АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Проблема «Человек и вещь»
Важным критерием образа жизни личности является соотношение в нем трех основных сфер деятельности: труд и подготовка к трудовой деятельности (рабочее или учебное время), быт – время, которое тратится на работу по дому, уход за собой и т.д., досуг – время свободное от забот и обязанностей. Очень важным является вопрос о том, как человек распределяет свое время, силы, способности, энергию и активность между тремя этими сферами жизни. Если все интересы человека сосредоточены только в сфере быта и свой смысл жизни он видит лишь в добывании престижных вещей – приходится говорить о вещизме, то есть о мещанском, потребительском стиле жизни.
На студенческом диспуте одна из студенток сказала: «Счастье – это иметь 5 «Д»: дом, диплом, деньги, дачу и мужа дурака в придачу». За этой шуточной формой скрывается определенная жизненная программа обывателя, в которой духовные ценности и общественно полезная деятельность не предусмотрены.
Дело не в дорогих вещах, не в даче или автомашине, а в том, кто к чему или что к кому привязано: человек к автомобилю или автомобиль к человеку. Если вещи заработаны честным трудом, если они служат человеку, украшают и облегчают его жизнь, тогда все нормально, но если человек служит тем вещам, стремится всеми правдами и неправдами обзаводится ими, если приобретательство стало для него самоцелью, тогда дело плохо, человек стал рабом вещей.
Потребительская психология деформирует личность, порождает чуждые обществу жизненные принципы и стиль поведения человека. Когда эти люди собираются в своих компаниях, они ведут лишь разговоры о том, кто что «достал» и «кто кого объегорил». Они в кругу себе подобных бравируют тем, что «денег не считают», что за вечер могут проиграть не одну тысячу рублей.
Вещь подчиняет человека, определяя его помыслы и идеалы. Главное для него «мое», а второстепенным оказалось «наши».
В отдельные периоды существовали свои символы мещанства, а сейчас появился новый тип мещанина-потребителя, потребляющего главным образом духовные ценности. Если мещанин-вульгарис потребляет главным образом вещи, разного рода барахло и комфорт сверх всякой разумной нормы, то мещанин-модернизмус потребляет преимущественно книги, произведения искусства, литературы, науки. Его отличия от традиционного потребителя (символ вожделения которого является полированная мебель, дача и автомобиль) очевидны. Но не менее очевидным является их сходство: и тот, и другой видят смысл своей жизни в потреблении, лишь в приятных ощущениях, получаемых извне. Духовность, направленная лишь на потребление,– это духовность отрицательная; духовность, направленная на активное развитие и претворение своих способностей, – это духовность, безусловно, положительная.
Потребительство ведет человека в пропасть, в тупик. Основные-то ценности сокрыты не в сейфах, не в гардеробах и не в гаражах. Главное для счастья – возможность реализовать себя, а не стремление к бесконечному потреблению благ разных видов. Реализовать себяна уровне ярких тряпок, комфорта, «балдежа»,– это значит реализовать лишь возможности своей протоплазмы, но не себя как Человека. Это не счастье, потому что, прожив свою жизнь с КПД ноль целых, ноль ноль ноль одна по сравнению с тем, что мог бы он жизни дать и мог от жизни взять, человек просто не состоялся, его не было. А ведь он был.
Тип современного нигилиста и скептика
У нас немало еще встречается людей, избравших другой путь – путь обывательской, спокойной, равнодушной к общественным заботам жизни. Об их «идеале» М. Горький писал, что они хотят «очень мало работать, очень мало думать, очень много кушать». И хотя запросы современного обывателя стали гораздо шире, но суть осталась прежней – поменьше общественных забот и побольше личных благ. Эти люди руководствуются принципом «моя хата с краю». Огромные возможности таятся в каждом, в каждом без исключения рядовом нормальном человеке. Не стремиться к реализации этих колоссальных внутренних возможностей, жить, как живется, – это все равно, что использовать кусок урана для того, чтобы колоть орехи. А ведь этот же кусок в соответствующих условиях способен осветить и обогреть целые города, может доставить караван судов через полярные льды туда, где люди ждут продуктов, машин и топлива. Так нет же, колем орехи.
Безыдейность нередко принимает форму нигилизма, т.е. отрицания общепринятых ценностей, моральных норм и форм общественной жизни или скептицизма, проявляющегося в критически-недоверчивом отношении к ценностям и идеалам данного общества.
Вступая в жизнь, молодые люди приспосабливаются к ней, но не всегда у них это сразу получается. Отсюда непонимание, неприятие, протест. Конфликты с обычаями, моралью, законом. В чем мы наглядно можем убедиться, наблюдая за деятельностью неформальных групп.
Противоправные неформальные группы, нарушающие закон, с ними приходится бороться. Асоциальные, действующие вне общества, противопоставляющие себя обществу, но закон не нарушающие. Неасоциальные: ни рыба ни мясо, ни вне общества, ни с ним, они тоже не нарушают закон, но посмотришь на них – становится как-то не по себе. Социальные (их подавляющее большинство): удовлетворяющие естественные социальные запросы.Их интересы: профессия, хобби, техника, наука, философия, политика, спорт.
Когда в конце 60-х годов в западных странах возникло движение хиппи – это было социальным шоком. Идеология хиппи – это идеология «интеллектуальной благодати» – волосатости, ищущих себя в природе, увлекающихся интуитивным знанием, проповедующих самостоятельность мышления, протестующих против гордыни интеллекта, выступающих за мирное разрешение всяких конфликтов, но умеющих постоять за себя, отмежывающихся от наркоманов (которые «бегут от себя») и от религии (которая «зацикливает великие идеи»), не признающих в своих рядах организации и лидеров. Мы видим точки соприкосновения, основание для диалога.
Драматичным представляется положение молодежи с точки зрения ее трудоустройства, перспектив профессионального роста, зарплаты, возможностей приобретения собственного жилья и создания своей семьи. В результате значительные массы молодежи еще на пороге своей самостоятельности в жизни осознают, что длительный период жизни они обречены на многие лишения с точки зрения удовлетворения тех потребностей, которые представляются для них естественными и первостепенными. Пессимизм в оценке перспектив экономического и социального развития общества в целом и своих личных перспектив вызывает среди молодых специфические реакции в виде стремления либо вовсе избегать мыслей о будущем, либо ограничиваться краткосрочными личными жизненными планами. Это и обуславливает отток части молодых людей в неформальные группы, где они с помощью альтернативных ценностей, особого стиля жизни получают возможность «в обход» официальных путей реализовать свои жизненные, ценностные представления. Участие в неформальных группах, во многом базирующееся на отказе от реалий сегодняшнего общества, оборачивается противостоянием основным нормам и социальным институтам любого общества.
Если первоначально социально нейтральные группировки попадут в сферу влияния криминальной среды, а затем в подчинение ей, то они будут формироваться и развиваться в группировки совсем другого, преступного типа.
Преступность – порождение социальных условий. Преступность – нарушение закона, приносящее моральный, материальный и физический ущерб государству и людям, живущим в этом государстве.
Преступников создает среда – общественная и семейная. Антиобщественное воспитание в семье; культивируется неприятие закона как такового, поощряются кража и обман под покровом такой «философии»: «если от много взять немножко – это не кража, а просто дележка». Это воспитание приводит к преступлению и наказанию. Выйдя из тюрьмы, преступник возвращается на тот же путь и вновь попадает в тюрьму. Так протекает его жизнь, которую он мотивирует при контактах с представителями общественности своей тяжелой, несправедливой долей – жить вне общества, отторгнутым от него. И в его голосе слышится бравада. Потому что, будучи отторгаемым, он отторгает общество сам.
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 663 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |
|