АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология

Резюме. Новые проблемы

Прочитайте:
  1. S-ГТ/серотониновые пути
  2. VII. Новые подходы к ведению больных инсулинонезависимым сахарным диабетом
  3. VII. НОВЫЕ СРЕДСТВА ЛЕЧЕНИЯ РАКОВЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  4. XI. Новые рекомендации
  5. А. Новые препараты инсулина
  6. АЗАТИДИНОВЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ
  7. Актуальность проблемы.
  8. Аминохинолиновые соединения.
  9. Антилейкотриеновые препараты
  10. Антилейкотриеновые препараты

Мы видели, что настоящее понимание проблем хрис­тианских ценностей в меняющейся среде требует ясного разграничения между основным христианским опытом и раз­витием христианской веры и поведением, порожденным эрой капитализма.

Затем мы занялись поиском новой интерпретации фи­лософии прогресса, для того чтобы найти в ней элементы, не устаревшие и по сей день, в отличие от элементов, тесно свя­занных с прошедшей эпохой. Было бы неплохо заменить оптими­стическую точку зрения, согласно которой происходит прогрес­сивное развитие во всех сферах человеческой деятельности, на более реалистичный взгляд, согласно которому ни механи­зация, ни индустриализация ни автоматически, ни в силу диа­лектики не дела ют человека лучше, а общество счастливее.

Далее мы попытались внести ясность в смысл такого понятия, как «планирование ради- религии». Каков смысл это­го понятия? Ответ на этот вопрос очень важен не только для собственно религиозной сферы, но и за ее пределами, так как проливает свет на исследование смысла планирования во всей духовной сфере. Первая реакция на вопрос о том, нужно ли планирование в духовной жизни, у любого из нас будет безусловно отрицательной. Это объясняется, однако, неспо­собностью понять, что термин «планирование» может озна­чать нечто иное, чем тоталитарная регламентация. Однако, не­много поразмыслив, мы вынуждены признать, что даже в нашем

[539 ]


неплановом обществе мы постоянно делаем что-либо для обра­зования, искусства, науки и религии. Полное «невмешательство» в эти сферы не было возможно раньше и невозможно в наше время. Новой отличительной чертой века планирования будет то, что для нас значительно прояснятся принципы нашей под­держки развитию и распространению культуры; если мы бу­дем стремиться к планированию ради свободы, то станем еще тщательнее относиться к выбору средств, способствующих развитию духовной жизни. Это приведет к еще большей ясно­сти относительно сущности и возможных изменений планиру­емой нами субстанции.

С точки зрения планирования необходима разработка двух аспектов христианских оценок. Первый аспект выражает приспособление. Христианские оценки, как и любые другие, пытаются регулировать отношение и поведение. Как таковые, они связаны с приспособлением человеческого действия к окружающей среде, особенно к среде изменяющейся. Христи­ане в большинстве своем не хотят признавать приспособи-тельный характер христианских норм поведения. Как я указы­вал, это нежелание объясняется либо неправильным понима­нием термина «приспособление» (что совсем не означает «компромисс», компромисс - это только одна из форм при­способления), либо тем фактом, что христианская мораль слишком часто подчеркивает достоинство непротивления. Это, однако, вовсе не означает отрицание приспособления, а всего лишь высокую оценку неагрессивных подходов к жиз­ненным проблемам. То, что христианство на практике не могло означать отказа от приспособления и игнорирование конкретной ситуации, доказывается самим фактом выживания христианства. Этот факт свидетельствует о том, что христиа­не приспосабливались к изменяющейся ситуации и что это приспособление было продуктивным, однако делали они это в большинстве случаев довольно неосознанно. Пока преобла­дали хилиастические ожидания приближающегося конца све­та такое пренебрежение конкретной ситуацией могло быть оправдано. Однако когда стало ясно, что эти надежды надо отложить, и когда наконец получила развитие идея историч­ности, проблема жизни в постоянно меняющемся мире стала весьма актуальной.

С моей точки зрения, именно сильная сторона прагма­тизма как философии делает ясным приспособительный, кор­ректирующий характер человеческого поведения. Эта ясность и честность в отношении того, что действительно имеет место в человеческом действии, вовсе не является недостатком со­временного мышления. С моральной точки зрения более вы­сокая жизненная форма приспосабливается к изменяющимся условиям скорее на сознательном, нежели бессознательном

[540 ]


уровне адаптации. Пока наше приспособление сознательно, мы всегда в состоянии ясно и четко сказать: «До этих пор я могу признать факты меняющейся среды, здесь я должен ос­тановиться и оказать сопротивление». Приспособление к не­желательной ситуации будет состоять в своего рода действии, индивидуальном и коллективном, ищущем средств временно­го ухода с арены общественной деятельности, будь то путем мятежа или реформы. Сознательное признание приспособи-тельного характера действия дает христианину возможность быть прогрессивным, ответить на вызов res novae69, не став при этом жертвой изменений. Поскольку у христианина другой источник направления своей деятельности, кроме простого желания приспособления и успеха, он всегда может провести ясную грань между приемлемыми и неприемлемыми для него типами приспособления.

Именно здесь приобретает значение другой аспект хрис­тианских оценок, находящийся вне рамок прагматизма. Этот ас­пект христианских оценок (как и любых других оценок, имеющих более глубокую цель, нежели простое выживание и равновесие с окружающим миром) выражается в том факте, что христианин не просто стремится приспособиться к окружающей среде, но и сде­лать это с помощью моделей действия, гармонирующих с его жизненным опытом. Именно из этого источника проистекает тра-диционалистский и консервативный элемент христианского дей­ствия. Христианское действие имеет свое направление, посколь­ку ему присуще определенное видение жизни, которое не исчеза­ет, хотя и подвергается постоянным изменениям. Эта субстанция постоянно сосредоточивает мышление и деятельность на опре­деленных проблемах и разделяет вызовы окружающей среды и ответы на них на желательные и нежелательные.

Осознание важности этого видения жизни привело нас к более тщательному исследованию социологической значи­мости парадигматического опыта. На уровне прагматического подхода индивиды и группы могли бы выжить только в случае правильного, т. е. эффективного приспособления к постоянно меняющейся обстановке. Более глубокий анализ показал, что общество, основанное исключительно на практике эффектив­ного приспособления, рано или поздно приходит к дезинтег­рации: начинается этот процесс с дезинтеграции характера и поведения его членов, затем наступает полный паралич в сфере активности и наконец парализуется всякая совместная деятельность, поскольку исчезает ее глубинный смысл. Очень вероятно, что наблюдающаяся в настоящее время апатия в большинстве цивилизованных обществ хотя бы частично объясняется исчезновением парадигматического опыта и, возможно, ослаблением исконных образов, придававших в прошлом смысл человеческому действию.

[541 ]


Дальнейшее исследование природы парадигматичес­кого опыта показало, что частично он восходит к древнейшей истории человечества. Эта история сохранила исконные об­разы, истекающие из древних глубин сознания. Эти архетипы действуют через религиозную традицию и в прошлом обеспе­чивали интеграцию не только человеческой личности, но и социальных моделей. Если социальный климат характеризу­ется общим конвенционализмом, то архетипам свойственна тенденция к окостенению. Однако даже в таком состоянии они обладают скрытой силой, которая может стать опасной, если жизнь общества приобретет динамический характер. Всегда возможны внезапные вспышки, неожиданное оживление пер­вичного видения жизни. Еще более глубокое исследование необходимо для понимания природы гуманистического и ком­мунистического типов парадигматического опыта. Совершенно ясно, что по своему происхождению они в конечном итоге также архаичны. Однако их историческое преобразование отличается по своему характеру от типов, унаследованных этим веком от религиозной традиции. В них больше элементов рационализма. И в этом смысле они лучше приспособлены к преобладающей тенденции - увеличению доли Ratio70, но они разделяют также и судьбу Ratio. А судьба эта состоит, по всей вероятности, в том, что на своей ранней стадии Ratio динами­чен, синтетичен, полон утопической напряженности; однако когда жизнь становится более упорядоченной, растет безо­пасность и развивается разделение труда, преобладающими становятся аналитические аспекты Ratio. Результаты этого процесса могут быть довольно ценными, однако модель ана­литического мышления, превратившись в образ жизни, скорее подрывает человеческие отношения, нежели интегрирует их.

Из различия между приспособительным характером и парадигматическим видением христианского действия выте­кает, что, с одной стороны, христианин должен быть консер­вативным в отношении сути христианского жизненного опыта, а с другой стороны, прогрессивным для понимания измене­ний, происходящих в современном мире.

Нет никакого противоречия в том, чтобы руководство­ваться древним видением в качестве основы жизненного опы­та и в то же время понимать потребности и возможности но­вой ситуации. Первое дает направление всем действиям, пос­леднее способствует установлению связи с настоящим вре­менем и не позволяет уклониться от участия в историческом процессе.

[542 ]


Дата добавления: 2014-12-11 | Просмотры: 741 | Нарушение авторских прав



1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |



При использовании материала ссылка на сайт medlec.org обязательна! (0.003 сек.)