Глава 4. Межпозвонковые диски — против теории остеохондрозов
Критику теории дискогенных остеохондрозов мы начнем с критики роли краевых костных разрастаний позвонков в понимании сторонников этой теории.
С давних времен в медицине существует представление о так называемых артрозах, проверенное многолетней практикой. По современным понятиям, артрозами называют такие заболевания суставов, для которых характерны обменно-дистрофические (дегенеративные) поражения.
Дискогенные остеохондрозы позвоночника, по сути официально принятого ныне представления о них, являются артрозами суставов позвоночника. Название заболевания (остеохондрозы) специально подчеркивает это положение.
Но в ряду артрозов организма человека место артрозов суставов позвоночника давно уже занято. Это место занимают спондилозы (крупные суставы позвоночника) и спондилоартрозы (мелкие суставы позвоночника). Название происходит от греческого спондилос — позвонок. Основное практическое значение имеют спондилозы (часто применяется название «спондилезы»).
Естественно возникает вопрос, зачем же понадобилось вводить новое нозологическое понятие «остеохондроз», если уже существует понятие «спондилоз»?
Дело в том, что синдромы остеохондроза значительно шире и не вмещаются в перечень синдромов спондилоза, более того, резко отличаются от синдромов спондилоза.
Спондилоз (деформирующий спондилоз) — самая распространенная форма дистрофического процесса позвоночника. Спондилоз характеризуется изменениями в телах позвонков, краевыми костными разрастаниями позвонков. Характерно поражение многих позвонков. Особо подчеркивается, что даже большие костные разрастания позвонков могут не давать каких-либо ощущений. Боль при спондилозе не достигает большой интенсивности, чаще всего вообще не ощущается.
Диагноз при этом заболевании ставят по выявленным на рентгенограммах позвоночника изменениям, развитию костных разрастаний (остеофитов) на краях тел позвонков. Как правило, рентгенограмма является единственным основанием для диагностирования спондилоза.
Вот как характеризуют артрозы член-корреспондент АМН СССР В. Насонова и ее сотрудники («Медицинская газета», 8 февраля 1984 г.): «Своевременная диагностика деформирующего остеоартроза и, следовательно, раннее проведение терапевтических мероприятий затруднены: заболевание начинается обычно скрыто, и больные обращаются к врачу по поводу болевого синдрома в довольно далеко зашедших стадиях процесса».
Дискогенные остеохондрозы суставов позвоночника (дискозы) характеризуются синдромами, совершенно отличными от синдромов спондилозов и вообще артрозов.
Так, для остеохондрозов характерны ярко выраженные интенсивные болевые ощущения и ограничение подвижности позвоночника, хотя при этом заболевании поражаются, как правило, один-два диска. Напомним, что для спондилоза характерно поражение многих позвонков без ограничения подвижности и практически без болевых ощущений.
Краевые костные разрастания позвонков, обязательные для спондилозов, при остеохондрозах обычно небольшие или вообще отсутствуют.
После излечения всех клинических синдромов остеохондроза краевые костные разрастания позвонков, если таковые имели место, остаются в том же виде, это хорошо видно на рентгенограммах. Следовательно, говорить о какой-то роли деформации близлежащих тканей костными разрастаниями при остеохондрозе не приходится. Значит, краевые костные разрастания позвонков (деформирующий спондилоз) существуют сами по себе, а остеохондроз — сам по себе. Лишь случайное совпадение сводит вместе эти два заболевания, совпадение это совершенно необязательное. Остеохондрозы явно не вписываются в ряд артрозов. Артрозный компонент в виде краевых костных разрастаний позвонков приобщен к остеохондрозам явно искусственно, и это является первым свидетельством некорректности теории остеохондрозов.
Сторонники теории дискогенных остеохондрозов стремятся изобразить остеохондроз как некую комбинацию запущенного спондилоза с очень важным добавлением — дистрофией межпозвонковых дисков.
Но здесь против теории остеохондрозов выступают «главные отрицательные герои» этой теории. Да, да, против «выступают» межпозвонковые диски. А «выступают» они очень оригинальным способом: они, если верить теории остеохондрозов, не подчиняются законам физики, чего, естественно, быть не может.
Зададимся вопросом, в какую сторону смещается студенистое ядро межпозвонкового диска при остеохондрозе?
Ответ на этот вопрос кажется очевидным. Во всех без исключения иллюстрированных специальных статьях и руководствах движение ядра диска при остеохондрозе направлено назад, в сторону позвоночного канала (спинного мозга). В абсолютном большинстве руководств можно прочитать однозначное мнение, что при остеохондрозе имеет место или выпячивание диска (диск выбухает кзади от тела позвонка в полость позвоночного канала), или грыжа диска (выпадение пульпозного ядра диска в полость позвоночного канала).
Иногда авторы на всякий случай пишут, что вообще-то грыжа диска может выпячиваться кпереди, кзади, а то и в сторону от позвонков. Но весь смысл теории остеохондрозов как раз и заключается в том, что ядро диска перемещается в сторону позвоночного канала, в сторону спинного мозга, корешков спинномозговых нервов и сдавливает их.
Отвечая на вопрос, связанный с мануальной терапией, И. Антонов с сотрудниками пишет: «На ранних стадиях болезни, когда имеются уже дегенерация межпозвонкового диска и микротрещины в фиброзном кольце, грубые манипуляции (встряхивания, поколачивания и другие) могут привести к разрыву задней части фиброзного кольца и образованию выпячивания диска. Если фрагмент диска пролабирует более чем на одну треть своего объема, что как раз и бывает в большинстве случаев корешковой компрессии, то хиропрактические приемы нередко приводят к еще большему его выталкиванию назад, вплоть до полного разрыва фиброзного кольца и задней продольной связки со сдавлением конского хвоста». Итак, при остеохондрозе ядро межпозвонкового диска движется назад. Так гласит теория дискогенных остеохондрозов.
Как известно, поясничный отдел позвоночника имеет прогиб вперед (лордоз). При этом позвонки поясничного отдела веерообразно «раскрыты» вперед. Каким образом увеличение продольной осевой нагрузки P (рис. 1) на позвоночник заставляет ядро межпозвонкового диска при остеохондрозе, уж коль оно собирается «выскользнуть» в виде грыжи, упорно стремиться, вопреки законам физики, «выскользнуть» не вперед, туда, где свободнее, а в сторону максимального сопротивления, назад? И так ведут себя ослабленные, дистрофичные диски! Откуда у этих сугубо пассивных элементов позвоночника такая огромная сила, что они все-таки ухитряются из относительно широкого межпозвонкового участка втиснуться в самое узкое место межпозвонковой щели и даже преодолевают сопротивление связочного аппарата позвоночника?
Естественно, межпозвонковые диски не могут опровергать законов физики. Но, в таком случае, межпозвонковые диски, образно говоря, «протестуют» против теории дискогенных остеохондрозов. Не теория, а сплошные неувязки.
Очевидная некорректность теории остеохондрозов не смущает ее сторонников, теория процветала и процветает в качестве официальной точки зрения неврологии и медицины.
Как и следовало ожидать, подобная теория не могла быть плодотворной и не могла обеспечить лечебного успеха. Более того, теория дискогенных остеохондрозов систематически компрометируется основанными на этой теории методами лечения, особенно хирургическим.
Оценка практической работе, основанной на теории остеохондрозов, дана во многих изданиях.
Журнал «Огонек», № 27, 1987 г. (статья посвящена
Н. А. Касьяну) упоминает «…тысячи больных, безымянных, которых либо изувечила своими методами, либо вовсе отринула официальная медицина…»
Газета «Труд», 26 июля 1988 г.: «…замучил радикулит, а от врачей толку никакого — вот уже два месяца колют анальгином, известное место все изрешечено, а двинуться все равно невозможно. Вот так же точно в эту самую минуту в разных концах страны “лечат” десятки, сотни тысяч больных, тратят огромные суммы на зарплату врачей, на содержание больниц, медикаменты, выплачивают невообразимые суммы из средств соцстраха — и все это почти без смысла, без результата».
Оценка практики, основанной на теории остеохондрозов, резкая, но в высшей степени справедливая. Дальше, как говорится, ехать некуда.
Больших успехов в лечении заболеваний позвоночника в последние годы добилась мануальная терапия. Но она не только не смогла поколебать теорию дискогенных остеохондрозов, она едва освободилась от террора официальной медицины.
Мануальная терапия находится в сложном положении, она сама нуждается в теоретическом обосновании. Не имея теоретического обоснования своей успешной практики, многие представители мануальной терапии стали вынужденно приспосабливаться к официально принятой теории дискогенных остеохондрозов, искусственно объединяя эту теорию со своей практикой, хотя практика мануальной терапии — сплошное противоречие теории дискогенных остеохондрозов. Так поступают даже ведущие мануальные терапевты — Н. А. Касьян, А. А. Лиев и другие.
Совершенно очевидно, что удары (да еще и одноразовые) по спине в районе позвоночника, практикуемые, например, Н. А. Касьяном, не могут оказать немедленного непосредственного лечебного воздействия на дистрофию костных и хрящевых позвоночных элементов. Более того, эти удары должны буквально «вгонять» грыжу диска в позвоночный канал, резко ухудшая состояние больного (законы физики не отменены, вспомните, как насаживают молоток на рукоятку!). Однако фактическое состояние больного немедленно заметно улучшается, перечеркивая теорию дискогенных остеохондрозов.
Пока еще не поколебала теорию дискогенных остеохондрозов и акупунктура (иглоукалывание). А ведь именно иглотерапевты имеют возможность изящно доказать научную несостоятельность теории дискогенных остеохондрозов, необходимость ее исключения из медицинской науки и практики. Это же можно сказать и о названии заболевания: термин «остеохондроз» не имеет права на существование, так как совершенно не соответствует тому заболеванию, которое он пока еще именует.
Мы переходим к доказательству некорректности теории дискогенных остеохондрозов на основе результатов многолетней практики акупунктуры (иглоукалывания). Автор сознательно не употребляет принятого в нашей стране термина «рефлексотерапия» для акупунктуры, так как имеет достаточно доказательств того, что данный термин серьезно искажает сущность метода акупунктуры и поэтому употребляться не должен.
Глава 5 Иглоукалывание опровергает дискогенность остеохондрозов.
Да здравствуют диски!
В теории дискогенных остеохондрозов межпозвонковые диски считаются главными виновниками выраженного болевого синдрома в области позвоночника.
Это они, диски, став слабыми и дистрофичными, перестают сопротивляться нагрузкам на позвоночник и делают нас нетрудоспособными, заставляют терпеть острую боль.
Справедливости ради следует поинтересоваться, в каких условиях находятся сами межпозвонковые диски в нашем организме. Чтобы иметь об этом правильное представление, необходимо вспомнить о мышечном тонусе.
Мышцы нашего организма постоянно напряжены. Это состояние длительного неполного сокращения (напряжения) мышц, не сопровождающееся утомлением, носит название мышечного тонуса.
В постоянном напряжении находятся и мышцы спины. Все эти мышцы в течение всей нашей жизни беспрерывно стремятся сжать позвоночник даже при полном отсутствии каких-либо других нагрузок на него. То же самое делают и другие мышцы туловища.
Дополнительные сжимающие нагрузки, естественно, увеличивают сжатие позвоночника. И главными защитниками позвоночника от чрезмерного сжатия, от превращения его в жесткую несгибаемую конструкцию с плотно прижатыми друг к другу позвонками являются межпозвонковые диски. Они тоже работают в течение всей нашей жизни без перерывов — и во время тяжелой работы, и во время сна. Межпозвонковые диски — это своеобразные пружины, непрерывно противодействующие, по меньшей мере, тонусу мышц, а при сжимающих нагрузках — еще и нагрузкам.
А теперь мы переходим к рассмотрению некоторых особенностей акупунктуры (иглоукалывания), о которых не упоминается ни в одном из доступных автору сообщений в печати.
Иглотерапевты, как пользующиеся традиционными специальными иглами, так и пользующиеся современными электронными приборами со специальными зондами (электропунктура), во время процедур оставляют на коже больного точечные следы в тех местах, где игла проходила через кожу или зонд касался кожи своей иглой. Эти точечные следы на коже пациента будут играть важную роль в наших исследованиях.
При выраженном болевом синдроме в области позвоночника специалисты-иглотерапевты часто делают уколы в точки на коже спины по обе стороны от позвоночника, находящиеся на строго определенном для каждого человека расстоянии от оси его позвоночника. Уколы делаются в точки, расположенные на уровне середины расстояния между остистыми отростками соседних позвонков.
Предварительно, еще до уколов, иглотерапевт пальпированием определяет сжатые сверх нормы межпозвонковые диски. В большинстве случаев бывает один сжатый сверх нормы диск, реже — два и уж совсем редко — больше двух чрезмерно сжатых дисков.
Сразу после первого сеанса иглоукалывания точечные следы уколов на коже спины в области поясницы часто выглядят так, как показано на рис. 2, а.
Перед следующим сеансом иглоукалывания через сутки расположение тех же самых точечных следов уколов на коже спины заметно изменяется. Все без исключения точечные следы ощутимо дрейфуют вверх от неподвижного крестца (рис. 2, б). Следовательно, дрейфует вверх от крестца весь остальной позвоночник со всеми его позвонками и межпозвонковыми дисками. Однако дрейфуют вверх позвонки и межпозвонковые диски по-разному.
При дрейфе позвоночника вверх, как правило, все расстояния между соседними позвонками R остаются без изменений, кроме одного, r, которое увеличивается. Интересно, что увеличивается то самое расстояние между двумя соседними позвонками, которое единственное было меньше всех остальных и где пальпированием определялся чрезмерно сжатый межпозвонковый диск. В нашем примере (рис. 2) это расстояние между пятым поясничным позвонком L5и крестцом (расстояние L5–S1). Такая картина означает, что чрезмерное сжатие межпозвонкового диска, находящегося между позвонком L5и крестцом S (в нашем примере — пятого поясничного диска L5), в результате сеанса иглоукалывания не только прекратилось, но диск к тому же восстановил свои прежние размеры.
Обычно сеансы следуют через сутки, но наблюдать описанный дрейф позвоночника можно через несколько часов, а иногда даже во время первого сеанса!
Вдумаемся в сказанное. Всего за несколько часов, иногда уже во время первого сеанса, межпозвонковый диск, тот самый диск, который теорией дискогенных остеохондрозов объявлен хилым и дистрофичным, да еще и навсегда заблокированным мышцами, вдруг восстановил свои прежние размеры, показав, что вовсе не терял своих упругих свойств. И это он один сумел раздвинуть всю мощную массу мышц спины и вообще туловища, мешавших ему это сделать своим тонусом и дополнительным напряжением от нагрузок! И сумел сделать так быстро! А это значит, что диск не был в состоянии дистрофии, он находился в состоянии добротной пружины, которую все время сжимала какая-то сила. Сжимала, но не сломала, не испортила. Диск в противовес утверждениям теории дискогенных остеохондрозов во все время сжатия был в постоянной отличной рабочей форме, он «трудился» больше, чем обычно, «трудился» изо всех сил, но не мог преодолеть какую-то превосходящую силу, сумевшую закрепить сжатый и все время сопротивляющийся диск какой-то «защелкой». И как только этому межпозвонковому диску помогли освободиться от «защелки» и чрезмерного сдавливания, он тут же принялся расталкивать мощные мышцы туловища. И оказывается, что не истощен этот диск, не дистрофичен он и не «замучен тяжелой неволей», да еще и навсегда, а находится в действующем состоянии и сразу же полноценно выполняет свои функции. Он один восстанавливает позвоночник!
А разве не это же самое доказывает Н. А. Касьян, когда одним точным ударом «сбрасывает защелку» и чрезмерное сжатие диска, и этот диск тут же, немедленно показывает, что он не дистрофичен, а жив и здоров, да еще и приносит исцеление, подняв расположенную выше часть туловища больного и противодействуя к тому же, по крайней мере, нормальному тонусу многих мышц.
Вот уже много лет у автора нет никаких сомнений в том, что теория дискогенных остеохондрозов построена на принципиально ошибочных основаниях. В тех случаях, когда пациенты приходили от других специалистов после безрезультатного лечения, с первой встречи автор все эти годы внушал им понимание того, что их диски, «оклеветанные» без всяких оснований, не только «не виноваты» в заболевании, но именно они только и способны восстановить работу позвоночника, если им помочь это сделать. Дело медицины — обязательно помочь дискам.
Заболевание не является дискогенным, межпозвонковые диски — не виновники беды, а «герои-спасители» позвоночника. Да здравствуют межпозвонковые диски!
Необходимо заметить, что не всегда пострадавшим оказывается пятый поясничный диск, на его месте может оказаться любой другой. Не всегда пострадавшим бывает один межпозвонковый диск, реже бывают два и совсем редко — больше двух. Не всегда удается восстановить сразу прежние размеры диска, в тяжелых случаях восстановление размеров достигается только в два-три этапа. Не всегда удается восстановить прежние размеры диска в один сеанс, в тяжелых случаях удается это сделать одномоментно, но через несколько сеансов. Но смысл происходящего от этого не изменяется. Освобожденные от чрезмерного сжатия диски сами восстанавливают существовавший до сжатия «порядок» в позвоночнике. Конечно, еще остаются последствия сжатия в окружающих тканях (отеки, болевые ощущения и другие), они требуют лечения. Но позвоночник уже восстановлен и обеспечивает такую возможность.
Уже стали журнально-газетными штампами выражения типа «Н. А. Касьян вправляет диски, вправляет грыжи дисков».
Нет, Н. А. Касьян не вправляет диски, не вправляет грыжи дисков: Н. А. Касьян освобождает межпозвонковые диски от чрезмерного сжатия! Это же делают и иглотерапевты.
Наконец, мы должны перестать говорить о пояснично-крестцовых вариантах заболевания, а говорить только о поясничных его вариантах, так как в крестцовом отделе позвоночника не может быть чрезмерного сжатия межпозвонковых хрящевых дисков, их там нет. Пояснично-крестцовое «происхождение» могут иметь ишиас (воспаление седалищного нерва), компрессионные заболевания спинномозговых нервов, образующих седалищный нерв.
А собственно говоря, о каком заболевании мы теперь ведем разговор? Дискогенный характер заболевания, рассматриваемого выше, нами отвергнут. Очевидно также, что заболевание не является остеохондрозом ни со стороны костных элементов, ни со стороны хрящевых элементов суставов позвоночника. Это было доказано. Тогда какое же заболевание пока еще именуют «дискогенным остеохондрозом»?
Ответ на этот вопрос целесообразно начать с исследования той самой причины, которая, преодолевая упругость диска, сжимает его сверх нормы и еще заставляет длительное время находиться в таком сжатом состоянии.
Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 742 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
|