АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Социологический смысл парадигматического опыта

Прочитайте:
  1. III. Попытки объективного понимания религиозного опыта в современной психологии
  2. Анализ регуляции слюноотделения в различных условиях опыта.
  3. Атрибутивный риск развития заболеваний и их осложнений. Определение, смысловое значение, методика расчета.
  4. Б)2. пПолучение нового опыта.
  5. Биологический смысл условного рефлекса
  6. БОЛЕЗНИ ГЛУБОКИХ СТРУКТУР КОПЫТА
  7. В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ
  8. Внимание — не в смысле всеобщий ахтунг, а способность сосредоточиться на каких-либо событиях, предметах и видах деятельности.
  9. Внутренний смысл ситуации потребления и состояния опьянения.
  10. Глава 5. Марковские процессы в широком смысле. 1 страница

Мы осознали важность парадигматического опыта, и это дает нам ключ к пониманию того, что мы обычно подразу­меваем под «бездуховностью» современной жизни. Смысл этого термина состоит в исчезновении исконных образов или архетипов, определявших жизненный опыт человечества на протяжении многих столетий. Воздействие этих образов на подсознательное поняли историки искусства и культуры, пси­хологи и философы66. Теперь, когда мы видим, что происхо­дит, когда сила этих образов уменьшается, необходимо к уже имеющемуся на этот счет знанию добавить знание о социаль­ном значении этих образов.

Назову некоторые из этих архетипов или исконных об­разов: герой, мудрец, дева, святой, кающийся; в области христи­анского воображения: крещение, отпущение грехов, любовь к ближнему, евхаристия (причастие), добрый пастырь, распятие, искупление. Эти архетипы не могут быть до конца поняты, если считать их просто пережитками донаучной стадии развития. Их исчезновение без замены чем-то другим ведет к дезинтегра­ции современного жизненного опыта и человеческого поведения.

[535 ]


Без парадигматического опыта невозможно ни последова­тельное поведение, ни формирование характера, ни реальное человеческое сосуществование и сотрудничество. Без них мир наших рассуждений теряет свою ясность, поведение распада­ется на части и остаются лишь бессвязные фрагменты моде­лей успешного поведения и фрагменты приспособления к по­стоянно меняющейся среде.

Если модель приспособления к среде, которая приве­ла к столь важным результатам в области биологических ис­следований, использовать не только как гипотезу в области социальных исследований, а превратить ее в мерило челове­ческих действий, то обязательно последует дегуманизация человеческой жизни. Результатом такого научного подхода будет полное уничтожение оценок, связанных с различными вещами и формами поведения в социальной жизни. Для лю­дей, принадлежащих к данной культуре и действующих в ней, ценности неразрывно связаны с вещами. В процессе действия они опираются на существующую в сознании онтологическую иерархию, говоря: «Это плохо, это хорошо, то еще лучше». Научный подход начинается с нейтрализации этой онтологи­ческой иерархии в мире опыта. Для психолога один опыт так же важен, как другой, для социолога социальные условия, приводящие к воспитанию гангстера, так же важны, как и со­циальные условия, способствующие воспитанию хорошего гражданина. Этот нейтральный подход приводит в качестве метода научного исследования к наиболее ценным результа­там.' Однако если мы попытаемся превратить его в правило поведения, он становится дезинтегрирующей силой как в лич­ной жизни, так и в жизни общества. С научной точки зрения, и опыт святого, и опыт истерика могут рассматриваться как примеры психологического механизма; однако сознательное пренебрежение качественным различием между этими двумя видами опыта наносит ущерб обществу в том случае, если оно будет относиться к святому, как к истерику, и наоборот. Если нет парадигматического опыта, который заставляет нас при­давать различное значение различным фазам действия, то нет кульминационного пункта, к которому направлено дей­ствие. Это не только расщепляет жизнь индивида и подменя­ет ее цельный характер фрагментарностью, но и делает не­возможной координацию социального действия. Парадигма­тический опыт и исконные образы выполняют в жизни индиви­да не только функцию организующего принципа при форми­ровании характера, но и регулятора сотрудничества между индивидами.

Другая особенность парадигматического опыта заклю­чается в том, что он придает жизни драматический смысл. Сотрудничество и совместные действия в обществе возможны

[536 ]


только тогда, когда одни и те же вещи обозначают для каждо­го члена общества одинаковый опыт. Тот, кто не разделяет мнения общества о смысле этих вещей, не принимает участия в общественной жизни. Парадигматический смысл имеют, однако,, не только статичные явления, но и процессы. Коллек­тивное действие стремится к кульминационному пункту, и именно его драматический характер способствует истинному участию. Разделение труда и разделение функций без драма­тизма в общей конечной цели подобны системе Тейлора на фабрике. Это лишает отдельный или частичный труд смысла. Именно это и происходит в современном индустриальном об­ществе. Модель тейлоризации, состоящая в бессмысленном расчленении общей задачи, разрушает изначальную модель драматического объяснения жизни. В конечном итоге она сво­дит жизненную модель индивида к хорошо составленному расписанию, в котором не допускается никакая осмысленная кульминация или подлинное направление развития.

Беспредельное накопление денег, бесконечное стрем­ление к повышению своего благосостояния, непомерное вы­пячивание комплекса силы, бессмысленное расточительство - эти характерные черты распространяются не только на средний класс, но и на низшие слои общества и составляют различные стороны одного и того же процесса. Полная безду­ховность чувств и эмоций, бесцельно бушующих, ведет к тому, что люди ищут удовлетворения в аномальной реакции. Это лучше всего видно на примере отношения к досугу. «Давай пойдем в кино или куда-нибудь еще, все равно куда - такое неопределенное желание характерно для многих людей, ис­пытывающих его в конце рабочего дня. Однако это внешняя сторона медали, обратной ее стороной оказывается бессмыс­ленность труда, организованного по системе Тейлора67.

Я вовсе не утверждаю, что массы в прошлом были бо­лее культурными; скорее наоборот, они были более грубыми и жестокими. Однако они не страдали от типичной для совре­менного общества пустоты и никакая предшествующая куль­тура не пыталась сделать свою жизненную модель преобла­дающей. Совершенно очевидно, что вину нельзя сваливать на массы. Они не виноваты в том, что в прошлом их уделом бы­ла тяжелая и нудная работа и что со времени промышленной революции большая часть предпосылок человеческого суще­ствования постепенно разрушалась. Свойственное капита­лизму превращение досуга в коммерцию с постоянным требо­ванием новых сенсаций также характерно для нового типа сознания, как и неправильное разделение труда и социальных функций, создающее частичные задачи, почти лишенные смысла. Вопрос состоит отнюдь не в том, кто виноват во всем

[537 ]


этом, а в том, что надо делать и как, чтобы не только ликви­дировать внешние симптомы, но и вырвать зло с корнем.

Наличием исконных образов, регулирующих поведение и коллективные действия, следует, по-видимому, объяснять тот факт, что более примитивные группы, например сербы, сражаются насмерть, в то время как более интеллектуальные нации слишком быстро отказываются от борьбы. Истинное выражение жизненного опыта, которое проистекало из рели­гии и придавало смысл всей нашей жизни, постепенно исчез­ло и ничто не пришло ему на смену, а у атомизированного сознания и общества нет ничего, за что стоило бы бороться.

С учетом вышеизложенного очень важно выяснить, подкрепляется ли намерение русских бороться против Гитле­ра до последней капли крови старым религиозным парадигма­тическим опытом или же новыми созданными большевиками образами и новой драматизацией общей судьбы. Если верно второе, то это не только еще раз доказывает тот факт, на­сколько глубоко коренится в человеческом сознании идея братства между людьми, что эта идея черпает свежие силы из древних источников, но и что даже в наше время при опреде­ленных условиях возможно появление новых архетипов.

По той же самой причине я далек от того, чтобы ут­верждать, что гуманистическая традиция, идущая от Возрож­дения через эпоху Просвещения к либерализму XIX века была совсем лишена парадигматического опыта или жизненной силы. Революционная борьба против установившейся власти, неукротимое стремление стать на собственные ноги, титани­ческие усилия по несению груза осознания или отказ от надежды на потустороннюю жизнь - таковы были основные динамические силы этого процесса. Однако с самого начала характерной чер­той этих сил было то, что они действовали, лишь пока выра­жали стремление восходящих классов, более того, немногих самых передовых их представителей. Исконные образы гума­нистического Возрождения и эпохи либерализма в истории были в большинстве случаев символами разлада и индивиду­ализма и как таковые являлись источниками напряженности.

Соответствующая форма сознания была далека от ир­рационализма; она скорее склонялась к разуму. Однако этот разум был фанатичен. Эта форма сознания стала терпимой, нейтральной и аналитической только после того, как класс, в котором она зародилась, остепенился и приобрел прочный статус в обществе. Исчезли фанатические и динамические черты сознания и связанные с ним образы. Остался скепти­ческий, ищущий, аналитический ум, способный осуществлять беспристрастный поиск фактов.

При существующем положении дел очень трудно пред­сказать, какова будет тенденция развития событий, какой из

[538 ]


двух великих Leitmotifs68 в нашей духовной истории станет преобладающим. Конечно, не исключено, что две силы будут действовать в одном направлении: та сила, наследием кото­рой был религиозный дух, будет придавать человеческому опыту глубину и трансцендентность; а та, что несла из про­шлого силу разума и воли, будет создавать лучший мир, ис­пользуя потенциальные возможности мировых ресурсов. Воз­можно, не очень далеко то время, когда эти две силы осозна­ют смысл нового великого вызова нашего времени. Возможно, они вскоре поймут, что имеют нового и чрезвычайно опасного врага, который мешает развитию их внутренних отличитель­ных признаков. Имя этого врага, зловещая тень которого ви­сит над всем миром, - механизированное варварство.

Даже если эти две силы объединят свои возможности в борьбе маловероятно и даже не желательно, чтобы они полностью слились. Возможно, однако, что, несмотря на на­пряженность, существующую между ними, или даже в силу этой напряженности, они будут дополнять друг друга и осоз­нают, что они представляют собой два полюса в одной исто­рической битве в защиту нашего общего наследия.


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 721 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.004 сек.)