной грудью. Вернувшись в Россию, Гапон поразил знакомых тем, что стал слишком роскошно одеваться. Для того, кто собирался ежедневно бывать в бедных рабочих кварталах, такая вызывающая роскошь была ни к чему. Но Гапон этого не хотел понять.
В минуты опасности, когда требуется истинная твердость и неподдельная решительность, истерики обнаруживают всю свою слабость. В такие моменты они oxotfo отдают себя в распоряжение тех, кто случится рядом и изъявит готовность их спасать. Но когда опасность миновала, избавитель тотчас отодвигается на задний план, чтобы не мешал все заслуги приписать себе и еще раз покрасоваться.
Александр Керенский и Jeopuiu Гапон 85
Спасение Гапона из-под пуль 9 января взял на себя один из активных деятелей партии эсеров — Петр Моисеевич Рутенбург. Во время демонстрации у Нарвских ворот он шел рядом с Гапоном. Под пулями он затащил Гапона в ближайшую подворотню, руководил его переодеванием и пострижением. Конечно, у этого эсера были свои планы использовать Гапона, чтобы упрочить влияние своей партии в массах петербургских рабочих. Он решил укрыть Гапона на конспиративной квартире. Гапон был растерян, бледен, слаб, послушен, как дитя, его била нервная дрожь. Он охотно отдал Рутенбургу опасную теперь петицию к царю. Но как только они проникли в безопасную часть города, Гапона словно подменили. Незнакомым людям он называл свое имя, рассказывал как повел рабочих. С помощью тех же эсеров охотно укрылся в имении подальше от Петербурга, взял от них же крупную сумму денег, узнал, как тайком перейти границу, и сбежал от своих покровителей в Швейцарию.
Удрав 25 октября из Петербурга в Гатчину, Керенский там полу-" чил из Верховной ставки в Могилеве от генерала Духонина телеграмму, текст которой он понял так, что для борьбы с большевиками на фронтовые части рассчитывать не приходится. Прочитав текст, Вер—," ховный главнокомандующий... упал в обморок. Правда не молниеносно, не как подкошенный, а с той расчетливой скоростью, которая позволила его адъютантам подхватить его под руки и уложить в глубокое кресло. Над ним хлопотали с водой и нашатырным спиртом. Но он очнулся только после того, как один из офицеров вслух перечитал телеграмму и стало ясно, что кое-какую помощь Духонин все же обещал. Тут Керенский сразу оживился, приказал подать специальный поезд и отправился в Псков. Это был далеко не первый обморок у Керенского за его непродолжительную государственную карьеру. После страстных речей он не раз сваливался в полуобморочном состоянии, его отпаивали валерианкой и давали нюхать эфир. В Пскове командующий Северным фронтом генерал Черемисов встретил Керенского холодно и искренне посоветовал поскорее убраться за границу. Тогда Керенский обратился к командиру казачьего корпуса генералу Краснову, который еще недавно вел свой корпус на Петроград, чтобы свергнуть правительство Керенского и подавить Февральскую революцию. Но Краснов сам решил воспользоваться Керенским. Быстрым наскоком казаков он занял Гатчину. В царских покоях гатчинского дворца настроение Керенского круто изменилось. Теперь он уже отдавал приказы Краснову: «Я приказываю Вам, генерал, сегодня же идти дальше!». Но осторожный Краснов сперва овладел Царским
86, - История глазами психиатра
селом. Тотчас Керенский примчался туда в открытом автомобиле с адъютантами и нарядными дамами. Он уже захотел отодвинуть своего спасителя на задний план. Решил вдохновлять контрреволюционных казаков своими речами. Но красоваться ему не довелось. Под Пулковым красновцы встретили такое яростное сопротивление матросов и красногвардейцев, что о «водворении порядка в Петрограде» уже не могло быть и речи. Снова оказавшись в Гатчине, Керенский превратился в пленника красновских казаков, которые у его апартаментов выставили караул и вступили в переговоры с матросами-большевиками. В панике Керенский метался по комнате. Его страшил казачий самосуд. «Надо бежать! Машина ждет за парком. Если бы найти какой-нибудь костюм!». Жившая во дворце старуха — великая княгиня дала платье сестры милосердия. У нее же оказалась молодая особа тоже в костюме сестры милосердия (в части гатчинского дворца был госпиталь). Эта особа согласилась Керенского сопровождать. Молва приписывала эту роль известной актрисе Александрийского театра в Петрограде Е. Тиме. Второпях напялил на себя Керенский длинное серое платье, косынку и белый передник с красным крестом. Адъютанты не могли сдержать смех. Плохо выбритый, с рыжей щетиной, бледный от страха Верховный главнокомандующий был похож на старую рыхлую бабу с отвисшей челюстью. Смеха Керенский не мог снести даже в столь отчаянный момент. Сорвав с себя надетое, он опять в обморочном состоянии свалился в кресло. Но дал адъютантам снова натянуть на себя комический наряд. Инсценировка удалась. Казаки посторонились, давая дорогу молоденькой сестре милосердия, которая заботливо вела под руку другую, старую сестру, видимо полупарализованную, так как у нее подкашивались ноги. На этом маскарад не кончился. В Пскове Керенскому пришлось переодеться уже в костюм гусара, чтобы перейти границу.
Как известно, в минуту трудную, когда не удается выпутаться из неприятного положения, истерические личности нередко грозят суицидом и даже совершают демонстративные, но всегда неэффективные попытки самоубийства, стараясь все устроить так, чтобы их вовремя спасли. Все это делается, чтобы кого-то разжалобить или испугать и тот помог выкрутиться. 4 т
Керенский перед побегом призвал к себе Краснова и спросил его. «Как вы думаете, генерал, не следует ли мне покончить с собой?». Спросил с пафосом и с расчетом на помощь и спасение. Но Краснов холодно посоветовал ему сдаться в плен большевикам, так как за казаков он не отвечает. Мысли о самоубийстве сразу прошли. ^ f( (
Александр Керенский и Георгий Гапон TJff
В трудное положение попал однажды и Гапон. В одной газете появилось письмо рабочего Н. Петрова о том, что Гапон получает деньги от полиции. Известный своей честностью и преданностью дру гой рабочий Черемухин решил убить Петрова. Гапон охотно дал ему револьвер. Но тут другой сподвижник Гапона удрал с крупной суммой денег. На большом собрании рабочих Гапон вынужден был признать ся, что деньги получил от полиции, но, как он говорил, не для себя, а на хорошее дело — на организацию рабочих клубов. Тут Черемухин с возгласом «Нет правды на земле!» пустил себе пулю в висок из ре вольвера, что дал ему Гапон. Тот бросился к мертвому и всем своим поведением дал понять, что хочет последовать за ним. Рабочие отня ли у него револьвер и долго (по словам Гапона полтора часа) упраши вали своего батюшку не убивать себя. Тот долго куражился, но, конечно, дал себя уговорить не накладывать на себя рук, когда все присутствующие дали торжественную клятву всю жизнь служить ра бочему делу! 'р ** L
Если истеричные натуры охотно отдаются во власть своих опекунов в минуты опасности, то на пути к славе они популярность ни с кем делить не желают. Соперников своих стараются всячески унизить и по возможности от них избавиться.
Когда на рабочих окраинах Петербурга назревали события 9 января социал-демократы и эсеры старались взять руководство ими в свои руки. Но проповеди Гапона так настраивали рабочую массу против «интеллигентов» и «студентов», что фанатичная толпа изгоняла с собраний профессионалов-революционеров, а кое-где их даже избивали. Гапон никак не препятствовал этим эксцессам, хотя в те дни пользовался огромным влиянием. В революционерах он тогда видел своих соперников, с которыми популярности среди рабочих делить не хотел.
Что вызвало у Керенского жгучую ненависть к кадету Милюкову и меньшевику Мартову — лидерам сотрудничавших с ним партий? Никаких принципиальных расхождений по программным вопросам у них не было Но однажды, после какой-то трескучей речи Дума стоя овацией приветствовала Керенского. Но как впоследствии вспоминал Керенский: «в минуту этого национального взрыва некоторые вожди... продолжали сидеть, когда все собрание поднялось, как один человек. Эти непримиримые были: интернационалист с.-д. Мартов и к.-д. Милюков».
Истериков, рвущихся к славе и власти, отличает удивительная беспринципность. Они с легкостью меняют взгляды, вкусы, уста-
4|| t., История глазами психиатра
новки, следуя только одной цели — удовлетворению тщеславия. На первых порах эту беспринципность другие могут принимать за гибкость, незлобивую уступчивость, интерес к новым взглядам. Но подобная ошибка вскоре обнаруживается. Не случайно, что поднятые на вершину волны стихийного Движения истерические вожди на спаде этой волны предают то движение, которое их вознесло.
Бежав после январских событий 1905 г. за границу и потеряв связь с опекавшими его эсерами, Гапон попал в Женеву. Без знания языков, без средств, он на первых порах оказался в затруднительном положении. Тогда он явился к жившему там Г. В. Плеханову и признался, что в душе всегда был социал-демократом и сейчас считает себя таковым, что 9 января его спас социал-демократ (хотя отлично знал, что это был эсер). Плеханов Гапона встретил с удивлением, довольно холодно, но помог устроиться. Он спросил Гапона, что если тот — социал-демократ, то нельзя ли об этом написать Каутскому и напечатать в его газете «Форвертс». «Не только напишите, телеграфируйте!» — воскликнул Гапон. Когда впоследствии все прояснилось, все чувствовали себя неловко, кроме Гапона, который заявил, что его неправильно поняли. На собраниях социал-демократов он соглашался с одними взглядами, у эсеров — с противоположными. Эсеры приняли сперва Гапона в свою партию. Но их жесткая партийная дисциплина Гапону сразу пришлась не по душе. Истерик не выносит дисциплинарных преград для своего эгоцентризма. Своими хвастливыми и противоречивыми заявлениями Гапон быстро поставил эсеровскую партию в такое неудобное положение, что не прошло и двух месяцев, как его попросили выйти.
В подворотне среди раненых 9 января Гапон кричал: «Нет больше Бога! Нет больше царя!» Вечером того же дня подписывает составленную от его имени эсерами прокламацию «Смерть зверю-царю!». Но не проходит и года как он посылает царскому министру Дурново письмо, где распинается о святости особы государя. Кончил же Гапон предательством и изменой. Тайно вернувшись из эмиграции в Россию в надежде поднять вооруженное восстание, но увидев спад революционной волны, страшась, что его арестуют и повесят, он легко пошел на связь с царской охранкой. Он дал себя «уговорить» одному из высших полицейских чинов Рачковскому. Тот умело подыскал ключ к сердцу Гапона. действуя лестью, восторгами в его «гениальности», «откровенными» признаниями, каким опасным считает Гапона царская охранка. Доверительно рассказал Гапону, что его прокламация и публичное письмо царю навели на того мистический ужас. Рачковский
F
Александр Керенский и Георгий Гапон • 39
говорил Ганону, что у правительства нет талантливых людей. И ломая руки, дрожащим голосом этот полицейский генерал изливался Гапону: «Я — стар. Никуда уже не гожусь. А заменить меня некем. России нужны такие таланты, как вы. Возьмите мое место! Мы будем счастливы!». Гапон, видимо, таял от удовольствия. Наконец, он услышал то, чего не мог дождаться от революционеров. «Рачковский сразу поддался моему обаянию, — заявил он в последствии.— Я людей знаю хорошо и видел это ясно!». Лиса-Рачковский старался не зря. Сыр выпал изо рта вороны. По настоянию Рачковского Гапон тут же написал компрометирующее его письмо с сожалением о своих прежних «крайних взглядах» министру внутренних дел Дурново. Тогда Рачковский передал Гапона в руки начальника петербургской охранки, а тот уже не церемонился. Потребовал называть имена и конспиративные явки, а взамен получать деньги.
А Керенский? Став министром юстиции, он ратовал с думской трибуны за отмену смертной казни, став военным министром, сразу потребовал ее возобновления. Он громче всех кричал о мире и погнал измученную армию в наступление. Он издавал одни приказы и тут же заменял их противоположными. Своими речами он расшатывал и без того слабую дисциплину, а потом пытался ее укрепить «эффектными» мерами. Например, он придумал беспрецедентное наказание для пулеметного полка в Петрограде, выступившего в июне 1917 г. против временного правительства. Безоружными вывели солдат на площадь и предали поруганию — под свист и улюлюканье зевак «заклеймили позором». Не случайно в октябре этот полк одним из первых перешел на сторону большевиков и охранял Смольный. Керенский заигрывал с рабочими, когда ему грозил Корнилов, и бросился в объятия корниловца Краснова в страхе перед большевиками. Уже в мае он предал ту революцию, которая вознесла его в феврале.
Склонность к соблазнительным фантазиям, как известно, является неотъемлемой чертой истериков. Но особенно они предаются несбыточным грезам, когда действительность оказывается совсем не такой, какой хотелось бы.
Гапон, «соблазняя» одного из эсеров-террористов службой в царской охранке мечтал о том, как хорошо было бы взорвать департамент полиции, где, видимо, по его представлению, хранились компрометирующие его документы. Деньги от охранки можно и взять, но пустить их на пользу рабочих. А самой охранке можно никого не выдавать. А если и придется кого-то назвать, то этого человека можно заранее предупредить и он успеет скрыться. Надо только «как-
90,,. j История глазами психиатра
нибудь» устроить, чтобы все спаслись. А речь шла о выдаче заговора об убийстве одного из министров, и выданных ждала бы виселица. Будучи сам агентом охранки, Гапон предлагал убить и ее начальника, и Рачковского — тех, кто его завербовал и даже предлагал эсерам свои услуги, только чтобы ему «помогли».
Высокое положение Керенского определяло и далеко идущие мечты. Безумной фантазией было бросить в наступление против немцев деморализованную, уставшую, плохо вооруженную русскую армию и ждать лавровый венок победителя. У фронтовых частей, уже возненавидевших после этого Временное правительство, он решил искать помощи в борьбе с перешедшим на сторону большевиков петроградским гарнизоном. «За солдатскую массу я отвечаю! Я сам поведу войска к Петрограду!» — заявил он утром 25 октября. Его приказы носили иногда нелепо-фантастический характер. Узнав о том, что суда Балтийского флота (неизвестно какие) устремляются к Неве, Керенский радиограммой отдает решительный, но весьма неопределенный приказ: «Всем судам, идущим в Петроград без разрешения Временного правительства! Приказываю: командирам подводных лодок топить суда, не повинующиеся Временному правительству». Так как никому, да и ему самому, неизвестно было, какие суда не повинуются, а на подступах к Неве никаких подводных лодок не было, то неизвестным оставалось кто кого должен топить.
Оказавшись с Красновым в Царском селе, Керенский немедленно воспользовался его мощной радиостанцией и отдал приказ давно ему не повинующемуся петроградскому гарнизону: «Всем частям Петроградского военного округа, по недоразумению и заблуждению примкнувшим к шайке, вернуться не медля ни часу, к исполнению своего долга. Идите спасти Петроград от анархии, насилия и голода и Россию от несмываемого позора, наброшенного темной кучкой невежественных людей, руководимой волей и деньгами императора Вильгельма».
При всей недальновидности, отсутствию реальных планов к нерассудительности истерические натуры оказываются удивительно предусмотрительными во всем, что касается денег.
Гапон из своей неожиданной популярности сумел извлечь немалую материальную выгоду. За 10 тыс. рублей согласился издать свои воспоминания о 9 января. Он печатался в лондонской «Тайме» и эта респектабельная газета платила ему бешеные гонорары. Разыграв роль «надпартийного вождя», за которым идут «все рабочие России», от неизвестного лица Гапон заполучил огромный по тем временам капитал в 50 тыс. франков на «организацию революционного движе-
Александр Керенский и Георгий Гапон 91
ния». Ходили слухи, что эти деньги были из весьма сомнительного источника — от японского посланника в Париже. Россия еще вела войну с Японией. Вряд ли до Гапона эти слухи не доходили. В его адрес поступало еще много разных пожертвований. Конечно, значительная часть этих денег шла далеко не на революционные дела. Вернувшись в Россию, Гапон вскоре стал жить на широкую ногу, ездил по роскошным ресторанам, шикарно одевался. Один из эсеров вспоминает, как в Москве мчался Гапон на тройке по только что сожженной и расстрелянной рабочей Пресне пировать в «Яр». С гиканьем и свистом, как загулявший купчик. И в России Гапон сумел заполучить от Витте 30 тыс. на «восстановление рабочих отделов» (т. е. клубов).
Когда Керенский после Октябрьской революции сбежал за границу, на его личном счету в иностранном банке оказалось 350 тысяч рублей золотом! Вряд ли он сумел скопить их из прежних адвокатских гонораров или за 8 месяцев министерского жалованья.
Истерических вождей ждет, как правило, безрадостная судьба. Час их величия уходит, как только минует момент стихии, ситуация меняется и от лидеров общественных движений уже требуются не громкие слова и бурные эмоции, а ум, выдержка и воля. Не склонные к самокритике, всегда готовые свалить вину за свои неудачи на других, беспринципные, готовые на предательство истерические вожди пожинают горькие плоды.
Вся остальная жизнь Керенского — эмиграция, мечты о несбывшихся надеждах, фантастические планы, неискренние мемуары, попытки читать лекции о России. Эмигранты его презирали. Раз на одной из лекций он получил публичную пощечину со словами «Предателю России!».
Судьба Гапона гораздо трагичней. Группа эсеров-террористов, узнав, что он хочет выдать их боевую организацию, сурово с ним расправилась. П. М. Рутенбург, спаситель Гапона 9 января, назначил ему свидание на даче под Петербургом, в Озерках. Гапон приехал, чтобы еще раз попытаться соблазнить Рутенбурга службой в охранке. Рутенбург умело повел разговор, и Гапон раскрыл карты. Предложил Для начала от имени охранки 25 тысяч. Крупные суммы, получаемые от охранки, готовность отправить товарищей на виселицу — все прозвучало в ответах Гапона на искусные вопросы Рутенбурга. А за стеной сидела и слушала группа рабочих-эсеров. Короткий самосуд и тут Же на даче Гапона повесили.
Был ли Гапон провокатором от начала до конца, как это было при-fbrro представлять некоторыми советскими историками в прошлом?
г
История глазами психиатра
Скорее, это упрощенная точка зрения. Истерическим личностям свойственны >.< рывы, когда они возносятся на головокружительною высоту л иами верят в свое предназначение. Но они бросают свои увлечения, как только они перестают удовлетворять их эгоцентрические потребности и устремляются к крайностям, нередко противоположным
В И. Ленин в Женеве расспрашивал Гапона о 9 января и после этой беседы написал: «На меня он произвел впечатление человека, безусловно преданного революции, инициативного и умного, хотя, к сожалению, без выраженного революционного миросозерцания» (Соч., изд 5-е, т. 10, с 180). Не прошло и года как этот «безусловно преданный революции» стал агентом царской охранки. Зато Н. К. Крупская, поившая Гапона чаем и беседовавшая с ним о его прошлой жизни, назвала его хитрым попом, шедшим на какие угодно компромиссы. Эти две, казалось бы, исключающие друг друга характеристики отражают суть истерической личности Разные личины они умеют надевать не только для других, но и для самих себя.
С точки зрения психиатрической диагностики, руководствуясь критериями П Б Ганнушкина — О. В Кербикова, у Гапона можно было бы диагностировать истерическую психопатию (гистрионичес-кое расстройство личности, по 10-му пересмотру Международной классификации болезней) Его истерические черты не позволили cmj адаптироваться ни как священнику, ни как вождю стихийной массы, ни в среде революционеров, ни в царской охранке Зато Керенский скорее может служить примером истероидного типа акцентуации характера, т. е. крайним вариантом нормы. Он был преуспевающим адвокатом, вознесся на волнах Февральской революции и вовремя унес ноги, когда дело запахло для него порохом, и довольно неплохо приспособился к жизни в эмиграции — дотянул до глубокой старости.
История дает не только социальные, но и психологические уроки Когда во главе разного рода «стихийных взрывов», «ультра революционных порывов» встают истерические личности, внешне эффектные, внутренне пустые, можно смело предполагать, что печальная судьба ждет и их самих, и возглавляемые ими движения.
1
Настоящий очерк был подготовлен к публикации 20 лет назад, в журнале «Наука и религия» (1970, №1), но исключен по указанию «руководящих органов», нашедших, видимо справедливо, что он будет вызывать «нежелательные ассоциации»
Дата добавления: 2015-02-06 | Просмотры: 771 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|