АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

II. Противоречия в понимании причин нашего духовного кризиса

Прочитайте:
  1. I. Главная причина всех болезней
  2. II. Другие причины слабости и периодических нарушений сознания
  3. II. Как устранить и предупредить главную причину всех болезней
  4. II. По уровню реализации причинного фактора.
  5. III. Главная причина преждевременной старости, выпадения и поседения волос: средство сохранения молодости и красоты
  6. IV. Нейрогенные причины
  7. IV. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
  8. XII. Хроническая форма сердечная недостаточность, понятие, причины, механизмы развития
  9. Алгоритм фармацевтичної опіки при відпуску лікарських засобів для профілактики захворювань, спричинених йодною недостатністю

Двумя главными антагонистическими точками зрения на причины нашего духовного кризиса являются идеалисти­ческая и марксистская. Религиозным мыслителям и филосо­фам-идеалистам было с самого начала ясно, что кризис оце­нок - это не результат, а, скорее, причина кризиса нашей ци­вилизации. По их мнению, борьба различных сил в истории человечества объясняется расхождением между привержен­ностью к авторитету или к меняющимся оценкам. Отказ со­временного человека от христианских, а затем и от гуманис­тических оценок - конечная причина нашего кризиса, и пока мы не восстановим духовное единство, наша цивилизация обречена на гибель. Марксисты придерживаются противопо­ложной точки зрения. По их мнению, то, что происходит в ми­ре в настоящее время, - не что иное, как переход от одной экономической системы к другой, а кризис оценок - это всего лишь шум, создаваемый столкновением этих систем.

Сторонники либерализма считают, что нужно освобо­дить экономическую систему от государственного вмешатель­ства в рыночные отношения, а духовную сферу предоставить самой себе. Марксист рассматривает идеологию и оценки как часть общественного процесса, однако сосредоточивается в основном на экономическом аспекте общества и надеется на то, что после установления надлежащего экономического по­рядка в силу диалектической взаимозависимости автомати­чески наступит всемирная гармония. И поскольку источник наших разногласий надо искать в антагонизмах, присущих капиталистической системе, то вполне естественно, что унич­тожение этой системы поставит все на место.

Я считаю крупным достоинством марксистского подхо­да, по сравнению с чисто идеалистическим, осознание того факта, что вся культурная жизнь и сфера оценок зависят от некоторых социальных условий, среди которых основная роль принадлежит характеру экономического строя и соответству­ющей классовой структуры. Такая постановка вопроса откры­ла новое поле исследования, которое мы называем социоло­гией культуры. С другой стороны, исключительное значение, придаваемое экономическому базису общества, с самого начала ограничило кругозор этой новой науки. С моей точки зрения, куль­турная жизнь зависит от множества других социальных факторов и условий, и вокабулярий социологии, рассматривающей

[427 ]


кризис культуры лишь с помощью категории «класса», слиш­ком уж сильно ограничен, равно как и точка зрения, согласно которой кризис оценок объясняется лишь экономическими и классовыми факторами.

Различие между двумя социологическими подходами -марксистским и моим - становится еще яснее при рассмотре­нии предлагаемых ими способов исцеления общества. Со­гласно марксистской точке зрения, надо лишь установить над­лежащий экономический порядок - и существующий хаос в оценках исчезнет. С моей точки зрения, здоровая экономичес­кая система - обязательное условие выхода из кризиса, одна­ко этого вовсе не достаточно, поскольку есть множество дру­гих социальных условий, влияющих на процесс создания и распространения ценностей, причем каждое из них надо рас­сматривать отдельно.

Оба социологических подхода, как мой, так и марксис­тский, едины в том, что бесполезно рассматривать ценности абстрактно; их толкование должно быть увязано с соци­альным процессом. Ценности4 находят свое выражение прежде всего в том выборе, который делают индивиды: отда­вая предпочтение одному перед другим, я произвожу оценку. Однако ценности предстаю" не только в субъективном реше­нии как выбор, осуществляемый индивидами; они выступают также и в виде объективных норм, т. е. советов; делай то, а не другое. В этом случае они устанавливаются обществом и слу­жат для регуляции человеческого поведения. Основная функ­ция этих объективных норм состоит в том, чтобы заставить членов общества действовать и вести себя таким образом, чтобы вписываться в модели существущего порядка. Благо­даря своему двойственному происхождению оценки лишь час­тично являются выражением субъективных устремлений, час­тично же они суть воплощение объективных социальных фун­кций. Таким образом, происходит постоянное уравновешива­ние того, что индивиды хотели бы сделать, если бы их выбор определялся только их личным желанием, и тем, что их зас­тавляет делать общество.

Пока структура общества проста и статична, установ­ленные оценки действуют довольно долго; однако если обще­ство находится в процессе изменения, сразу же меняются и оценки. Изменение структуры общества обязательно влечет за собой переоценку и новое определение текущей ситуации. Новый социальный порядок не может существовать без такой переоценки, ибо только благодаря ей индивиды могут действо­вать по-новому и отвечать на новые вызовы. Таким образом, процесс оценки - это не просто сверхфеноменологическая супер­структура, дополняющая экономическую систему, но и аспект социального изменения во всех тех сферах деятельности, где

[428 ]


желательно изменение поведения индивидов. И если в своих наиболее важных функциях оценки действуют в качестве со­циального контроля наподобие дорожных огней, то совершен­но очевидно, что мы не можем внести порядок и гармонию в хаос этого контроля, пока не узнаем немного больше о тех социальных процессах, которые приводят в действие эту сис­тему контроля, а также о тех социальных условиях, которые могут нарушить действие этой системы.

Определенно существует взаимосвязанная система социальной и психологической деятельности, в рамках которой осуществляется ценностная ориентация; ее наиважнейшими компонентами являются создание оценок, их распростране­ние, согласование, стандартизация и усвоение. Имеются так­же определенные социальные условия, способствующие или препятствующие плавному ходу этого процесса.

Теперь я совершенно определенно заявляю: произош­ло полное смещение социальных факторов, от которых зависит плавный ход указанного процесса. Однако мы были настолько слепы, что не смогли должным образом распознать эти фак­торы и тем более поставить все на свои места. Я попытаюсь поэтому перечислить некоторые из изменившихся социальных условий, нарушивших традиционное функционирование ос­новных факторов этого процесса.


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 992 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)