Возрастная биоритмология
Все, что было сказано до этого, относилось, в основном, к взрослому организму. А как обстоит дело с возрастной биоритмологией? Хотя эти вопросы еще не были хорошо изучены, можно сформулировать следующее положение: суточные биоритмы, их проявления не имеются в готовом и законченном виде у новорожденного, а формируются в онтогенезе.
У новорожденного ребенка, при измерении у него температуры тела, не обнаруживается заметная разница в показателях утренней, дневной и вечерней температур. Такие различия появляются на втором месяце жизни. Более заметными они становятся позже за счет снижения температуры поздним вечером.
Биоритмы начинают проявляться уже в первые недели жизни, вероятно, они имеются и у зародыша, но их проявления реализуются постепенно. Ряд биоритмов проявляется как у взрослых лишь в школьном возрасте.
В раннем дошкольном возрасте начинается распределение на группы «сов», «жаворонков», аритмиков. Можно проанализировать динамику поведения ребенка в течение суток и охарактеризовать с достаточной степенью точности «биоритмологический портрет», а затем внести соответствующие коррективы в организацию режима и весь процесс воспитания.
Между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Самые начальные отключения в состоянии здоровья проявляются в первую очередь, в нарушениях биоритмов.
Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно нарушений сна возникают болезненные состояния. У детей они находят отражения в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенной раздражительности, утомляемости. Именно такие реакции наблюдаются у детей, пришедших в детский сад после выходных, родители которых грубо нарушают режим.
Выдающийся физиолог Павлов И.П. указывал, что основу режима составляет «динамический стереотип», т.е. регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, а динамическая, изменяющаяся.
Уже с первого дня пребывания ребенка в детском саду начинает действовать расписание, составленное на весь холодный период года, т.е. с осени до лета (9 месяцев). Этот режим должен быть в равной мере стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды.
Итак, наличие цикличности режимных процессов и соотношение его с особенностями «биоритмологического портрета» ребенка является необходимым условием для развития физиологических и других процессов, и самочувствия человека, который растет, его настроения. Все общие положения режима необходимо конкретизировать с учетом индивидуально-типологических биоритмологических особенностей детей.
Как же выглядит режим дня наших дошкольников?
Как правило, режим дня для дошкольников (младшая детская группа от 3–4 лет), воспитывающихся в детском саду, и детей этого же возраста, находящихся в домашних условиях, составляется и выдерживается примерно одинаково.
При оценке этих режимов можно констатировать, что в целом они составлены по рациональному принципу перехода от одного вида деятельности к другому, т.е. носят ритмический характер.
Но их следует индивидуализировать, исходя из биоритмологического портрета ребенка. Как же это сделать?
1. В течение 2–3 дней провести анализ обычного поведения ребенка.
2. Очень важно обратить внимание на особенности дневного сна. В результате можно установить временную динамику многих психологических и других качеств, среди которых следует выделить работоспособность и эмоциональное настроение ребенка.
Высокая работоспособность и преимущественно хорошее настроение в дообеденное время характерны для детей – «жаворонков». Те же качества, лучше проявляющиеся во второй половине дня, свойственны детям – «совам». У аритмиков эти качества существенно не меняются в течение дня, оставаясь на высоком или реже низком уровне.
Индивидуальные биоритмологические околосуточные особенности следует учитывать при реализации любого воспитательного мероприятия. Особенно это касается занятий.
Наибольшую значимость правильное проведение занятий приобретает в старших и подготовительных группах.
В чем же должен состоять главный биоритмологический принцип проведения занятий? Прежде всего в регулировании степени умственной и эмоциональной нагрузки в зависимости от времени дня и соответствующих проявлений биоритмов.
Интенсивность умственной и физической активности ребенка должна находиться в соответствии с индивидуальными проявлениями суточных ритмов.
Примерно такая же динамика свойственна и эмоциональным реакциям детей; повышенной плаксивостью и раздражительностью: у «сов» по утрам, а у «жаворонков» во второй половине дня, что необходимо учитывать при планировании и проведении воспитательно-образовательной работы.
Можно провести работу по некоторой коррекции биоритмологических проявлений у ребенка. Следует так организовать распорядок дня ребенка, чтобы обеспечить условия для постепенного формирования у него достаточно высокого уровня работоспособности в течение всего дневного времени, исключая период сна.
Такая коррекция должна быть преимущественно направлена на предупреждение спадов работоспособности и нежелательных изменений эмоционального настроения у детей – «жаворонков» во второй половине дня, а у детей «сов» – в первой.
Эту задачу можно решить при рациональном сочетании умственных, физических и эмоциональных нагрузок в процессе игры ребенка, которая, по данным советских психологов, является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве.
Необходим и учет роли сезонных биоритмов в динамике состояния здоровья дошкольника. Всем известны факты возрастания случаев острых распираторных заболеваний осенью и весной, что рассматривается как проявление сезонной цикличности в реактивности организма.
Итак, рациональный режим, включающий в себя разумное распределение часов, отведенных для приема пищи и сна, правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всестороннему и гармоническому развитию здорового ребенка.
Реферат седьмой,
Студентка
пед. факультет, Ш курс
Дата добавления: 2014-12-12 | Просмотры: 718 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 |
|