АкушерствоАнатомияАнестезиологияВакцинопрофилактикаВалеологияВетеринарияГигиенаЗаболеванияИммунологияКардиологияНеврологияНефрологияОнкологияОториноларингологияОфтальмологияПаразитологияПедиатрияПервая помощьПсихиатрияПульмонологияРеанимацияРевматологияСтоматологияТерапияТоксикологияТравматологияУрологияФармакологияФармацевтикаФизиотерапияФтизиатрияХирургияЭндокринологияЭпидемиология
|
Новые репродуктивные технологии и морально-правовые проблемы
1).Больше всего споров в современной биомедицинской этике связано с рождением и умиранием человека. Медицинские вмешательства, направленные, с одной стороны на рождение, с другой, на прерывание беременности сопряжены с рядом морально-этических, правовых и т.д. проблем, большая часть из которых не имеет однозначного решения.
Новые репродуктивные технологии
Методы искусственного оплодотворения искусственная инсеминация и ЭКО и ПЭ - экстракорпоральное оплодотворение и перенос эмбриона «оплодотворение в пробирке», в основном, применяются для лечения бесплодия. Искусственная инсеминация известна уже более 200 лет. В современной модификации эта репродуктивная технология используется в массовой медицинской практике с 60-х годов, а в нашей стране - с 1981 года. Метод ЭКО и ПЭ создан эмбриологом Р.Эдвардсом и акушером - гинекологом П.Стептоу в Англии, где в 1978 году родился первый «ребенок из пробирки». Благодаря использованию спермы донора искусственная инсеминация получила широкое распространение в случаях мужского бесплодия в семье. Гораздо реже, но тоже применяется искусственная инсеминация спермой мужа, например, в случаях «отсроченного родительства» - после того, как сам он подвергся лечению, косвенным следствием, которого является стерильность. Этические проблемы, прежде всего, связаны с практикой применения донорской спермы. Авторитеты христианской, религии видят здесь аналог прелюбодеяния, светские же критики метода обвиняют доноров спермы в моральной распущенности и т.д. В противоположность такой позиции, ВМА в своем «Заявлении об искусственном оплодотворении» (Мадрид, 1987) считает медицинскую помощь, оказываемую при бесплодии, оправданной как с научной, так и с этической точек зрения. Однако, такой подход предполагает умение видеть и оптимально разрешать следующие этические трудности. Этический принцип не причинения вреда здоровью будущего ребенка, благополучию семьи требует особой строгости при обследовании здоровья доноров. Признанная во - всех странах тайна донорства, во-первых, требует надежной защиты информации о донорах от третьих лиц, а во-вторых, вступает в противоречие с правом родившихся таким образом детей по достижении совершеннолетия знать о своих биологических родителях. Не исключено также, что тайна донорства чревата опасностью инцеста (кровосмешения) в будущем между братом и сестрой по отцу. Такая возможность становится более вероятной в связи с принятым в нашей стране понятием «активные доноры»: это здоровые лица от 25 до 40 лет, сдающие сперму не чаще 5 раз в месяц и не дольше 5 лет. Этический аспект есть и у оплаты донорства спермы. Так как в нашей стране оплата, пусть и сравнительно небольшая, осуществляется только за качественный поданным спермограммы донорский материал, можно говорить о купле-продаже при донорстве, что, безусловно, является неэтичным. Еще больше этических проблем связано с применением метода ЭКО и ПЭ. Религиозные авторы отвергают этот метод в принципе как «опасный шаг к дегуманизации человеческой жизни у самых ее истоков». ВМА же считает этот метод допустимым:
1) как оставшуюся единственную возможность при лечении некоторых форм бесплодия;
2) как способ профилактики генетических аномалий;
3)как важное научное направление исследования репродукции и контрацепции. Однако, здесь же ВМА подчеркивает исключительную важность соблюдения норм медицинской этики.
По сути дела, все фазы осуществления ЭКО и ПЭ сопряжены с трудными этическими проблемами. Само начало применения метода, а именно гиперстимуляция яичников,чтобы в одном цикле получить несколько, иногда до 20, зрелых яйцеклеток, нередко сопровождается серьезными осложнениями (кисты яичников и т.д.). Возникают вопросы: насколько адекватно информирована об этом женщина, удовлетворительна ли юридическая форма получения «информированного согласия». Процедуре оплодотворения, на самом деле - в чашке, а не в пробирке, подвергаются все полученные зрелые яйцеклетки, чтобы повысить вероятность успеха, но спустя примерно трое суток в матку переносят не более 3-х - 4-х ранних эмбрионов, состоящих из 4-8-16 клеток. Что в свою очередь приводит к многоплодной беременности. По данным риск многоплодной беременности при ЭКО и ПЭ в 20 раз выше, чем при естественном зачатии.
Допустим, после первого переноса эмбрионов наступает долгожданная беременность. Что теперь делать с оставшимися «лишними» эмбрионами (они живые и сохраняются в замороженном состоянии при температуре минус 196 градусов)? Противники абортов заявляют, что просто разморозить их - это значит «сделать аборт». Трансплантировать их другой женщине или использовать их как объекты биомедицинских исследований - это новые этические и юридические проблемы. Состояние здоровья детей, родившихся с помощью ЭКО и ПЭ, к сожалению, еще недостаточно научно исследовано. Имеющиеся же данные говорят, что в практике применения новых репродуктивных технологий у детей подчас встречается серьезная патология. Необходимо, однако, учесть при этом возраст, общее состояние здоровья и, в особенности, репродуктивное здоровье их матерей.
Согласно «Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан» (ст. 55), право на применение методов искусственного оплодотворения есть у каждой совершеннолетней женщины детородного возраста. Однако, соответствующие Инструкции Минздрава РФ предписывают применение данных технологий по медицинским показаниям, что, кстати, соответствует рекомендациям ВМА. Данное противоречие усугубляется, когда речь идет о незамужней женщиной, которая хочет воспользоваться одним из методов искусственного оплодотворения, не имея к тому медицинских показаний. Упомянутые Инструкции Минздрава РФ разрешают ей такую медицинскую услугу.
Наиболее спорным применением метода ЭКО и ПЭ считается суррогатное материнство, когда эмбрион имплантируется в матку матери-носительницы. При этом могут быть разные ситуации - если генетическими родителями являются: а) супруги-заказчики; б) женщина из супружеской пары-заказчиков и анонимный донор спермы; в) женщина-заказчица, не состоящая в браке, и анонимный донор спермы; г) мужчина из супружеской пары-заказчиков и женщина - донор яйцеклетки. Как с морально-этической, так и с юридически-правовой точек зрения здесь возникает много вопросов: допустима ли вообще такая медицинская практика, если она допустима, то при каких условиях и т.д. В нашей стране суррогатное материнство можно считать разрешенным с введением в 1996 году в действие "Семейного кодекса РФ". Правда, в этом законодательном акте нашли отражение только вопросы определения материнства и отцовства в отношении таких детей. Супруги-заказчики записываются родителями ребенка только с разрешения суррогатной матери, то есть, Закон предоставляет ей право оставить ребенка у себя. Если супруги-заказчики или суррогатная мать уже были записаны в качестве родителей ребенка, они не вправе оспаривать свое родительство в суде, ссылаясь на то, что ребенок был рожден с помощью суррогатного материнства. Имеет ли право прибегнуть к суррогатному материнству незамужняя женщина, должна ли применяться эта репродуктивная технология только по медицинским показаниям - эти и другие вопросы остаются пока в нашей стране открытыми. ВМА допускает практику суррогатного материнства только при оказании помощи женщине, не имеющей матки, осуждая и, безусловно, отвергая при этом любой коммерческий подход.
Дата добавления: 2014-05-20 | Просмотры: 1601 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|